Авантюрист 32 глава

(продолжение)

Начало:
http://www.proza.ru/2013/07/24/1612

ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ ГЛАВА

    …В октябре похолодало. Назревали события. Был образован Военно-Революционный комитет во главе с Подвойским. В состав ВРК вошёл и Сталин.

    7 октября Ленин вернулся в Петроград и поселился на выборгской стороне у большевички Фофановой. Большую часть времени он вынужден был во избежание ареста сидеть дома.

    Он писал статьи, рассылал письма, которые разносила Фофанова, и скучал. О его месте пребывания знали всего несколько человек.

   – Ленин угнетён вынужденным домашним арестом, хотя и много работает, – сказал Сталин. – Нужно давать его мозгам отдых, а то сидит с двумя бабами. Поручаю тебе сходить к нему. Вы давно не виделись. Наверно, найдется, о чём поговорить.

    Владимир Ильич был рад приходу Виктора. Он расспрашивал его о годах, проведённых после возвращения в Россию. Пока Надежда Константинова и Фофанова бегали с его письмами по членам ЦК, Виктор решился рассказать ему правду. Ленина развеселила его история. Он расспрашивал о царице, о Вырубовой.

   – А вы, Виктой, не пйомах. С Николашкой-то, оказывается, почти йодственники, однодыйошники. Ха-ха-ха… Как говойится, с небес да к цайице в постельку… Только не йаспйостганяйтесь об этом. Не поймут, как это большевик мог стать любовником цагицы.

***   
    …Наступило 24 октября. ВРК заседал, выяснял окончательный расклад сил. Ленин присылал Подвойскому записочки из конспиративной квартиры. Вокруг Смольного горели костры. Возле них грелись солдаты и красногвардейцы, ожидающие приказа идти на приступ Зимнего Дворца. Но приказ задерживался.

    Ленин, сидя на конспиративной квартире, чего-то медлил. Члены ВРК ждали Ленина. Без него трусоватый Подвойский не решался отдать приказ о начале восстания.

    В воздухе повис вопрос: где Ленин? Троцкий бешено крутил колесо истории, делая крутой вираж. В записке Ленину он начеркал сердито:

    «Или сегодня, или никогда. Я отдаю приказ ВРК начинать восстание. Троцкий».

   – Сегодня ничего уже не будет, – сказал Сталин Виктору. – Можешь пойти, отдохнуть.

    Виктор неторопливо шагал по тёмным улицам Петрограда, дыша воздухом Балтики. Мимо катились на лихачах нарядные люди, кто в театр, кто в ресторан, кто на бал, не догадываясь, какая грозная сила скопилась в городе, готовая сковырнуть их, как прыщ с лица. Не сегодня, так завтра. Кое-где раздавались одиночные выстрелы.

    Недалеко от дома, на углу, его остановил негромкий хрипловатый голос:
   – Котик, обещаю волшебный сон наяву. Недорого. Всё, что пожелаешь.

    Виктор увидел женскую фигуру. Женщина выступила из темноты. Её голова была окутана платком. Под распахнутым пальто белело голое тело.

    Виктор остановился, подумал, что, да, неплохо бы расслабиться.

   – Если торопишься, можно тут, в уголочке.
   – Не люблю по-собачьи. У меня рядом квартира. Пошли.

    Проститутка ухватила его под руку. Только уже дома, когда проститутка размотала платок, Виктор был изумлён, узнав Дашу, свою жену.

   – Как? Это ты? – воскликнул он.
   – Витя! – поразилась Даша.
   – Что случилось? Почему ты… вот так… пошла на такое?
   – Почему? – Даша, не снимая пальто, старенькое, с обтёрханными рукавами, с вытертыми локтями, села на стул. – А почему ты убежал от меня?
   – Ты же знаешь, что мне грозило? Что меня могли, как Аньку, арестовать, а то и хуже – сразу на штыки? Тебя это бы устроило?
   – А ты знаешь, что там, в Царском было? Ты знаешь, что матросы, пришедшие арестовывать Аньку, изнасиловали её и меня и выгнали на улицу в одном платье? Что мне было делать? Тебя не было. Кто мог мне помочь? Вот, пришлось… зарабатывать на хлеб так… А теперь мне всё равно, – Даша всхлипнула. – Теперь я конченная. Смотри.

    Она распахнула пальто. Виктор увидел её нагое тело, а на животе и в пахах ровную холодноватую мраморноватую – сифилитическую – сыпь.

   – Ты же… ты же могла заразить меня…
   – В темноте не видать, – усмехнулась Даша. – Не одной мне страдать.
   – Я тебе дам денег. Тебе нужно лечиться. Сальварсан неплохо помогает…
   – А зачем? Всё кончено, Витенька. Тебя назад не позову. Живи. Я всё равно решила, как увижу тебя и брошусь в Неву…
   – Глупо. И с этим люди живут…
   – А я не хочу жить с этим. Я не хочу, чтобы у меня через год выпали зубы, провалился нос… Я увидела тебя. У тебя всё хорошо. Больше мне ничего не надо…

    Даша заплакала.
   – Может, ты есть хочешь? Поешь, – предложил ей Виктор.   
   – Есть хочу, но я не стану у тебя есть.

    Даша запахнула пальто, встала.
   – Я пойду. Прощай, Витя.

    Даша замотала голову платком и вышла. Виктор посмотрел ей вслед, но задерживать не стал. Ему вдруг вспомнились мученические глаза еврейки Раи, и он подумал:
   – Несчастная… Ещё одна жертва революции.

    …Утром шёл дождь со снегом. Виктор, сунув руки в карманы кожаной куртки, позаимствованной в автороте, вернулся в Смольный.

    Во дворе Смольного слышались ликующие крики красногвардейцев и солдат.

   – Что случилось? – спросил он одного бородача в солдатской шинели.
   – Усё, товарищ, «Временных» низложили! – воскликнул тот. – Усё! Войне конец! Чичас на съезде принимают дехрет, то исть, закон: Землю крестьянам! Фабрики рабочим! Войне конец! Мир! Таперя по домам, землю пахать.

    Зал был полон. Шло экстренное заседание Петроградского Совета. На трибуну вышел Ленин. Виктор успел пробиться к ней. 

    За столом президиума сидели с раскрасневшимися полупьяными от радости лицами Троцкий, Сталин, Каменев, Свердлов, Дзержинский.

    Ленин начал говорить сумбурно. Его тоже переполняли эмоции. Потом он, возвысив голос, выкрикнул:
   – Йабочая и Кйестьянская геволюция, о необходимости котойой  всё вйемя говогили большевики, совейшилась…
    Отныне наступает новая полоса в истогии Йоссии, и данная тйетья гусская геволюция должна в своём конечном итоге пйивести к победе социализма.
    Да здйавствует всемийная социалистическая геволюция!

                К  ГРАЖДАНАМ  РОССИИ.

    ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЗЛОЖЕНО. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ ПЕРЕШЛА В РУКИ ОРГАНА ПЕТРОГРАДСКОГО СОВЕТА РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННОГО КОМИТЕТА, СТОЯЩЕГО ВО ГЛАВЕ ПЕТРОГРАДСКОГО ПРОЛЕТАРИАТА И ГАРНИЗОНА.
    ДЕЛО, ЗА КОТОРОЕ БОРОЛСЯ НАРОД: НЕМЕДЛЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО МИРА, ОТМЕНА ПОМЕЩИЧЕЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ, РАБОЧИЙ КОНТРОЛЬ НАД ПРОИЗВОДСТВОМ, СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА – ЭТО ДЕЛО ОБЕСПЕЧЕНО.

     ДА ЗДРАВСТВУЕТ РЕВОЛЮЦИЯ РАБОЧИХ, СОЛДАТ И КРЕСТЬЯН!

                ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
                ПРИ ПЕТРОГРАДСКОМ СОВЕТЕ
                РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ.

25 ОКТЯБРЯ 1917 Г. 10 Ч. УТРА.

ВОЗЗВАНИЕ II СЪЕЗДА СОВЕТОВ «К ГРАЖДАНАМ  РОССИИ».

(продолжение следует)
http://www.proza.ru/2013/09/01/848


Рецензии