Энергия

Сознание человека постепенно заполняют  плотные образы материального мира, за которыми стоят идеи и мысли мира духовного.
Рассматривая состав человеческого организма, за его телесным началом можно увидеть энергетическую суть.
 Жизнь в созидании новых мыслей и идей, событий и явлений полнится различными красками, не дающими замереть миру в неподвижности. Земной мир, наполненный бесчисленным множеством элементов, от камня до сложного живого организма, находится внутри единой энергии, которая проявляет себя в соответствии с видами мира материального ( неживая материя, растения, животные, человек).
Внутри человеческого тела движется энергия и действует подобно потоку крови. Любое воздействие на тело – мысленное, наружные поверхностные манипуляции, внутреннее, может привести к изменению  энергетической работы.

Православное учение говорит о созидающей божественной энергии, которой человек причащается,  духовно очищая человеческие силы молитвой .Учение исихазма раскрывает путь к целостному миропониманию, когда все душевные силы человек направляет к разумному началу, и их действие по уму обращает на познание от внешнего мира к символическому духовному пониманию смысла вещей и явлений. Человеку дано понимать смысл вещей, что подразумевает возможность понимания всего мира как гармоничного целого, которым проповедуется Бог. Мир, не выступающий за пределы своей природы, не разбивающий тех уз, которыми все связало Художническое Творческое Слово, свидетельствует своим существованием о Высшем Разуме. В каждое из существ вложен смысл и цель, которые могут стать доступны разумному взору человека. Действительность материального мира может предстать перед взглядом как отпечатки мира небесного, который говорит с человеком языком видимых символов, приоткрывая завесу невидимого мира.
Между телом и душой человека заложены невидимые естественные  связи, ум человека способен охватить своими измерениями как внутреннее, так и внешнее пространство, его познавательная энергия изначально направлена к принятию многочисленных знаний мира и способности действовать в нем в взаимной соотносительности.
Умная, словесная, духовная душа человека отличается животворящим духом, оживотворяющим соединенное с ним тело, она содержит все тело, с которым создана, а энергии ума делают человека причастным благодати Бога, действующего в мире.
Воля и чувства, слово и восприятие человека действуют в душе, которая приводит в движение и дает соответствующее направление действиям членов тела. Творческие дарования и разумность души дают человеку возможность свободно осуществлять свой образ, стяжать духовные силы в добре и благих познаниях.
В Фаворском богословии Григория Паламы Бог представляется Источником присносущего света и Сам есть невещественный Свет, от Которого свет изливается на все мироздание. В этом светолитии Ангелы воспринимают свет прежде других существ.
Святой Григорий пользуется словом мир в двух смыслах: мир как космологический термин православия, прекрасное создание Божие добра зело, и термин аскетический, как область отклонения в противоестественность. Аскетическая борьба ведется против неправильного пользования  всем тварным, когда чувственные наслаждения тяготеют к материальному телу,  беспокоят ум и тяготят дух плотью.
Грех родился не в низинах материи, а на вершинах духа, мыслительная сила, претерпевая искажения от истинных познаний, действует на тело, поэтому очищение нужно начинать с душевной деятельности, выявляя рассеивающие разумную силу души мысли и исправляя их путем вовлечения в правильное  понимание.
Очищение ума молитвой от разнообразных наносных причинно-следственных связей и образов  утончает духовное зрение, трезвенное внутреннее безмолвие ума удаляет от страстных расположений и идущих за ними телесных действий, а молитвенное направление разума к творческой интеллектуальной деятельности дает возможность во всей полноте осуществить задуманное о нем Богом. Человек призван свободно и разумно творить в области нравственной, духовной, интеллектуальной, эстетической, изменяться в лучшее, идти по ступеням восхождения и завладевать лучшим.
 Многие святые отцы писали о богословии обожения и нетварной благодати, святой Григорий Богослов целостно выразил предание, что обожение как дар Святого Духа есть смысл и цель жизни человека. Красная нить всего Евангелия -  единство с Богом и причастие Его благодати, идеи о богоусыновлении и «причастии Божественной природе»  (2Пет.1,4).
Святой Иустин Философ пишет: «Праведные общаются с Богом нетления и бесстрастия, с Богом, Который хочет, чтобы они стали подобными Ему, то есть бессмертными и бесстрастными, как Он Сам». Бог воспринял на Себя тело созданное и человеческое, чтобы Ему, как Зиждителю, обновив это тело, обожить в Себе, и таким образом , всех нас, по подобию Своего тела, ввести в Небесное Царство.
Учение о благодатном усыновлении человека Богу говорит, что Сын Божий , соединившись с человеческой природой, вводит ее в Божественное родство.
По Своей Сущности Бог – трансцендентен и непричастен всему тварному. Сущность Бога – «Святое Святых, закрываемое и от самих Серафимов» ( св. Григорий Богослов). Природной сущности не существует без энергии. Святитель Василий Великий писал: « Нет энергии без сущности. Более того, мы признаем сущность в силу энергии, показующей и объявляющей о сущности. Никто не видел Божию Сущность, но мы приходим к вере в Сущность благодаря энергии».
  По Священному Писанию Бог облекает обнаженного от благодати человека в ризы кожаные (Быт.3,21). Это символическое объяснение первой встречи падшего человека с противоестественной, новой реальностью. Сверхестественная жизнь превращается в противоестественное выживание. Под кожанными одеждами по преимуществу понимается смертность, человек совлекается «брачных одежд» богообщения, Богом сотканного хитона Божественной благодати, славы и света, умственную способность смешивает с чувственной, и устремляется на страсть знания чувственных вещей. Но «мертвость покрывает его внешность, а не внутренность, объемлет чувственную часть человека, но не касается самого Божия образа» (свт. Григорий Нисский). Бог не изменяет первоначального плана о даровании человеку вечной жизни через ипостасное соединение с Ним.
Христос созидает новую человеческую онтологию, показывает миру силы и свойства нового человечества, соединенного с Богом. Природа человека, имевшая целью бессмертие, достигла его в плоти Спасителя, ставшего Первенцем бессмертия человеческого рода.
Человек соединяет в себе умную и материальную тварь, является синтезирующим центром кругообращения славы Божией. Энергии Бога являются небесным силам, отражаются в человеке, облекаются в благолепие видимого мира. Даруемое от Него приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом состоит благобытие.
Как пишет преподобный Максим Исповедник, человек был призван возрастать духовно, уподобиться ангелам, чтобы обожилось и небо и земля. Разобщенность космоса выражалась в пяти разделениях – мужского и женского рода, рая  и остальной земли, неба и земли, духовной и чувственной природы, Творца и творения. Человек должен был преодолеть первое разделение в собственной природе, не имеющей соответствия с Первообразом, нося в своем сердце рай богообщения, Адам был призван претворить в рай всю землю, мог уничтожить материальные границы для своего тела, четвертое разделение мог разрушить сверхчувственным познанием, и целиком вручить в себе космос Его Творцу.
Святой Григорий Нисский использует понятие Божественного мрака, говорит о том, что Бог остается трансцендентным по Своей природе в самой имманентности Своего проявления.
Преподобный Иоанн Дамаскин раскрывает учение об энергиях на примере Преображения, проявления Божества в воплощенном Слове. Христос преображается, не приобретая Себе того, чем Он не был, но является Своим ученикам тем, чем Он был, отверзая им очи. Ученники видели все ту же Личность Воплощенного Слова, Которая пребывала с Ними, но получили возможность воспринимать энергию Божественной природы.
Преподобный Григорий Синаит утверждает: « Так как в человеке есть ум, слово и дух, существующие друг в друге и сами по себе, причем ум не разобщен со словом и слово – с духом, так, что ум говорит словесно и слово выражается с помощью души, то в силу этого признака человек носит образ невыразимой, первообразной Троицы, коротко обнаруживая этим свое творение по образу Божию» .
Христианство – это не философская школа с абстрактными понятиями, но общение с Живым Богом. Христианский философ тот, кто с помощью преуспеяния в добродетели и упражнения в вещах божественных освободил себя от уз материи и материальных представлений. Он не богословствует об Откровении, а мыслит им и через него. Всякое мышление свойственно мыслящим и мыслимым, мыслящий связан с мыслимым и сам становится объектом мысли, Бога невозможно ограничить, схватить мыслью, Он превыше познания. Учение о божественных энергиях есть основание для духовной жизни, потому что именно с благодатью , с энергией соединяется человек.  Человеческое слово, происходящее из ума, являет его «сокрытые движения», подобно как и Слово Отчее открывает  нам Ум, к Которому возводит и ум человеческий.
Слово «logoj» передается словом «идея». В отношении к Богу – это божественные идеи, в отношении к тварным вещам- формирующий принцип их бытия, в отношении к деятельности – ее смысл, цель, намерение. В Боге находят прочное основание логосы всех существ, согласно которым следует познавать все существа.
В природу тварей вложено стремление к познанию Бога. Логос идеи естества сущих всегда направлен к Своей Причине, к Ней обращены природные стремления.
Человек, как духовный земледелец, способен пересаживать, словно дикое дерево, чувственное созерцание зримых вещей, в область духовного, и тем обрести сокровище. Все творения Божии, с должной разумностью умозрительно  созерцаемые сообразно естеству, сокровенно возвещают человеку цели предназначения, в соответствии с которыми они получили бытие.
Сотворенный Адам мог уподобляться Богу, укрепляясь в нетлении, так как стояние в благодати не давало проявиться тленности. Он как «в великом мире малый» был призван, чтобы в нем и через него совершалось обожение твари, будучи связан с миром внутренними связями. 
Победа каждого отдельного лица, преодолевающего в себе зло, отражается на судьбах всего мира, нанося поражение злу космическому – такова природа человеческого бытия. Но и природа зла космического такова, что поражение праотца Адама имело последствия, отразившиеся на судьбах всего мира.
Преподобный Максим пишет, что человек творится мужчиной и женщиной лишь по предведении падения. Он не имел грубого и тленного состава тела. Состав его тела был легким и нетленным, и человек мог не обременять себя заботой о поддержании его чувственным питанием. Отрешившись от всего чувственного, человек был призван соединить рай с остальным материальным миром, не ограничиваясь пространством земли, проникнуть в небесную часть чувственного мира, уничтожить пространственные разделения для духа и тела. Его жизнь должна была стать равноангельной по добродетели, чтобы он мог выступить за пределы видимого мира и проникнуть в область умопостигаемого бытия. Он должен был привести все тварное к Богу, Который даровал ему блага мира по благодати, которыми Сам обладает по сущности.
Человек как личностное существо, имеет в душе самовластно движимую разумную силу, и силу жизненную, не обладающую свободой выбора. Душа как самостоятельная и нераздельная сущность, пребывает бессменно, одна по числу, в теле человека, вместе с которым возникает, при всей сложности и изменчивости содержания сознания.
Целью сотворения мира было соединение двух природ – конечной и бесконечной, тварной и нетварной, человеческой и Божественной. Через воплощение Сына Божия устраняется разделение между мужским и женским полом ( делая естества свободными от страстных свойств, Гал. 3,28) , Он соединяет земной мир с небесными чувственными сферами, с умопостигаемым ангельским миром, и приносит всю полноту соединенной в Нем вселенной в дар Отцу.
Все в мире есть символ Слова, одеяние Слова, книга неписанного откровения. В многообразии и красоте чувственных явлений Слово поучает человека, чтобы он поднял завесу и над внешними и внутренними образами прозрел духовный смысл. Мир стоит через причастие божественным энергиям, и этим движется к Богу. Бог выше движения, но к Нему стремится Им воздвигнутый тварный мир. Задача познания в том, чтобы увидеть в мире его первотворческие основания, ум, высвобождаясь от внешних условностей, опознает мир как книгу изначальных божественных изволений.
Мир умопостигаемый находится в чувственном, как душа в теле, а мир чувственный соединен  с умопостигаемым, как тело соединено с душой. Оба мира составляют единый мир, как из души и тела составляется один человек.
Возможность познания мира человеком обоснована тем, что мир потенциально отражен и вписан в тварный разум. Познание осуществляется не само из себя, а через действительное отношение к внешнему миру. Единый человек через осуществление согласованности космических сил мог обратить весь мир в единый целостный организм. Христос в Себе снял рассечение бытия, в Своем бесстрастном рождении соединил мужской род и женский, святой жизнью соединил вселенную и рай, вознесением – землю и небо, созданное и несозданное. В свободном приятии и исполнении воли Божией, в непорочной жизни Спасителя совершилось восстановление образа Божия в человеке, восстановление, возглавление и собирание всего творения.
Христом исцелено естество (природа ) человека, который через свободное произволение ( воля) должен прийти к освобождению, одействотворить в себе добрые начала. Человеку был дан закон заповедей, тот же самый закон естества, но изложенный письменно, прообраз евангельского духовного закона, который выше естества.
Устроение души как призвание человеческой жизни, катарсис, высвобождение из чувственных пут, выравнивание и восстановление правильной иерархии естественных сил души, когда разум способен контролировать свои стихийные силы и направлять их движение, стать владычественным средоточием всех душевных сил, а свое средоточие и опору ум должен получить в Боге – вот момент аскетического воздержания.
Духовная сосредоточенность и внимание ума, верное восприятие чувств, путь к чистому бесстрастному познанию, постижение оснований естественного бытия и мира мысленного ведет к видению мира в Боге, к познанию в Слове, к любви. Ум, восходящий по ступеням познания, приобщается божественному единству и миру, становится обителью Слова, и совершается брак как таинство неизреченного единения.


Рецензии