Наш приезд в Казахстан 5 -Байбек- Весеннее тепло

 (Начало смотрите внизу списка цикл"Наш приезд в Казахстан" 1,2,3,4)               

                БАЙБЕК

                ВЕСЕННЕЕ ТЕПЛО

           Каждый день проходил в новых заботах , работали все, так как  дел        было невпроворот ,несмотря  на маленькое  хозяйство : то поили и кормили скот , то убирали навоз, то снег расчищали … Я включалась в общую работу  , и мне    некогда было скучать. С куклой Светланкой  виделась все реже , и она больше спала в своих маленьких корпешках.

           Конец зимы уже ощущался: снега стало меньше ,и дорожки во дворе стали темнеть…  Дни  становились  теплее   , и запах навоза во дворе ощущался все резче …      
           Однажды, когда мы  были  дома, бабушка вышла и быстро  зашла с маленьким  комочком ,который был завернут в подол  ее платья. Это был ,только что родившийся, маленький козленок. Он был еще мокрым, и черная шерстка его дрожала. Быстро передав козленка маме ,бабушка вышла и вернулась  с  истошно  блеющей ,козой ,которая с ходу сразу было метнулась к маме.  Но бабушка ,ловко ухватив козу  за рога, остановила и ,завязав веревку на шее, привязала ее к колу (казык) в углу, недалеко  около печки. Потом бабушка  положила козленка перед его матерью ,и та стала судорожно его облизывать. Я  тоже подбежала и с интересом стала разглядывать эту маленькую «игрушку», но мама подальше  отвела  меня, боясь ,что коза  начнет беспокоиться  и забодает. Я отошла  подальше и стала наблюдать ,как  через короткое  время козленок, неуклюже встав на все четыре ножки, уже тыкался носом в вымя матери. Коза, что-то мекая на своем козьем языке, нежно обнюхивала  трепещущий хвостик своего детеныша.

                Вскоре, дня через три, козу увели наверх, в загон, а козленочек остался и наполнил все пространство своим  требовательным меканием. Для меня это была настоящая красивая живая игрушка , и я находилась около него все свое свободное время,  играя с ним . И вообще, это было прелестное создание ! У него была такая мягкая волнистая шерстка, что его хотелось  постоянно гладить . А глазки ,серенькие в полосочку, так умненько смотрели ,будто он понимал ,когда я с ним разговаривала!  Когда приводили козу для кормления ,он сразу вырывался из моих рук и , победно мекая, смешно подпрыгивал к матери .

                Через некоторое время  наш маленький загончик в доме уже пополнился еще маленькими  козлятами… И жить стало веселей! Точнее, сытней, потому что появилось молоко, которое стало первоосновой всего съестного в доме. И мы уже пили и чай с молоком, и коже с молоком ,и на середине нашего дастархана стал появляться деревянный тостахан(чашка) с каймаком (сливки).
      
                Так проходили дни за днями, и  все ждали приезда папы из Пензы, которого всё еще не отпускали с работы.  В степи  из далека  виднелся  небольшой холм ,а на нем в середине чернел столбик  ; так мне мое детское воображение  всегда  рисовало  ,идущего по нему к нам папу ,который все никак не может дойти до нас по своему долгому пути.

               В воздухе уже чувствовалось весеннее тепло, снег постепенно сходил , из под него стали показываться  клочки прошлогодней травы ,и коз стали выпускать   за ограду  дома.    Трава вокруг мгновенно обгладывалась  ,  и уже приходилось  этих коз пасти     подальше. На эту работу бабушка посылала нас с мамой. Собачка  Актабан радостно нас сопровождала. Вокруг была снежная степь с небольшими проталинами, на которые наши козы бежали, как «угорелые». Вдалеке  чернел камыш, который мне всегда казался  лесом. И наша задача была не пустить коз туда ,в этот «лес»,так как  там  они могли бы затеряться , а тем более дедушка говорил, что там живут волки. Мы были вооружены длинными палками , и мне казалось, что этого было вполне  достаточно , чтобы волки боялись  нас и не выходили из своих закутков. А то ,что дедушка иногда подъезжал к нам на своем ишаке и раза два стрелял в воздух из своего старенького ружья, я считала просто его развлечением.

        С каждым днем земля прогревалась все больше и сухие кустики прошлогодней травы все чаще стали показываться. Я бегала за козами и чувствовала себя героем, а мама шла и все вязала свой нескончаемый платок, который начала вязать еще в Пензе.

          Однажды я , подогнав в кучу отбившихся коз ,застала маму горько плачущей. На  мои вопросы она ответила ,что просто соринка попала ей в глаз, и ,успокоившись , мама  старалась рассмешить меня ,отвлекая мое внимание какими –то  рассказами.  Молодая и красивая,  ей в то время было   двадцать  восемь  лет,  старалась, как могла,  выполнять все трудные работы в этом байбекском хозяйстве. Всегда бодрая и рассудительная , мама никогда не жаловалась ни на что и с родителями  папы, которых раньше никогда не видела,  была очень учтива. Поэтому я очень удивилась ,увидев ее такой расстроенной.  Но я уже тогда точно  поняла , что застала ее врасплох  , и эти   слезы были вызваны какой то горестной  тоской, тщательно скрываемой от посторонних глаз , особенно от меня. Скорее всего, эта пастьба коз была для мамы своеобразной отдушиной , где она могла немного расслабиться и дать волю своим эмоциям.

       А в воздухе все больше пахло весной, природа отходила от зимней спячки, но  папа  все не приезжал ,и это томительно отражалось на всех нас. Бабушка ,жилистая  и крепкая   , вдруг к вечеру начинала все чаще петь свои заунывные песни, наводя на всех тоску. И я в это время прижималась к дедушке,  который   сидел  , на своем обычном месте,  и больше молчал, думая о чем-то своём. Эти два человека  к друг другу  обращались  с почтительными  словами « отагасы»  (хозяин дома) и понимали друг друга с полуслова. И достаточно было дедушкиного одного слова, чтобы бабушкино песнопение внезапно прекратилось.

                (продолжение следует)


Рецензии
Приход весны и первое понимание взрослой жизни - хорошо!!!
С уважением П.К.

Петр Кожевников 2   03.10.2013 16:21     Заявить о нарушении
Благодарна я Вам,Петр,что не проходите мимо моих рассказов!Всего Вам наилучшего желаю!!!С уважением,Раиса!

Раиса Шинибаева 2   04.10.2013 12:14   Заявить о нарушении