Две тысячи поклонов в день...

Посвящается инженерам Оленинского леспромхоза-полигона, ныне живущим и тем, кто  безвременно ушёл...



Две тысячи поклонов в день - это не чайная церемония, и не бал у английской королевы, это сезон лесовосстановительных работ в конце апреля - начале мая. Примерно столько - чуть больше или чуть меньше раз - необходимо наклониться за день, чтобы выполнить дневную норму посадки ёлочек. На гектар уходит примерно четыре тысячи саженцев. А посадить за сезон надо около 200 гектаров.

Сажаем, но не поливаем

"Лена, вы копаете ямку,сажаете ёлочку и поливаете?" - так спросила меня моя приятельница. Для тех, кто не представляет что это такое, посадить ёлочку в делянке, объясню. Делянка - это площадь в несколько десятков гектаров, подготовленная для посадки - наезжены борозды. Только не подумайте, что как под всеми нами любимую картошечку. Это не ровное поле, а более-менее расчищенная, после заготовки древесины, площадка с завалами, заболоченными участками... Лес он и есть лес.

Так вот. На борозду становятся два человека: впереди идет тот, у кого в руках меч Колесова (специальная узкая лопата, весом 5-7 кг), которым делаются в почве небольшие углубления. Второй человек наклоняется и опускает в подготовленную лунку саженец ёлочки-трехлетки (рост 10-30 см), а затем притаптывает его своей пяткой, обутой в резиновый сапог. И так через каждые 70 сантиметров борозды. Вот и получается две тысячи поклонов-наклонов в день. Кажется, что все просто, но это тяжёлый, изнурительный труд.

После первого дня работы сил хватило только добраться до дома,  стащить с ног сапоги и рухнуть на любимый диван. На второй -  добавилась процедура умывания, на третий уже будто бы и не работал целый день. Но несмотря на смертельную усталость есть в этом процессе и положительные моменты.

Во-первых, сознание того, что лет, эдак, через восемьдесят здесь будет шуметь зрелый рукотворный лес, уже на радость внукам.

Во-вторых, здесь вам и фитнес-клуб и солярий одновременно. Причем, оплачиваете это удовольствие не вы, вам еще приплатят. После трёх дней работы мышцы становятся крепкими и упругими, ровным красивым загаром покрываются лицо и руки, жаль, что нельзя сбросить куртку - ещё довольно-таки прохладно, да и клещи вот-вот на охоту выйдут.

В-третьих, здесь хорошо думается. Ничего не отвлекает от плавно бегущих мыслей. А подумать есть о чем...

Стул у дороги

Путь от Оленина до делянки занимает больше часа. Едем в сторону Городка. Дороги нормальные, так что движемся с максимально допустимой скоростью. За окном мелькают лес, поля, деревни. Поворот на Зубовку - на обочине стоит венский стул(!), приглашает, присядь путник, отдохни. Может быть, и в деревню заглянешь? Вот только нет жильцов в деревне, хотя поговаривают, что еще в прошлом году здесь жил один дедок... А в этом?

...Пенский, некогда большой поселок лесозаготовителей, живет лишь за счет дачников в летний период. Гарь, Разбойня - также заброшены, и таких деревушек не счесть. Лишь названия остаются в памяти старожилов, да ещё пока обозначают местонахождение деревни дорожные указатели, да разваливающиеся и зарастающие бурьяном дома... и цветущие сады. Аисты возвращаются сюда весной и вьют свои гнёзда на водонапорных башнях, взирая с их высоты, на умершие деревни. А вот люди сюда уже не вернутся...

Танки грязи не боятся

Развилка. Нам надо повернуть на деревню Волково, до которой чуть больше 6-ти километров. Дорога здесь закончилась, осталось лишь направление. Хорошо, что мы едем на 66 ГАЗах: дорога труднопроходимая - мягко сказано. Короче, Париж-Дакар отдыхает. Не знаю, как танки, которые грязи не боятся - нашим машинам всё нипочем, лишь моторы громче ревут, и такое впечатление, что вот-вот  опрокинемся навзничь, но обходится - прорываемся. Поэтому небольшие речушки переехать вброд - просто мелочи.  Мы уже почти и на месте. Минуем Волково, а через речку на взгорке виднеется Романово. Места красивые - просто дух захватывает. В этих деревнях ещё живут люди. Вот только как? Ведь ни "скорая", ни автолавка к ним не проберутся.

Пообщаться с местным населением не удаётся - наш путь лежит дальше. Но, знающие люди, говорят, что основной вид транспорта в распутицу здесь гужевой, т.е. одна лошадиная сила с телегой. В чём пришлось убедиться буквально на следующий день - три женщины пожилого возраста, совершали выезд "в свет", т.е. в Городок... Неторопливо бежит Савраска, бабульки приветливо машут руками, будто бы долгожданным гостям. Зимой им проще - устанавливается санный путь. Можно и не на лошади, можно  пешком, другой стороной до Городка. По местным меркам это недалеко.

Пути-дороги

За неделю работы на посадке ёлочек мне довелось побывать в разных местах - Городок, Дубровский питомник, Татаринское лесничество. В питомнике дергали ёлочки и подготавливали их к отправке в делянки. Всей бригадой  выдергали пятьсот тысяч саженцев, на одну рабочую единицу пришлось около 80 тысяч. Ёлочки растут до нужной кондиции на хорошо обработанной земле, ровными рядками-грядками.

Татаринское лесничество за Новосёлками. Сюда ехала с особым трепетом. Ведь лет эдак 15 назад, в бытность моей работы на полигоне Оленинского ЛПХ, мне уже доводилось сажать ёлочки именно здесь. Думала, не узнаю тех мест, но вот она - знакомая делянка, здесь мы были, а ёлки-то уже выше меня ростом! А до этого казалось, что лес везде одинаков. Вообще-то вдоль дороги очень часто попадаются рукотворные леса - здесь сажали лет двадцать назад, здесь уже попозже. Но будущий лес  просматривается, ведь не зря сажают ель европейскую, приживаемость её 90-процентная.

 То берёзка, то рябина...
 
А лес живет своей жизнью. Сначала он был тёмным и серым. Но с каждым  погожим днём пробуждался, просыпался. Вот уже подернулся бледно-зелёной дымкой, но это ещё не листва, это только началось сокодвижение, набухли почки. Правда, бело-жёлтыми островками то тут, то там цветёт брединник. Появились голубые полянки - зацвели подснежники, потом и ветреница расстелилась белым ковром. Запестрели розово-голубые цветки Иван-да Марьи. А вот и чудо в самой середине делянки: думала сирень цветёт, уж и веток наломать решила. Объяснили бестолковой, что это Волчье лыко - хоть и лекарственное, но очень ядовитое растение, лучше с ним  не связываться.

Своей весенней жизнью живет и животный мир. Каждый день он напоминал о себе: то тетерев вспорхнет из-под колес машины, то заяц встречает и провожает нашу колонну. Мелкие птахи заливаются на все голоса, крупные - такие, как ястребы, плавно кружат над полями в поисках добычи. А добыча - полевые мышки - уже вовсю бегают в траве. В тёплые деньки жабы икру в лужах мечут, заодно и солнечные ванны принимают. Наблюдать за ними - удовольствие. Очень изящны их движения...

-Раз появились жабы, значит, и змеи уже выползли,- говорит наш шофер. - Какие змеи? Да у нас тут в основном гадюки да медянки...

Уж лучше бы промолчал. Теперь каждая изогнутая палка в делянке почему-то шипела, шевелилась и дразнилась раздвоенным языком...

А вчера над Оленино кружила семья аистов.  То ли кому деток принесли, то ли место для гнездовья выбирали...



2004 год


Рецензии
70 сантиметров это не мало? Ведь придётся несколько раз прореживать по мере роста. И ёлки будут стоять как солдаты в строю?

Григорий Рейнгольд   21.12.2013 08:47     Заявить о нарушении
В природе все просто. При почти 100-процентной приживаемости саженцев - окончательно выживут - сильнейшие. Как солдаты в строю елки стоять не будут, ведь сажают их не по линейке, но в зрелом лесе ряды просматриваться будут.

Елена Ксюнина   22.12.2013 00:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.