Театр

                Новелла

      Очень часто случается так, что хороший актер, прямо таки гениально сыграв на сцене или в кино смерть своего героя, вскоре впрямь умирает. Исходя же из этого, можно дать смертным людям совет: никогда не стремитесь предаваться игре и стать частью ее, позабыв о себе настоящем, пить и кушать желающем, не стремитесь вы к славе пустой!.. Гениальные люди, начиная с поэтов и кончая учеными, не бывают счастливыми!.. Любить нужно людей, но посмею сказать, в энной мере любой из разумных создании должен быть эгоистом, должен помнить всегда о себе, а не только о близких своих и не только о том, роль которого выбрал себе!..
      Жизнь – сплошные страдания…
      Помни, что сильные страдания завершаются смертью, - писал Марк Цицерон,* - слабые предоставляют нам частые передышки, а над умеренными мы владыки. Таким образом, если их можно стерпеть, снесем их; если же нет – уйдем из жизни, раз она не доставляет нам радость, как уходим из театра.
      Сцена – место страданий, но мы в силах мучения превращать в удовольствия!.. Театр – великая магия!.. Сам себе драматург, сам себе режиссер… сам себе и Господь!.. И мы можем бессмертными стать!..
      Если мы не бессмертны, то человеку весьма желательно своевременное угасание его жизни, - рассуждал вышеупомянутый философ. – Ибо природа устроила жизнь, как и все другие явления, так, чтобы в старости она приходила к своему завершению, как театральный спектакль, причем мы должны избегать утомления и тем более пресыщения.
      Пресыщение – бич, пресыщение ведет к величайшей апатии, к нежеланию жить, и такая апатия нас обычно приводит к извращенным желаниям, а в конечном итоге – к погибели.
      Пигмалион… Гениальнейший скульптор и царь Кипра при том, гениальный актер… И влюбился в свою, им самим сотворенную статую, Галатею свою… И покоя не знал, и страдал… Афродита ему помогла, жизнь вдохнула в холодную... И женился тогда Пигмалион… Да, на той, кою сам и творил... А счастливы ли были они, скульптор-царь с Галатеей-красавицей?..
      Не ответил на этот вопрос и известный всем Шоу…** Написал свою пьесу великую, оставляя самих нас додуматься: а женился ли Хиггинс на ней, сотворенной им леди, звать Элизой которую?..
      Но пора, полагаю, что-нибудь хоть сказать про себя. Итак, звать Юлианом меня; второй раз разведен и мне лет пятьдесят. Дети взрослые, можно сказать, это значит, что я в отношении их свою миссию выполнил; если кто-то и бросил кого, то скорее меня!.. Но не стоит о том говорить, некорректно, наверное… В пятьдесят на такие вот «подвиги», чтоб так круто менять свою жизнь, мало кто и решается, так что я – настоящий герой!.. Вопрос только в одном, а удастся ли мне отыскать настоящую спутницу и смогу ли ее полюбить, и полюбит она ли меня?..
- И как будешь без женщины жить?.. – с иронией спрашивали приятели, секс имея в виду.
- Для постели подругу найду!.. – отвечал им уверенно.
      И нашел… Правда, чувств настоящей любви между нами и не было, слишком разные люди в плане чисто духовном… Хоть и разные, но… слава Богу, в постели оба были друг другом довольными… Она замужем, кстати, любовница, но сей факт не смущал нас нисколечко…
      А какая же женщина мне конкретно нужна, как она должна выглядеть?.. Ну, во-первых, она не должна быть стара!.. Где-то ранее читал, что самая оптимальная разница в возрасте между супругами, старше все же мужчина, должна составлять не более семи лет. Полагаю, приемлемо, если это количество лет увеличить до десяти-пятнадцати, но совсем неприемлемы случаи, когда возраст жены соответствует возрасту дочери… Так какой должна быть эта женщина?.. Лет на десять моложе меня и, конечно, красивая… и стройна, длинноногая… и, желательно, рыжая, чтоб не чуркой в постели была… и чтоб в меру лишь глупой и послушной во всем… А не слишком ли много хочу?.. Говорят, что не вредно хотеть… Идиот так мог только сказать!..
      Да, романтик, мечтатель… И Хафиза стихи вспоминал, и их в мыслях читал, становясь окончательно лириком…

Вчера на исходе ночи
          от мук избавление мне дали.

И воду жизни во тьме,
          недоступной зренью, мне дали.

Утратил я чувства свои
          в лучах твоего естества!

Вина из чаши, что духа
          родит возвышенье, мне дали.

И благостным утром была
          и стала блаженства зарей

Та ночь – повеленьем судьбы –
          когда отпущенье мне дали.

Небесный голос в тот день
          о счастии мне возвестил,

Когда к обидам врагов
          святое терпенье мне дали.

И взоры теперь устремил
          на зеркало я красоты –

Ведь там в лучезарность ее
          впервые прозренье мне дали!

Дивиться мне нужно тому,
          что сердцем так весел я стал?

Томился скудостью я,
          и вот – вспоминанье мне дали.

Весь этот сахар и мед,
          в словах текущих моих,

То плата за Шах-Нэбат,
          что в утешенье мне дали.

Увидел я в тот же день,
          что я к победе приду,

Как верный стойкости дар
          врагам в посрамленье мне дали.

Признателен будь, Хафиз,
          и лей благодарности мед

За то, что красавицу ту,
          что прелестны движенья, мне дали.

      Не дана мне пока что красавица, самому ее нужно искать… Правда, слово искать в данном случае не очень уместное, искать можно какую-то вещь!.. Искать можно подружку на ночь, а не ту, от которой надеешься получить настоящую и большую любовь…
      Странный парень был Шоу, сочинивший историю о цветочнице-девушке; странный тем, что уже изначально дал как зрителям, так и читателям пьесы понять: невозможен такой мезальянс – Генри Хиггинс и нищая, трогающая наивностью и прямотой своих рассуждений Элиза Дулитл. Почему невозможен, вероятно, воскликнете вы?.. Лаконичный ответ: только в сказке возможен брак меж принцем и Золушкой, как бы сами не рвались к тому, и природа не стерпит перекосов таких!.. Так чем странный таки драматург?.. Тем, что слишком прямой, бессердечный и грубый чурбан в отношении романтиков!.. Таким Шоу был и в жизни, наверное, но не будем о том!.. В любом случае он прав: жизнь – не грезы, не сон... В данном случае, думаю, допустим и цинизм: жизнь не есть воплощение мечты лечь скорее с кем-либо в постель!.. Если это случается, наступает тот час, когда нужно за все оплатить!..
      Галатея… Можно ли по-настоящему любить то, что сам сотворил?.. Да, конечно же, да! Но беда, что не так, что такая любовь и не в силах нам дать ощущений безудержной, весьма страстной любви! Чувства к тому, что ты сам сотворил, подобны чувству матери к собственному ребенку, это чувство святое! Там, где святость, там нет и греха, разумеется, а где нету греха, невозможно влечение. Так и чувства ребенка к своей собственной матери – это нежность всего лишь, и не более того! Если это любовь, то никак уж не пылкая!..
      Театр… И театралом заядлым в свое время был я… И был юным и глупым тогда, но играть роль мужчины достаточно мудрого, слава Богу, умел, был способен на то… А влюбился реально, против воли своей и, как говорится, по-настоящему!.. Как ни странно, и в этой, для меня драматичной истории было энная доля игры!.. Потому что хотелось, очень-очень хотелось страдать, как Ромео страдал, как принц Гамлет, к примеру…
      Ее звали Виргинией, мою первую женщину… Был знаком и дружил с ней до армии, когда девушке было лет лишь шестнадцать-семнадцать, не более!.. Отношения близкие между нами возникли тогда, когда снова вдруг встретил Виргинию через несколько лет, ставшей взрослой вполне, еще более женственной манящей красавицей!.. Вспомнив старое, снова оказались в объятиях, а спустя еще несколько дней… догадались, в постели одной…
      Но пред тем, как улечься, она долго, весь вечер противилась, и тогда мне пришлось своей цыпке сказать:
- Перестань же мимозу играть!.. Сыграй лучше любимую женщину, какой ты для меня и являешься, сыграй лучше жену!..
      И сыграла Виргиния; и раскрылся в итоге таинственный и пахучий бутон… Оказалось, на этот цветок уже пчелка садилась, была… И тем лучше, тем меньше забот!.. И была моя первая женщина, о чем вы догадались, наверное, длинноногой и рыжей, и не очень-то скромной красавицей!.. И не чуркой была!.. Но «не чурке» хотелось выйти замуж быстрей, а я был не готов… И уже через несколько месяцев мне судьбою была роль Отелло предложена… Слава Богу, спектакли кончаются, слава Богу, осталась жива Дездемона моя, жив пока что и я!..
      В пятьдесят, вот, решил сыграть пьесу опять же серьезную… Драматизма в ней меньше как будто бы, но как знать, но как знать?.. Может быть, пустословия, сотрясания воздуха много меньше всего лишь в этой роли моей?.. Король Лир, между прочим, тоже жаждал играть; я – не Лир и закончить спектакль хочу только в мажорной тональности, если только кто-либо мне не скажет: ей, стоп!..
      Всеобщий источник нашего несчастья в том, - говорил талантливейший Лихтенберг,*** - что мы верим, будто вещи действительно являются тем, чем мы их считаем.
      И мы сами, увы, не являемся теми, кем считаем себя, мы – всего лишь фигуры, этакие куклы, марионетки… Нами кто-то играет, заставляя при этом самих постоянно играть; играть умных и глупых, и праведных или вовсе безнравственных и пропащих людей, иногда позволяя роль себе выбирать по желанию… А ведь кто-то способен так умело нами манипулировать и умело все время обманывать!.. Только кто? Господь Бог?.. Нет, не верю, нет-нет!.. Неспособен на это, очевидно, Господь, ибо в жизни людей чрезмерно уж много дерьма, а Всевышний не в силах заставить негодников за собой все убрать, самим стать более внутренне чистыми!..
      Пигмалион… Сумасшедший был парень таки!.. А любил ли царь Кипра Галатею свою спустя несколько лет, а любила она ли его?.. Почему мне так хочется знать о их жизни совместной после свадьбы уже?.. О интимной их жизни очень хочется знать… Вуайеризм?.. Сумасшедший и я!..
      Путешествие во времени… Разве это возможно в реальности?.. Когда жаждешь безумно чего, то возможно все-все!.. Знал и Кейси**** о том: возможно абсолютно все!..
      Состояние транса знакомое… И все глубже и глубже… И был будто бы пьян и летел, и летел… И существ видел всяких в пути, в том числе и ужасных, диковинных, но ни что не могло поразить и ни что не пугало нисколечко… И вдруг стоп; тишина, полутьма, но привыкли глаза… И увидел действительно очень-очень красивую женщину, в свою спальню входящую…
- Юлиан?!.. – Галатея аж вскрикнула.
- Да, о диво из див!.. – ей ответил восторженно. – А откуда ты знаешь меня?!..
      Боже мой, предо мной ведь Виргиния, теплом тела когда-то и любовью своей одарившая девушка, моя рыжая грешница!.. Была первой и есть, и останется!..
- Вот, царь Кипра взял в жены несчастную, - и она подошла и прильнула ко мне, и смотрела мне прямо в глаза, - но в душе я всегда, всегда буду с тобой!..
- Как же так?!.. – не знал, что и сказать. – Он тебя сотворил и любовью своей оживил, ты – его божество, идеал красоты!..
- Афродита, не он, оживила меня!.. Зачем только, зачем?!.. Он же любит не женщину, а всего лишь ходячую статую!.. Возьми ты меня в жены, пожалуйста, - тут взмолилась Виргиния, Галатея несчастная, отстранившись, тотчас обнажилась пред мной, - укради же меня, Юлиан!..
      Боже мой, до чего же прекрасны, как у девочки, грудки ее!.. И ей лет восемнадцать всего!.. И, забыв обо всем, я схватил сладострастную на руки…
- Я твоя, я твоя!.. – и шептала Виргиния, прижимаясь ко мне; и летели мы с ней…
      И была очень бурная ночь, ночь великого секса… И, проснувшись, увидел ее, Галатею свою… но не ту, совершенно не ту!.. Я увидел Виргинию, лет которой на вид даже больше, чем мне!.. И в морщинах лицо, вместо грудок – мешки, кожа тела вся дряблая, жирная… И проснулась она, и меня обняла…
- Ах, я снова хочу!.. – и пыталась меня возбудить.
- Извини, я пока не могу…
      Что случилось вообще, куда делась та прежняя Галатея-Виргиния?!.. Очевидно, в реальности мне таких уже поздно желать… Нет, не поздно, нет-нет! Ведь прекрасный актер, режиссер, может в жизни все-все!.. «Возможно абсолютно все!..»
      И закрыл я глаза, и представил ту самую девушку, ночь с которой провел… Долго ждать не пришлось…
- Люби, милый, меня!.. – лепетала Виргиния, приняв нечто в себя; и действительно прежняя!..
      Лишь спустя полчаса сделал вывод уже окончательный: лет ей тридцать всего лишь на вид… И да здравствует театр, и да здравствует жизнь!..

*Марк Туллий Цицерон. Древнеримский философ, оратор, политический деятель. (106 – 43 гг. до н.э.)
**Имеется в виду английский писатель и драматург Бернард Шоу и его пьеса «Пигмалион», на основе которой был сочинен мюзикл «Моя прекрасная леди». (1856 – 1950 гг.)
***Георг Кристоф Лихтенберг. Немецкий физик, писатель, литературный, театральный и художественный критик. (1742 – 1799 гг.)
****Эдгар Кейси. Известнейший американский пророк и целитель. (1877 – 1945 гг.)

                2013 г.


Рецензии