Бумажные крылышки

Подняв первоклассницу на плечи, здоровенный детина пронес ее по кругу. Эта девочка была внучка завуча, поэтому оказаться на плечах старшеклассника и прозвонить для всех первый  школьный звонок для нее было нетрудно. Она вся так и сияла от самодовольства и счастья, глядя на всех сверху вниз.
Настя сидела на дырке между стульями, и смотрела на эту девочку, улыбаясь. Она представляла, каково это: дать первый звонок для трех классов, когда ты так высоко, когда на тебя все смотрят. Внезапно кто-то дернул ее за рукав, заставив опустить голову вниз. Справа сидела круглолицая девочка в темно-синей форме с высокими белыми бантами.
- Привет, - поздоровалась она – Я Таня, а тебя как зовут?
  Таня улыбалась ей своими меленькими белыми зубками. Она была чем-то похожа на белку в этот момент, с ее хвостами и высокими бантами.
- Меня зовут Настя, - шепотом ответила Настя, хотя в таком шуме ее не услышали бы, даже кричи она во весь голос, все хлопали и радовались первому звонку.
-  Давай дружить!
- Давай…
 Они взяли друг друга за руки, и Настя почувствовала в своей теплой ладони холодную узкую ладонь Тани. Ей до сих пор не верилось, что она нашла друга прямо сейчас, сразу, первого сентября.
**
Жара. Отчаянно заливаются треском кузнечики, краски становятся в разы ярче под золотыми лучами, которые  разливаются по земле безудержным ливнем. Цветы словно впитывают солнце и сами излучают свет, привлекая к себе завороженных этим сиянием пчел и бабочек.
Дверь дома приоткрывается и в щель протискивается маленькая девочка. Она вприпрыжку бежит в сад, напевая себе под нос песенки из просмотренного утром мультфильма. Глядя на  очаровывающие гипнотические цветы и бабочек, которые мечутся из стороны в сторону, не зная, какой цветок выбрать, девочка подпрыгивает и хлопает в ладоши.
Она осторожно подбирается к клумбе. На алом цветке, восхищаясь его великолепием и упиваясь пыльцой, сидит бабочка-капустница. Девочка, прищурившись, долго и внимательно смотрит на нее. Маленькое, жалкое существо, которое ничего не стоит без своих хрупких, словно сделанных из рисовой бумаги крылышек с чернильно-черными прожилками на них. Девочка улыбается и протягивает руку.  Бабочка замирает и, отвлекшись от цветка, всплескивает крыльями. Она доверчиво садится на мягкую прохладную ладонь девочки и не успевает даже вздрогнуть, прежде чем пальцы смыкаются, заключая ее в темную душную тюрьму.
**
Настя, кусая губы, стояла у прилавка, силясь вспомнить, какой шоколад любит ее лучшая подруга. Внезапно в голове промелькнуло воспоминание, и она со смехом хлопнула себя по лбу. Ну конечно! Она любит молочный с фундуком. Расплатившись  за шоколад, Настя бегом вернулась на третий этаж, в класс географии. На лавочке в коридоре сидела Таня, быстро пролистывая учебник и раздраженно вздыхая от того, что не может ничего запомнить.
Настя упала на лавочку и перевела дыхание. Таня не подняла глаз от книги, хотя ее попытки прочитать что-то к контрольной оказались бесплотны. Настя протянула ей шоколадку, приветливо улыбаясь. Таня бросила на нее небрежный взгляд.
-  Все шоколад жрешь? А я села на диету, - сказала она.
- Но ты же попросила… - удивленно начала Настя, но Таня резко посмотрела на нее и ответила:
- Я передумала!
   Настя поджала губы и спрятала шоколад в сумку, думая о том, что, быть может, ей тоже стоит сесть на диету, ведь Таня ерундой не занимается, а значит сидеть на диете очень важно. Пододвинувшись к ней поближе, Настя стала читать учебник, перескакивая через строчку, чтобы только уловить общий смысл. Таня удивленно на нее покосилась:
- Что ты хочешь здесь прочитать за три минуты до контрольной? – обронила она. Настя только пожала плечами и улыбнулась. Ей бы только ухватить что-нибудь, а там как повезет…
По итогам контрольной Настя получила четверку с минусом, при объявлении результатов она шумно выдохнула и опустила голову на парту, улыбаясь своей удаче. Таня, которая так ничего и не запомнила, получила три.  Родители Тани были очень суровые и нервные люди, поэтому каждая плохая оценка была поводом отчитать ее и пообещать, что она не поступит в ВУЗ и пойдет работать в ларьке. Поэтому, пусть это даже была география, ничего для нее не значащая, Таня разозлилась. Листочек с контрольной дрожал в ее тонких руках с длинными алыми ногтями.
После звонка Таня, схватив Настин листок, подошла к учителю и в несдержанном тоне спросила, почему с одинаковым результатом Настя получает четыре, а она три. Учительница географии, задумчивая и немногословная во внеклассное время дама, пожав плечами, взяла Настин листок и исправила в нем четверку на тройку.
-  Так ты довольна? – спросила она, пристально глядя на дрожащую от раздражения Таню.
- Да, так лучше, - бросила она и, скидав тетради в сумку, ушла. Настя, глядя на расстроенную и подругу и чувствуя себя абсолютно беспомощной, схватила свои вещи и побежала за ней. Через несколько минут ходьбы в полной тишине Таня слегка остыла и пригласила Настю сходить куда-нибудь. Настя хотела было согласиться, но вспомнила, что карманные деньги на этой неделе уже потрачены и смущенно сообщила об этом подруге.
-  Да что это такое?! – снова разозлилась Таня, округлив свои большие глаза и нервно разведя руки -  С тобой вечно невозможно никуда сходить!
- Но я могу погулять с тобой в любое время, - робко вставила Настя.
-  Может, я не хочу гулять! – продолжила Таня, сверля ее своими суженными зрачками – Я хочу сходить в кафе или в кино, у меня, в отличие от тебя, всегда есть деньги!
Выпалив это, она резким шагом ушла, стуча тонкими каблучками по выложенному плиткой полу коридора. Настя устало осела на скамейку и еще долго молча слушала удаляющийся стук каблуков своей лучшей подруги. 
**
Маленькие дети – дикари в нашем мире, они только начинают познавать его, делают это исключительно эмпирически и зачастую очень грубо.
Всюду в саду царит напряженная тишина и духота. Кузнечики умолкли, солнце жарит беспощадно, как никогда.
Маленькая девочка, впервые взяв в руки бабочку, почувствовала к ней дикарский интерес и такое типичное для человека чувство превосходства и собственной бесконечной силы. Она мнет бабочку в своих ладонях, пытается окунать в воду, щекочет ее травинкой, строит для нее домик.
В конце концов, когда бабочка уже едва жива и  не представляет интереса, девочка решает великодушно отпустить ее на свободу. Она размыкает пальцы и дует на ее поникшие посеревшие крылышки, подкидывает ее вверх. Но бабочка не может лететь.
**
Учиться в родном провинциальном городе считалось чем-то в высшей степени непрестижным и унизительным, поэтому каждый стремился набрать достаточно баллов, чтобы иметь возможность поскорее уехать от родителей. Тревожная неделя, когда все в панике ждали свои результаты, когда вопросы по смс и в социальных сетях были только о количестве баллов, прошла. Наступили теплые дни, осталось совсем немного времени до выпускного. В саду, где уже покрылась белыми цветами клубника и беспомощно осыпалась жимолость, на полянке между кустов малины и смородины лежали Таня и Настя. Накрыв головы платками, они загорали, время от времени перекидываясь парой слов.
- Накорми меня чем-нибудь, - промолвила Таня негромко, заслоняя глаза рукой от ослепляющих лучей солнца. Настя приоткрыла правый глаз. Она задремала, но голос Тани вывел ее из состояния полусна.
- Что? – переспросила она хрипло.
-  Что-что! -  Таня подняла платок и обратила на Настю свое покрасневшее от жары прищуренное лицо -  Я голодная, принеси что-нибудь поесть!
Настя хотела обронить что-нибудь ироничное насчет диеты, но промолчала, боясь, что это разозлит Таню и она захочет уйти. Она зашла в дом, налила в высокие стаканы холодный апельсиновый сок, положила на тарелку пару булочек, зефир, конфеты и, с опаской глядя на тревожно покачивающийся в стаканах сок, вынесла поднос в сад.
Подняв с лица платок, Таня заинтересованно исследовала взглядом поднос. Настя, сделав один небольшой глоток сока, подставила солнечным лучам свою шею, запрокинув голову назад. Достав из кармана брошюру, она протянула ее Тане.
-  Буду учиться здесь, на биофаке, - сказала она с улыбкой – На экскурсии мне  понравилось. Говорят, это очень хороший факультет…
-  Не факт, что ты поступишь, - отрезала Таня и, развернув буклет стала его деловито рассматривать -  А вообще-то я бы не хотела поступать в этот город, он такой стремный. Нет, ни за что бы не училась там… Я поступаю в ***, там учатся умные люди.
   Настя посмотрела на Таню, которая как ни в чем ни бывало уплетала зефир. Что бы ни происходило между ними, никогда она не чувствовала ничего подобного. Внутри все сжалось от обиды и унижения. Настя не нашлась, что ответить, и просто сникла.  Уголки ее губ расстроенно опустились. Она легла на плед и прикрыла лицо платком, чтобы было не видно, как покраснели от обиды ее глаза.
-   Расскажи что-нибудь, - проговорила Таня, жуя булочку. Настя молчала. После всего случившегося, она уже не знала, что она может рассказать. После долгого молчания, Таня удивленно обернулась на Настю. Она опустилась на плед рядом с ней и стала тыкать ее своими тонкими пальцами, щипать за голые руки и дразнить, негромко что-то приговаривая. Настя подняла с лица платок и хмуро посмотрела на Таню.
- Что ты делаешь? – спросила она.
- Пытаюсь тебя расшевелить! – ответила Таня – Не люблю, когда ты такая скучная…
- А что,  - резко ответила Настя – Что, я должна быть всегда весела? Веселая глупая Настя, которая тебя развлекает? Я что, клоун для тебя?
   Сказав это, она покраснела и смущенно замолчала. Никогда она не повышала голос на Таню, никогда не решалась ответить ей что-то резкое, потому что боялась того, к чему это может привести. Боялась потерять свою лучшую подругу.
 Таня с непроницаемым лицом смотрела на Настю, нижнее веко ее слегка дергалось, суженные зрачки неподвижно смотрели в одну точку.
- Вообще-то, да, - ответила Таня негромко, не отводя от Насти своих холодных глаз.
   Через полчаса молчания Таня доела вторую булочку и, непринужденно попрощавшись, ушла. Настя ничего не ответила ей, ее глаза уже болели от сдерживаемых слез, которые казалось, готовы были начать капать из носа, сдержи она их еще хоть на минуту.
 Позже она узнала, что Таня не поступила и остается учиться в их родном провинциальном городе. В этот момент она едва сдерживала торжество, ее волновало, распирало изнутри это злое чувство. От этого Насте хотелось плакать еще больше. Это значит, произошло то, чего она боялась.
**
Устав возиться с бабочкой, девочка сжимает свои тоненькие губки, задумавшись. Затем, посадив бабочку на ладонь, она берется за крылышко и тянет его на себя, придерживая бабочку пальцами. Крылышко беззвучно отделяется от плоти и остается в руках девочки мертвым бессмысленным клочком бумаги.
Содрогнувшись, девочка отбрасывает крылышко и роняет травмированную бабочку на посыпанную щебенкой садовую дорожку. Но это наваждение проходит и девочка склоняется над упавшей бабочкой, которая еще шевелит своими маленькими ножками, пытаясь сбежать. Напоследок, чтобы проверить, сможет ли бабочка захлебнуться, маленькая дикарка плюет на нее. 
Сад погружается в полутьму, на солнце наползает огромная фиолетовая туча, вдалеке раздаются раскаты грома и девчонка, забыв о жертве своих псевдонаучных интересов, убегает в дом, прячась от грозы.
Небо, грузно нависшее над самой крышей, казалось, едва могло дышать, сдерживая себя. На землю падает первая капля, вторая , третья и вскоре ливень забарабанил по черепице, оросил клумбы и грядки, залил садовые дорожки. 
Бабочка робко встрепенулась, почувствовав свежесть и прохладу летнего дождя. Она все еще была жива.
17 июля 2013


Рецензии