Мотив жажды в сказках

                Духовной жаждою томим...

Сказочных героев жажда застает внезапно, обычно в дороге.

В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» уставший ребенок пьет из лужи с козлиным копытцем.  Существом с головой козла всегда изображается  Бафомет, демон жажды  и «порождения мудрости».

Старый царь из сказки «Марья Моревна» возвращался из похода, и на него  «напала жажда великая. Подъехал к озеру, прилег на брюхо и давай глотать студеную воду.
Морской царь схватил его за бороду:
- Не пущу, не смей пить без моего ведома! Давай то, чего дома не знаешь».
Царь отдал своего сына, еще не зная о нем.

В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Иван-царевич нарушил запрет, напоив Кощея 12 ведрами воды, чтобы снова выпустить в мир Зло и сражаться с ним.

В сказке «Иван-царевич и Марфа-царевна» похожая ситуация: «У одного царя много лет содержался мужичок руки железны, голова чугунна, сам медный, хитрец был, важный человек. Сын царя Иван-царевич был маленький, ходил мимо тюрьмы. Этот старик подкликал его к себе и взмолился ему: «Дай, пожалуйста, Иван-царевич, напиться!» Иван-царевич ещё ничего не знал — был маленький, почерпнул воды и подал ему: старика с этого в тюрьме не стало, ушёл... Батюшка осердился и прогнал царевича из дому».

В речи существует немало выражений с этим словом: жажда жизни и смерти, жажда власти, жажда любви, жажда смысла, жажда  творчества.  Этимологический словарь Крылова сообщает, что корень  «жд»  «выявляет неожиданное родство слов «ждать, годить, год, погода».  Болгарское жеда – "жажда" свидетельствует о родстве этого существительного с прилагательным  жадный.  Получается: «жадно ждать».  Речь идет о страстях, которые не подчиняются разуму.

Во всех этих сказках  тема жажды раскрывается в таком порядке:

- энергия воды исчезает из мира  как уплата за что-то полученное героями (после смерти родителей сестрица Аленушка получает возможность поиска жениха, царь – долгожданного сына, Иван-царевич – знание о скелете в шкафу своей жены, царский сын – свободу в выборе своего пути);
 
- появление жажды  как невозможность  продолжения  прежнего пути, как ощущаемое и неосознанное  препятствие;

- утоление жажды  как получение  жизненной  энергии;

- расплата за утоление жажды  как следствие нарушения табу: зло снова приходит в мир, опять нарушая равновесие мира. Для героя сказки это период инициации,  время испытаний и обретение более значимого статуса.

Конечно, в сказках речь идет не только о желании испить воды. Герои сказок не могут противостоять бессознательному желанию, настолько сильному, что останавливается  жизнь.  Человеку почему-то  смертельно хочется осознать  вектор движения и свои качества, необходимые для такого движения.

О такой же страсти жажды я прочитала у  М. Мамардашвили. Он назвал её «жажда сбыться». Утолением такой жажды является появление нового человеческого органа. Этот орган  не связан с анатомией человека, но появившись хотя бы раз, никогда не исчезает. Даже воля человека не может на него повлиять.

Сказки говорят, что Зло, оказывается, тоже испытывает жажду. Вода может быть   энергией зла, и утоленное зло человеческих пороков в виде зависти, ревности, трусости… находит героев.  Теперь Герой  должен и покинуть родной дом, и совершить свои подвиги,  и получить свои награды.

Пожелаем им удачи.
               


Рецензии
Пожелаем им удачи!!!!!!!

Григорий Аванесов   01.05.2020 06:38     Заявить о нарушении
Пожелаем!

Ирина Рохина   01.05.2020 12:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.