Как воспитывать? Принуждение и гуманизм

 Автор: Виталий Пичугин  Источник: http://www.nlplife.ru/

Множества книг посвящены воспитанию. В последние лет двадцать проявляется тенденция – воспитание должно быть исключительно с позиций гуманизма.
Другого воспитания уже быть и не может. Интересно, был ли А.С. Макаренко гуманистом?

- Как вы воспитали такого умного хорошего мальчика?
Мама:
- Ложь, угрозы, шантаж.

Гуманистический подход в педагогике предполагает что:

1.    В каждом ребёнке есть нечто позитивное (ядро), этому позитивному просто не надо мешать развиться, а лучше – помогать.

2.    Когда ребёнок рождается, он свободен. Это его неотъемлемая и абсолютная ценность. Поэтому нельзя никак ограничивать и подавлять свободу ребёнка.

3.    Нельзя ребёнку навязывать мировоззрение, он сам должен прийти к выработке своего мировоззрения.

4.    В процессе воспитания нельзя применять манипуляции, насилие, давление, принуждение.

5.    В ребёнке заложено стремление к развитию (самоактуализация), он стремится к прекрасному. Это движущая сила воспитания, поэтому нельзя влиять на выбор ребёнка, он сам лучше знает, что ему надо.

Гуманистический подход в воспитании хорош, как лозунг, как призыв ко всему лучшему, против всего худшего. А что в реальности?

А.С. Макаренко понимал, что дети очень разные, и скорее, больше ленивых бездельников, чем желающих развивать в себе прекрасное.
Хотя никто не проводил исследование, сколько детей рождается с «позитивным ядром», а сколько с каким-то другим. Да и как его провести?
Гуманистические конструкции в воспитании больше придуманы, чем созданы из реальных ситуаций воспитания детей. Макаренко имел дело с реальностью.

Поэтому проповедовал технологическое воспитание делом. Не самые благополучные дети (а, часто, уголовники) напрягались, работая для своего пропитания и на общее дело.
Старшие управляли младшими, чаще нецензурными словами, иногда с помощью мордобоя. В общем, никакого гуманизма. Какой результат?

Среди почти 3000 воспитанников коллективов под руководством А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми».
Многие продолжили дело А.С. Макаренко, стали замечательными педагогами, некоторые – выдающимися государственными деятелями.

Гуманно ли принуждать ребёнка, действовать против его воли?

Да, с моей точки зрения – гуманно. Иногда мощная дисциплина и ограничения – единственная возможность из маленького негодяя сделать настоящего человека.

•    В тепличных условиях дуба не вырастишь, а вот дубину можно.

Вот результаты гуманистического подхода.

Например,  программа  «Детство 2030». О данном проекте: «Фонд «Мое поколение», согласно своей миссии, поддерживает все прогрессивные общественные инициативы в отношении молодежи и детей. Комиссия Общественной палаты по социальной и демографической политике Александры Очировой уже проделала многогранную работу по проблемам детства, в том числе в области социальной стандартизации, в сфере правового обеспечения и идеологии. И теперь Фонд «Мое поколение», подключившись к совместной работе, стал основным идеологом и разработчиком проекта «ДЕТСТВО 2030».

Основные тезисы.

1.    Ребёнок должен быть максимально изолирован от родительского влияния и перевоспитан в разного рода кружках и группах (лицензии на родительство, воспитательные сообщества, множественные, гостевые браки, гомосексуальные).

2.    Надо разрушить стереотип: «Родители любят своих детей», «Дети должны жить в семьях».

3.    «Семейная структура резко тормозит развитие детей».

4.    Традиционная (нуклеарная) семья быстро отмирает, но всё ещё цепляется за жизнь. Нужно помочь ей окончательно сойти со сцены. «Законодательство направлено на сохранение нуклеарной семьи,  в то время как общество всё чаще отказывается от неё и изобретает всё новые формы совместной жизни».

Интересно, после реализации такой программы воспитания, сколько детей попадёт в колонии, сумасшедшие дома, станут наркоманами?


Рецензии