Большой разговор

Большой разговор

Татаренко Иван Петрович
21 июля 3013 года.

Был прекрасный летний день. С утра на дворе было по утрам немного прохладнее, но к обеду становилась невыносимая жара, от которой все живое пряталось в тени деревьев и кустов. В такое время даже все певчие птицы замолкали с раскрытыми ртами от жары. Одни лишь петухи примостившись возле курочек, время от времени произносили свое ку-ка-ре-ку и замолкали. Ласточкам и скворцам было не пения. В эту жару они летали по садам, выискивая на деревьях насекомых и личинок, чтобы принести их вечно голодным птенцам. На эту забавную картину смотрел дед Фёдор Иванович, сидевший на скамеечке возле своего дома. Он был среднего роста с большой лысиной на голове, в больших роговых очках, скрывающих его кругловатое лицо с морщинами на щеках, маленькие седые усики приятно шли к его лицу с маленькой седой бородкой.  Он читал только что принесенную почтальоном газету под названием «Российская газета». У его ног на земле в холодке лежал домашний кот Васька, который время от времени поднимал голову и посматривал на хлопотливых воробышек, щебетавших на дереве.
Мимо дома по широкой улице шел сосед Николай Степанов, высокий, худощавый с приятным открытым лицом под шляпой. Поравнявшись со стариком, на ходу промолвил:
- Федор Иванович, что читаешь?
- Заходи Николай Степанович, посмотришь на мое чтиво.
- Некогда. Спешу к автобусу.
- Зачем он тебе потребовался?
- Надо встретить приехавшую из города жену.
- Автобус только что прошел мимо. Твоя жена не шла. Я всех видел, кто проходил мимо меня.
- Что же мне делать? - промолвил Николай.
- Ничего тебе не надо делать. Садись со мною рядом в тени на скамейку. Подойдет второй автобус. Может жена с ним приедет. Садись!
- Другого выхода нет, - промолвил Николай, садясь рядом с дедам на скамейку. -Так у тебя слушатель уже есть!
- Кот Васька как услышит чириканье воробышек, так готов за каждым убежать и схватить себе на обед.
- Мне то бежать больше некуда. Лучше скажи, Федор Иванович, что хорошее прочитал в газете?
- Вот статья, в которой говорится, что теперь гастарбайтеров, кто не говорит на русском языке, не будут принимать с Кавказа и Средней Азии на работу в России, на Дальнем Востоке, да и вообще. Таково мнение российских работодателей.
- Но ведь они просятся к нам. У них в республиках нет для всех работы, семьи надо  одержать, - заметил Николай. - Всем желающим выдают визы на въезд в Россию.
- Визы это одно дело. Только что делать человеку без знаний русского языка. Возле каждого на рабочем месте не поставишь переводчика. Дешевле в наше время начать учить гастарбайтеров, чем содержать переводчиков.
- Вот ты, Федор Иванович, старый учитель, всю жизнь проработал в средней школе учителем русского языка и литературы, как смотришь на обучение гастарбайтеров - прости слово-то какое-то не русское.
- Наша власть свое слово сказала: "Всех учить!".
- Это же как понимать? Придется нам в России открывать для их обучения тысячи школ! Это же даже немыслимо?
- Правильно толкуешь. Но дорогой, Николай Иванович, безграмотных гастарбайтеров нельзя пускать в цеха, где, например, станки работают на электронике. Обучение гастарбайтеров канительное дело. У нас возник вопрос. Принимать - не принимать!
- Я так думаю, Федор Иванович, у нас в стране на сегодняшний день даже нет практически выработанной теории обучения и методики преподавания. Правильно ли я говорю?
Федор Иванович подумал немного, посмотрел на тенистое и ветвистое дерево, на котором  засвистели свиристели, промолвил:
- Видишь, даже птицы друг с другом переговариваются между собой на непонятном нам своем птичьем языке. Так вот встает вопрос - кого лучше учить птиц или людей!
- Птицы, сами собой научатся понимать самих себя, а что касается людей и непонятных гастарбайтеров из бывших наших республик, тут дело труднее. Может уже когда-то существовал такой процесс обучения?
Может, Федор Иванович, поделишься своим опытом обучения как бы иностранцев русскому языку. Ты же имеешь опыт работы с военнопленными?
Сосед замолк, видимо о чем-то думал или припоминая, посматривая на лежащего у ног кота Ваську, который учуял, как на дереве зашибутились свиристели, соскочил с места и побежал к дереву, мигом по стволу поднялся в крону, из которой выпорхнула стайка птиц и полетела прочь. Кот замяукал от недовольства и стал задом спускаться по отвалу на землю.
- Что, Фёдор Иванович, так и будем молчать?
- Вот припоминаю. Если тебе так интересна тема обучения гастарбайтеров, то я тебе лучше расскажу, как я начинал работать в школе, правда это было в прошлом веке.
- С удовольствием послушаю, - пока не приехала жена.
- В то время нас тоже учило государство. Ничего мы не платили, а, наоборот, нам студентам стипендии платили. Закончили педагогическую учебу. Дали в руки дипломы, выдали подъёмные на дорогу, вручили направления. Сели на поезд, поехали к месту работы за Уралом. Я приехал в Предгорье Алтая. Районном отделе народного образования заведующая РОНО Чечанова вручила мне приказ на место работы в однокомплектную школу на реке Кокша, село со школой находилось в шестидесяти километрах от города, уведомив, что в школе различный ученический коллектив. Я спросил:
- Как это понимать различный ученический коллектив?
- Кокшинская школа открыта в районе всего год назад, - сказала завроно. В ней есть ученики в тринадцать-четырнадцать лет в разных классах. Есть и другие особенности, но я не могу о них говорить, сам разберешься. Квартира для тебя уже приготовлена. Приедешь и располагайся в ней как дома.
Одновременно задал еще один вопрос:
- Сколько километров Кокшинской школы до райцентра?
- Всего тридцать километров. На совещания в РОНО будешь брать в колхозе лошадь и на ней приезжать без опозданий. Не желаешь ездить на лошади - приходи пешком.
- Может еще нужно было кое о чем расспросить? – спросил Николай.
- В то время считал, что было достаточно того знакомства со школой, которое я получил от заведующей Чечановой - на вид тонкой, хрупкой женщины с длинным остреньким носиком с модной прической на голове. Потом я долго жалел, что не только подробнее не расспросил Чечанову, но даже не переговорил с инспектором школ района о моей школе.
- Конечно, Федор Иванович, это было твое упущение, - промолвил я. – Только в чем оно выражалось?
- В том, что я попал в село с различным разговором населения, говорящего на различных: языках на русском, немецком и еще на каком-то кавказском языках. Эту особенность разговорной речи, я с товарищами заметили, когда вошли в железнодорожный вокзал маленького провинциального городка на Бии. Прислушались и определили, что люди разговаривают у билетной кассы на ломаном русском языке вперемежку с русскими словами. Кассир же всем по надобности отвечает на русском и немецком языках, никому не делая никаких замечаний в разноязычном разговоре.
- Вы хотя бы спросили у дежурного по вокзалу почему пассажиры разговаривают по-разному?
- Некогда было расспрашивать. Мы спешили на рейсовые автобусы скорее уехать по местам нашего назначения на работу в школах. Что впоследствии все произошло по пословиц - с корабля прямо на бал.
- Как это понять?
- Первого сентября все ученики: малые и великовозрастные пришли с сумками в школу. Сели за парты. Я вошел в класс, промолвил:
- Здравствуйте, дети!
Они тоже стоя за партами приветствовали меня по-разному.
- Это как же? - поинтересовался сосед.
- Слышу слова "Здравствуйте" и по-немецки: "Гутен так".
- Не понимаю. Повторите еще! Но повторение было таким же как первое. Садитесь, произношу. Смотрю на класс. Часть учеников сели. Другая, большая часть продолжала стоять. Пришлось опять повторить. - Садитесь! Но никто не сел. Тогда одна ученица, лет десяти – маленькая, хрупкая, с кудрявыми волосами на голове, строго промолвила: «Зетцен зи зих!» Все дети сели. А в голове у меня засела одна мысль, как же дальше вести занятие на уроке. Одновременно вести уроки на двух языках нас училище не учило. Но и детей до сегодняшнего дня никто не учил немецких парнишек и девчонок в русской школе. Всему классу задал вопрос:
- Кто разговаривает или хоть понимает русский язык. Русские подняли руки, промолвили: "Мы знаем!" Я успел заметить, что девочка с кудрявыми волосами подняла руку, затем опустила. Сидевший на задней парте тринадцатилетний парнишка Кирилл Попов промолвил: «Аншиц понимает по-русски. Спроси те ее».
- Аншиц, скажи правильно говорит Кирилл?
- Не совсем хорошо, но понимаю, - ответила девчонка.
- Теперь, Аня Аншиц, ты будешь мне помогать. Я буду говорить, а ты по-немецки будешь пересказывать всему классу.
- Тогда продолжим урок. Начинаем перекличку по фамилиям, заодно и познакомимся друг с друг ом. Называть меня будете Василий Петрович. Начинаем перекличку по классному журналу. Аншиц - это я уже знаю. Бауэр Ирма, Вуккерт Лариса, Гокк Марта, Якель Эрна, Шнайдер Ганс... и все остальные русские дети.
Первый день работы в школе по обучению разновозрастных детей грамоте, говорящих на двух языках, делом оказалось сложным и для меня, прямо очень сложным и непонятным.
- Как же дети вели между собой? - спросил Николай.
- Удивительно, что на переменах все вместе играли, объяснялись на каком-то полу понятном тарабарском русско-немецком языке, используя движения и жесты руками. Как начинался урок все становилось на прежнее место.
- Как это понимать?
- Я начинаю проверять выполненные домашние задания. Как обычно одни выполнили, другие не выполнили. Спрашиваю: почему не выполнили. Ответ следует один: "Нихт ферштейн" - не понимаю. Спрашиваю дальше: "Кирилл Попов, ты выполнил задание?" Встает, бойко отвечает как по военному : «Так точно выполнил?»
- Тебе все было понятно, а вот Эрне непонятно было.
- Это она сама не хотела выполнять упражнение домашнего задания, где нужно было в предложениях расставить знаки препинания. Это же делается проще простого -читай и ставь запятые! Они сговорились не выполнять упражнение, что бы посмотреть, что вы будете с ними делать, - ответил Кирилл.
- Что скажет Аншиц?
- Я свое выполнила, а все остальные пробегали и купались в речке.
- Как же всех заставить выполнить домашнее задание?
- Оставить после уроков и пусть выполнят, - предложила Аншиц. - Тогда они не будут оправдываться "нихт фзршейн" - как непонимающие.
- Хорошо, так и сделаю. А сейчас переходим к изучению новой темы правописания.
Вроде чего-то необычного в природе не происходило в эти сентябрьские дни. Но время от времени нет да нет, набегали холодные ветерки, напоминая, что лето кончается. В самом деле на белоствольных березах появились первые желтеющие на ветках листочки. Трава стала какой-то жухлой, колючей по обе стороны дорог, по которым цепочкой друг за другом бойко бежали муравьи со своими ношами к большому муравейнику. Глядя на муравьев, думал, что они тоже стремятся к жизни и трудолюбиво работают и работают, приготовляя на зиму определенный запас пищи без всякого расслабления. А что получается с работой в шкале с детьми двух национальностей? Вроде все нормально. Все дети утром приходят в шкалу на занятия. Веду с ними по своему плану занятия. В итоге получается половина класса успевает, другая тянется, как говорится в хвосте и оправдывается одним словом "вир нихт фершейн" – то есть не понимаем.
- Сколько же длилось это непонимание? - спросил до этого слушавший мои изречения Николай?
- Решил поехать на прием к завроно Чечановой. Она спросила:
- По как ому вопросу приехал?
- Я не имею практики работать одновременно с детьми, говорящих на немецком и русском языках. Ведь я немецкий язык изучал только в средней школе, а в училище его вовсе, нам не преподавали.
-Какие отметки были в школе по немецкому языку.
-Был отличником.
- Вот и хорошо, - с улыбкой на тонких губах ответила Чечанова. - Строй свою методику преподавания так, чтобы она удовлетворяла при изучении учебного материала всех детей. Лучшего и более полезного совета я тебе предложить не могу. Могу послать к тебе инспектора РОНО чтобы помог твоей работе. С большим трудом все учителя работают со смешанным контингентом учащихся и не жалуются.
- Что же мне делать?
- Работать и не жаловаться. Надо ближе познакомиться с родителями. Они увидят, что ты заботишься об их чадах, чтобы были грамотные.
Мне ничего не оставалось, как слушать полезные наставления завроно и ждать приезда инспектора для оказания те помощи.
- Когда же приехала инспектор?
-Так и не приехала до конца ученого года.
В трудах и заботах прошел хлопотливый сентябрь. С некоторых деревьев ветер сорвал желтые листья и погнал их по дороге в траву и кусты. Роща, что росла недалеко от школы, оказалась в осеннем пожаре без огня и дыма. Жители села устремились с кошелками и корзинками в рощу за грибами. В один из дней я решил познакомиться с родителями детей. Что мне стало заметно, так замечания родителей, прямо говоривших мне в глаза:
- Нас уже несколько лет не посещал на дому ни один учитель. Да и школы у нас не было несколько лет. В прошлый год, только открыли, учитель уехал и больше не приехал.
Матушка девочки Аншиц, еще не совсем старой женщины со следами прошлой красоты в молодости, разговорчивая, хотя в ее речи проскальзывали немецкие слова в русском раз говоре, оказалась приветливой, разговорчив ой, спросила:
- Может у Вас есть ко мне какое важное дело?
- Пришёл расспросить, как ваша дочка готовит дома домашние задания.
- Я немного училась в русской школе, поэтому кое в чем дочке помогаю.
- Я доволен вашим ответом. Пойду к другим, - сказал гостеприимной хозяйке.
Это я рассказал Николаю Степановичу, который внимательно слушал рассказ. Потом спросил:
- Что узнал от других родителей?
- Все говорили по-разному, что им за работой некогда следить за детьми , а что касается приготовления домашних заданий, то может раз в неделю заглянешь в тетрадь, а что там написано правильно или не правильно не интересовались. Часто говорят, что мы учителя не понимаем. Мы сами родители плохо по-русски понимаем, все больше дома и на работе разговариваем по-немецки. Дети смотрят на нас и тоже стараются выражать свои мысли на немецком языке, а учитель требует разговора по-русски. Может мы друг друга не понимаем чего-то?
- А что тут поснимать, - сказал Николай. - Раз русская школа, то в ней учат по-русски.
- Все правильно и с детьми надо считаться. Ведь они вырастут и пойдут работать, а любая работа требует знания русского языка. А русскому языку должна каждого научить русская школа.
- Доволен своим посещением родителей?
-В общем-то да, но ни от кого я не узнал, откуда за Уральским хребтом, да еще на Алтае в Сибири, появились немецкие поселения. Я знаю из литературных исторических источников. что в Канаде есть украинские диаспоры, на Аляске тоже русские диаспоры. Но как появилась в Сибири на Алтае немецкая диаспора, никто мне не может объяснить. Как-то бывая на совещаниях при РОНО, однажды попытался спросить у Чечановой:
- Скажите, пожалуйста, откуда на Алтае появились немцы, европейского происхождения, видимо из Германии?
Заведующая РОНО посмотрела на меня, тихо сказала:
- Ответить на твой вопрос может только специальный комендант и начальник милиции района.
- Спрашивал у кого-нибудь, например у начальника милиции? - поинтересовался Николай.
- Спрашивал у начальника и коменданта.
- Что же они ответили?
-Твой, вопрос остается пока без ответа,- ответил начальник .А комендант просто сказал: "Придет свое время все будет известно о немцах.
- Интересно, на этих ответах ты остановился?
- Нет, решил расспросить кое кого из русских работников рабочего поселка "Союз золото".
- И у кого первого решил расспросить?
- Как ты понимаешь? Первым была русская продавец в магазине. При удобном моменте спросил: Ефросиния Васильевна, ты уже тут давно работаешь, скажи откуда в "Союз золоте" немцы появились?
- Дорогой, Федор Иванович, я не знаю. Когда меня прислали работать, в бараках поселка уже жили немцы. А кто они, откуда я не интересовалась. Поэтому тебе ничего не могу сказать. Для меня они хорошие покупатели продуктов питания, а больше мне ничего не надо. План выполняю!
- Что же ты, Федор Иванович, предпринял по улучшению работы с детьми в школе на официальных и неофициальных, встречах с родителями и своим начальством в районе?
- Видишь, Николай Степанович, вопрос очень сложный был для меня в то время, в середине пятидесятых годов прошлого века.
- В чем же выразилась сложность?
- Мне самостоятельно пришлось находить методический приемы для работы с детьми. Может они кое для кого и малозначительные, а для меня они оказались очень полезными.
- Вот и расскажи, может меня заинтересуешь?
- Все оказалось просто. Я всю работу на двух языках как бы совместил в единый прием работы на каждом уроке.
- Вот конкретнее и расскажи.
- Раз тебе так интересно, то слушай. Весь ход урока расписал на русском языке с начала до конца. Вхожу в класс - строчка по-русски. Под этой строкой написано по-немецки.
2. - Здравствуйте, дети!
Ниже эта же строка по-немецки - /гутен так!/.
3. - Садитесь! (зетцен зи зих)
-Начинаем урок /Бегинен орднунк/.
4. -Что было задано на дом?
/Вас дефайлен аухгабе?/.
5. - Отвечает дежурный.
/Антвортен фом Днепст/.
6. - Кто задание "не выполнил?"
/
7. - Почему?
/вар ум?/
8. ответ: "Мы не умеем говорить по-русски".
9. -Запишем повторно задание. Мама мыла рамы.
(Шрайбен).
10. Не понимаем!
/ Их нихт фершейн/.
11. Читаем хором!
(Лессен).
12.  Хорошо читаем все!
/ Все читали хорошо!/.
13. Читаем под картинкой: Анна и Марта купаются.
/Етзи лезен Марта/.
14. Дома выучить стихотворение по-русски.
(Гросмутер ауслернен по-русски - бабушка козлика очень любила.
15. Урок окончен.
/Ди штундэ аухштадтД
16.  До свидания! Всем встать!
/ Аухвидерзеен. Аллен штейт аух!/
17. Всем перемена!
( Аус паузе)
Конечно этот набросок рабочего плана урока мне очень помог.
Слушавший сосед мой рассказ - в записи хода урока шутливо промолвил :
- Один ум хорошо, а два еще лучше! Так именно у тебя и получилось.
- Только после каких, именно, мучений? Фактически надо изучить другой - язык и учителю и ученикам. Это дается нелегко, но надо было преодолевать,
Федор Иванович положил скомканную в руках газету на диван-скамейку, посмотрел на дерево, на котором шумели свиристели, задумчиво промолвил:
- Вот кому не надо другого языка. У них один для всех, и все его понимают.
Николай Степанович молчал, видимо о чем-то думал, .неожиданно спросил:
- Федор Иванович, что ты думаешь об объявлении учить гастарбайтеров русскому языку?
- Это предложение выдвинуло государство. Значит так нужно для всей страны. Это дорога для всех гастарбайтеров Средней Азии, Ближнего Востока, Кавказа, а именно для современной молодежи, обучение русскому языку надо только приветствовать. Молодежь будет служить России.
Интересный разговор по газетному объявлению затянулся надолго.  Солнце перешло свой зенит противостояния и начало склоняться к западу.  Свиристели продолжали свой веселый хор в тени густых ветвей. День продолжался. Подошел долгожданный автобус. Остановился. Николай пошел встречать жену, на ходу бросил:
- Хорошо, Федор Иванович, я поговорил с тобой. Можно было бы еще продолжить раз говоры, но надо идти с женой домой.
- Очень хорошо, что небольшое газетное объявление об учебе гастарбайтеров вызвало у нас большой разговор.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.