Азбука дружбы. Одноактная пьеса для школы

 











Азбука дружбы
(одноактная пьеса)














Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е   Л И Ц А

Леший         !
Кикимора      !    нечисть
Водяной       !         
Баба-Яга      !   

Таня – школьница
Лесовичок
Друзья Лесовичка
Друзья Тани










(За кулисами слышится спор, голоса: «Нет!» «Да!». Появляются с разных сторон Леший, Кикимора, Водяной, Баба-Яга)
Леший: Нет!
Кикимора: Да!
Водяной: Нет!
Баба-Яга: Да!
Леший: А кто это сказал?
Кикимора: Я!
Леший: А кто так решил?
Кикимора: Я!
Леший: А...!
Кикимора: Я!
Леший: А...
Кикимора: Я!
Водяной: Б-б-б...
Кикимора: Я! (водяному) Что «б-б-б»?
Водяной: Буль-буль!
Баба-Яга: Что вы кричите: «Я! Я!»? А я? Дура что ли?
Водяной: А я? Буль-буль?
Баба-Яга: «А», «Я» - вы, что других букв не знаете? Умники.
Водяной: Б-б-буль.
Баба-Яга: (дразнит) Б-б-б!
Водяной: И ты «Б».
Баба-Яга: Я-«я»: Яга!
Водяной: А я - «В»: Водяной.
Баба-Яга: Ну и сколько букв ты знаешь, болото?
Водяной: Я, б, в ...(задумался)
Баба-Яга: Всё, болото?
Леший: А, это, а...
Баба-Яга: «А» - было! Ещё!
Леший: Это - лэ.
Баба-Яга: Не «лэ», а - «эль», умник.
Леший: «Лэ»! Леший.
Баба-Яга:  Это же - азбука. Буквы. А не звуки. Эль - это буква. А звук «Л».
Кикимора: Ки! Кикимора!
Баба-Яга: Еще одна умница объявилась. Иди к лешему.
Кикимора: (делает «дрыг» ногой на манер ниндзя): Ки — я!
Баба-Яга: (отвечает ей «дрыгом» другой ногой) И - я! Я тыщу лет на свете живу, грамотей. И кое-чему научилась. А вы? Пять букв - и всё. А их в алфавите…  ого- го сколько. Любой школьник больше вашего знает.
Леший: А мы сейчас проверим. (В зал) Кто какую букву знает - назовите! (Дети выкрикивают буквы. Леший, повторяя, перевирает названия букв. И Лешему присоединяется Водяной и Кикимора. Шум и гвалт.)
Баба-Яга: Тихо! Тише, нечисть! Тихо. Умники и умницы, (прислушивается) Тихо! В нашем лесу кто-то появился. (Все смотрят за кулисы)
Леший: Ой, какая хорошенькая!
Кикимора: Да прям уж! Девчонка, как девчонка!
Водяной: Не скажи! Девочка - буль-буль!
Баба-Яга: Тихо, бесы!
Водяной: Мы её сейчас - буль-буль!
Кикимора: Ки-я!
Леший: А я?
Баба-Яга: Тихо! Прячемся! Посмотрим, что ей надо.
(Под музыку появляется девочка. Она напевает, собирает грибы в корзину. «Нечисть» на первом плане - следят за девочкой)
Леший: Хорошенькая! Я же говорил!
Кикимора: Тихо! Лешак!
Водяной: (Достает бутылочку «Бонаквы», пьёт ) Я волнуюсь.
Баба-Яга: (выхватывает у него бутылочку и тоже пьёт) И я ... Сейчас, по моей команде…
Водяной: Почему по твоей? Буль-буль!
Баба-Яга: Тихо! (Показывает на пальцах, как это делает спецназ. Что сейчас «будем брать девочку» Леший и Кикимора кивают головами. Баба-Яга поднимает руку-сигнал - а на поляне появляются девочки и мальчики - друзья девочки. Вот здесь может быть вставной номер, интермедия: то ли танец, то ли игра, то ли песня. «Нечисть» замирает. Дети, собирают грибы, уходят дальше, оставляют девочку одну. Баба-Яга подаёт сигнал - «Нечисть» бросается на поляну и «пленит» девочку.)
Кикимора: А зачем мы ее поймали? А?
Водяной: (Пожимает плечами) Буль-буль.
Кикимора: Кто-нибудь знает?
(Баба-Яга пожимает плечами.)
Кикимора: Даже самая умная ...старуха не знает.
Баба-Яга: Я те дам, «старуха»! Буквы сначала выучи!
Леший: Гы-гы-гы! (смеется) Гри-бы!
Баба-Яга: Что «Гребы»? Куда «гребы»? Ты кому это, пень замшелый? (наступает) А?!
Леший: Я говорю: гри-бы! Грибы она любит! Да? Девочка? (девочка кивает) Вот, видите! А это значит...
Водяной: Ничего это не значит! Она и водичку любит! (протягивает бутылочку с водой)  Хочешь водички, девочка? (Девочка отрицательно кивает головой)
Кикимора: Дураки старые! Она же - девочка. Ей поиграть хочется! Да, девочка?
Девочка: Нет. Я вас боюсь.
Кикимора: А ты не бойся. Тебя как зовут?
Девочка: Таня...
Кикимора: Таня, Танечка, не плачь: мы дадим тебе калач.
Девочка: Не надо мне вашего калача.
Кикимора: Это шутка. Ты, наверно, в школе учишься?
Девочка: Да.
Кикимора: И буквы знаешь?
Девочка: Конечно.
Леший: Ух, ты.
Водяной: Вот это да! Буль-буль!
Баба-Яга: А если знаешь, то скажи: на какую букву начинаюсь я? А?
Девочка: Бэ.
Баба-Яга: А ты?
Девочка: Дэ.
Кикимора: (рычит) Р-р-рр!
Девочка: Ты рычишь на букву «эр».
Водяной: У-у-у!
Девочка: Вы звучите буквой «У».
Леший: (смеется) Гы-гы-гы!
Девочка: Вы смеетесь буквой «гэ» (Возгласы восхищения девочкой)
Баба-Яга: Тихо, «нечисть»! И что же это получается? (Складывает из букв слово)Дэ-эр.Дээр. Дээр-у. Дэру...
Леший: Дыру! Какую дыру?
Девочка: Не «дыру», а «дру». Прибавляем букву «гэ». Получается - «друг». ( «Нечисть» замерла: осознает значение слова)
Водяной: Буль-буль.
Кикимора: Это - как?
Леший: Это - что?
Баба-Яга: Это - кто?
Девочка: Друг - это тот, кто всегда поможет и выручит.
Кикимора: Значит это не про нас.
Девочка: Почему же? Вы же помогаете друг другу?
Все: Да! Нет!
Девочка: Вы же хорошие, только об этом не знаете.
Все: Да?
Девочка: Да.
Баба-Яга: А если мы хорошие, то выбери кого-нибудь из нас в свои друзья! (Девочка молчит)
Кикимора: Играем в каравай, а Таня выберет кого-то из нас. (Становятся в круг, играют)
Все:    Как на Тани именины
Испекли мы каравай
Вот такой высоты,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай!
Кого хочешь выбирай!
(Появляется Лесовичок с колокольчиком, звенит, исчезает)
Все: Ну!
Девочка: Я буду со всеми вами дружить при одном условии: выучите азбуку. Азбуку дружбы.
Все: Как? Где? Мы не знаем!
Девочка: А спросите у ребят. Кто захочет с вами дружить, тот поможет. (Начинается игра с залом. «Нечисть» выясняет; кто хочет с ними дружить, а кто нет. Затем называют буквы, которые «знают» уже, а остальные подсказывает зал. Девочка тем  временем находит кору дерева. Что-то на ней царапает - пишет, оставляет «записку» и исчезает. «Нечисть» заканчивает игру)
Водяной: Буль-буль!
Леший: Всё!
Кикимора: Выучили!
Баба-Яга: А где наша Танечка? (Ищут, оглядываются)
Водяной: Обманула!
Леший: Убежала!
Баба-Яга: А ещё школьница!
Кикимора: (находит записку) Тихо! Вот здесь что-то написано! (Все бросаются к ней. Читают по слогам.)
Все: Не сер-ди-тесь! (Уходят, обсуждая записку)
(Появляется девочка. Идет фрагмент танца или игры под музыку с Лесовичком и его друзьями. К концу танца (игры) появляется «нечисть». Лесовички и девочка пробуют спрятаться, но у них не получается)
Кикимора: А-а! Вот ты где, проказница!
Водяной: Буль-буль!
Баба-Яга: А ещё школьница!
Девочка: Не сердитесь!
Леший: А я, например, и не сержусь. Таня играет с моими внучатами лесовичками и мне это нравится.
Лесовички: И нам!
Девочка: И мне нравится!
Водяной: И мне, Буль-буль!
Кикимора: А мне... А мне...
Баба-Яга: Да ладно тебе! Не сердись!
Лесовичок: Давайте вместе играть!
Девочка: Давайте вместе дружить!
Кикимора: А как?
Водяной: Это же надо помогать друг другу?
Баба-Яга: Выручать!
Кикимора: Да! А как?
Леший: Придумал! Таня будет приходить в лес со своими друзьями!
Все: Ну!
Леший: И будет играть с моими внучатами!
Все: Ну!
Леший: Ну, ну! Лапти гну! И будет обучать грамоте лесовичков!
«Нечисть»: А мы?
Кикимора: Мы чем поможем Тане?
Водяной: Я научу Таню и ее друзей плавать, познакомлю с рыбами.
Баба-Яга: А я научу собирать лекарственные травы!
Кикимора: А я?
Баба-Яга: А ты покажешь ребятам самые красивые цветы лесов и полей.
Леший: А я расскажу о жителях леса. Познакомлю с маленькими и большими зверями.
Кикимора: Вот так мы поможем, друг другу и станем дружить.
Все: Правильно!
Водяной: Приходи в следующий раз со своими друзьями.
Девочка: А они здесь. Вот они, в зале.
Кикимора: Познакомь нас с ними.
Леший: Да мы уже знакомы!
Девочка: Не совсем. (Раздает «нечисти» листы со стихами) Азбуку вы уже выучили, значит, и прочитать сможете. Ребята, в зале! Чьё имя будут называть Кикимора, Леший, Водяной, Баба-Яга - вы поднимайтесь. Так и познакомитесь.
    (Леший, Кикимора, Водяной и Баба-яга читают тексты по очереди)
               
Артём, Аня и Андрей
Приглашают всех друзей.
А Антон и Антонина
Всех зовут на именины.

Борис на дереве повис
Руками вверх, ногами вниз.
 
Валера, Витя, Вера, Валя
Во дворе своем играли.
А Володя, просто Вова,
Не играет с ними снова.

Галя, Гена и Георгий
Собралися в гости к Ольге.
Юра он же и Георгий,
Свое имя носит гордо.

Денис, Дима, Даша, Даня
Сидят в зале ожидания.
Даня, он же Даниил,
Всех в деревню пригласил.
 
Женя тоже размышляет,
Дум головушка полна;
До сих пор пока не знает:
Женя - он? Или - она?

Зое очень легко с Зиной:
Они вдвоем несут корзину.

Игорь, Ира, Иван, Илья
Живут рядышком друзья.

Кирилл, Костя и Кристина
Любят рисовать картины.
Ксюша, Катя в день рожденья
Съели баночку варенья.

Лиза, Лена, Люба, Люда-
Поварихи, просто чудо!
Лёша, Лёня и Лариса-
Лучшие друзья Бориса.

Максим с Мишей - летчики,
Маша - переводчица.
Надо быстро подрастать,
Чтоб скорей такими стать.

Надя, Наташа, Никита и Коля
С этого года учатся в школе.
Настя и Нина пойдут через год-
Сразу прибавится много забот.

Ксюша, Ольга и Олег
Знают буквы лучше всех.
 
Паша, Петя и Полина
Спрятались за куст калины.

 А Руслан, Раиса, Рома -
Все живут на Комарова,

Сергей, Саша, Слава, Света
Живут на Ленинском проспекте.

Таня с девочкой Тамарой
Всюду ходят вместе парой.
А Тимур к ним не идёт:
Он на лавке друга ждёт.

Федя правила движенья
Знает с самого рожденья.
Он - на красный не пойдёт,
Он - на красный подождёт.

Ха, цэ, ча, ша, ща - вот скука!
Нет имен на эти буквы.
Чаща, шарик, хлеб, цена-
Это ведь не имена.

Эля, Эдик и Эльвира-
У них рядышком квартиры.
Друг за дружкою заходят-
Вместе в школу они ходят.
 
Юля, Юлия, Юла-
В первый класс она пошла.
Теперь Юля не шалит,
А спокойненько сидит.

Девочка Яна живет на Урале.
Девочка Яна в России живет.
Праздник у девочки, девочка рада:
Девочка Яна в школу идет.

Леший: Вот мы и познакомились!
Баба-Яга: Будем учиться и дружить!
Кикимора: Будем дружить учиться!
Все: И подружимся!
(Звучит музыка. На сцене из отдельных букв «строится» фраза:
«Здравствуй, школа!»)

 


Рецензии