Посметюшек Часть2 Ивовая Тростиночка

       Вот как-то поехали братья - казаки, старший да младший, в степь широкую  поразмяться да дичи настрелять. Да увлеклись, от родного дома далеко забрались.

     Стали к реке спускаться, коней напоить, отдых им дать. Вдруг видят, за речной излучиной девица воду из реки набирает. Залюбовались казаки красавицей, но еще и спешиться они не успели, как увидели – налетели на девицу воровские басурманы – турки бритоголовые и вот уже красавица на коня, через седло брошена,  из ведер перевернутых вода выливается, в речной песок утекает.

      Не сговариваясь, быстрее ветра кинулись спасать девушку братья. Нагнали воров, не долгим был бой – упали бездыханные турки.

       Освободили они девицу красавицу, а как посмотрел на нее Посметюшек, так и ахнул – влюбился в красавицу. Она же, всё брату его старшему улыбается, а на младшего свысока посматривает, да посмеивается.

      Посватался к Василисе – так звали красавицу -  старший брат и отказа не получил.

      Поженились старший брат и Василиса, стали жить все вместе в отцовском доме. Да так тяжело стало жить Посметюшку: каждый день видеть красавицу любимую да знать, что никогда она твоей не будет. А та поняла, что Посметюшек тоскует о ней, да все задевает его, посмеивается, поддразнивает.

     Вот и ушел куда глаза глядят Посметюшек. День идет по степи, другой, третий… Ночует – где под кустом ракитовым расположится, где под курганом степным костер разведет, где в степи открытой, под небом звездным заснет. Да все грусть-печаль его не проходит.

     Вот однажды, в жаркий летний полдень сел он у ручья  под куст ракитовый, срезал   веточку потолще и стал ножом строгать ее. И не думал, и не заметил, как выстрогал девицу из той палочки, а как пригляделся, очень похожая она ему показалась на зазнобу его, Василису, ту, из-за которой дом родной  покинул.

     Полдень жаркий, приснул у ручья под ракитой Посметюшек, а куклу – девицу, около себя оставил. А как проснулся – глазам не поверил: сидит на том месте девушка. Очень похожа на Василису, да не та: не так красива и  худенькая как тростиночка.

     - Здравствуй – говорит, - Посметюшек. Возьми меня с собой. Верной и преданной буду тебе женой.

     - Какая же ты жена? Ты из прутика ивового выстрогана!
     - И что? Я же живая. Я и любить и беречь тебя буду. Деток тебе нарожаю.
     Нахмурился Посметюшек, ничего не сказал – пошел прочь.

     А она не отстает – идет за ним.

     Посметюшек сначала сердился, гнал ее, а затем привык. Неприхотлива в пути была Ивовая Тростиночка, никогда не жаловалась. На костре научилась еду готовить почти из ничего. Да такую вкусную, какую только бабушка покойная ему готовить умела.
      Долго они по степи кочевали. Конечно, Посметюшку и самому в степи не скучно было –  с птицей, зверем, травой завсегда мог он поговорить. Но с душой человеческой все же веселее было. И поговорят, а то и песню споют. И, хоть и не отличалась Ивовая Тростиночка звонким голосом, все же пели они слажено и оба радовались хорошим песням.

     Наконец, лето кончилось,  наступали холода. Загрустила Ивовая Тростиночка, закручинилась - то вздохнет, то всплакнет, когда Посметюшек не видит. А однажды, когда поутру увидели они на траве серебристую изморозь, и говорит она ему:

      - Знаю, не возьмешь ты меня с собой, Посметюшек. Тогда выполни мою просьбу – вернись на то место, где выстрогал меня и оставь там.

     И уже было собрался Посметюшек так сделать, да сердечко вдруг заныло у него, затосковало. И решил он взять Ивовую Тростиночку с собой.

     - Будешь мне сестрой названой.
      
       На том и порешили.

     А дома уже построил брат курень новый  и с молодой женой переехал туда жить. Построил рядом с отцовским домом. Вот и живут они по соседству. Старший брат души не чает в своей молодой жене, работать ей много не дает, наряды ей дорогие покупает, что ей ни захочется, все он выполняет. А и вправду хороша казачка – выйдет на праздник в церковь или на ярмарку, краше ее нет. Гордится ею старший брат, всё  не налюбуется на женушку свою.

     Ивовая Тростиночка никакой работы не чуралась. Родители уже старенькие у Посметюшка, она и за ними приглядит – слово доброе найдет сказать им, ободрить в немощах старческих, и  в курене уберет, и скотину накормит, и еды приготовит и, как и не устала она. Вся работа ей в радость, а закончит, сядет у окна с рукодельем, Посметюшек зайдет в дом, она вся встрепенется, глянет на него: глаза – яхонты, на губах улыбка, на щеках румянец –  ждет от него слова ласкового, взгляда доброго. А он все на соседние окна смотрит, все не забывается ему красавица Василиса.

     От всей души полюбили Ивовую Тростиночку родители братьев, души в ней не чаяли, все допытываются у Посметюшка, где он взял такую девицу славную, добрую и работящую. Да молчит он, стесняется сказать, что сам ее выстрогал из деревца у ручейка степного.

     Старший брат в поле или по делам каким отлучится, а жена его красавица у окна сядет или на резное крылечко выйдет, смотрит на соседнее подворье, а как увидит Посметюшка, улыбается ему, усмехается:
     --Что же ты, Иван Посметюшек, не  женишься, молодую жену в дом не введешь?  - и дразнит его – твоя Тростиночка ведь не жена тебе, а сестра названая.

     Нахмурится Посметюшек и уйдет со двора.

     Проходит  время. Вот трубит атаман сбор. Собираются казаки на войну.

     Красавица Василиса напекла белых пышных хлебов, в суму  кладет; медовое питье туда же закладывает;  дорогое, купленное на ярмарке белье укладывает…

     Ивовая Тростиночка как услышала, что Посметющек на войну идет, побледнела вся.    Успокаивает ее Посметюшек: война – дело-то, обычное  для казака. А она, как только лег Посметюшек спать,  выбежала из дома и побежала к тому роднику, где из ивового прутика выстрогал ее Посметюшек. А наутро, едва он глаза открыл, увидел свою Ивовую Тростиночку, падающую с ног от усталости с истертыми, исколотыми до крови ногами. А в руках у нее скляночка с водой из того родника – живая вода.

      Да не легла отдыхать Тростиночка. Натёрла сухих степных трав, добавила в муку и испекла хлебА. Сероватые они получились, не пышные, да сила в них была богатырская, степью-матушкой через травы дарованная.

     А  и после этого не отдохнула Тростиночка. Из ткани, которую сама выткала, пошила она рубаху и всю ночь до утренней зари вышивала ту рубаху узорами обережными.

     А поутру, лишь солнце стало подниматься, и казаки стали седлать своих коней, положила она рубаху в суму и упала от усталости. Взял сестру свою названную на руки Посметюшек, уложил на кровать, взял приготовленную ею суму и поехал с остальными казаками в поход.

      Быстро в боях и походах закончился хлеб у старшего брата, а Посметюшек отламывает по кусочку маленькому, ест, ему и хватает для насыщения. Как закончился хлеб у старшего брата, стал  с ним Посметюшек делиться. А как ранят кого из них – водой ключевой, что Тростиночка дала, омоют раны – их как и не бывало.

     Вот случился бой тяжелый. Вот уже вороги стали теснить казаков. Вот уже многие казаки сложили головы на месте брани. Вражья пуля достала старшего брата. Пал он в бою смертью геройской. Страшный то был бой. Пули жужжали над Посметюшком, клинки звенели у его груди, но он как заговоренный  - рубашка-вышиванка спасала.

     Потом пришла подмога – подоспели казаки из другого отряда и бой выиграли у басурман.

     Возвращаются казаки домой. Невесел едет Посметюшек, горько на душе – везет Посметюшек фуражку братову жене его с печальной вестью.
        Отдал ей шапку, положила она ее по старинному обычаю под иконою, а сама и говорит:
     - Знаю я, Иван, что люба я тебе, вот и бери меня в жены.

     Не ожидал Посметюшек таких слов. Стоит он изумленный у двери дома братова и думает: вот, наконец сбылась его мечта несбыточная, да еще как – сама Василиса, красавица и гордячка, ему предлагает на ней жениться. Только вот  отчего-то нет радости  в его душе. А глаза его все тянутся к соседнему подворью, где оставил он свою Тростиночку.

       Вдруг видит – выходит она на  крыльцо. Замерло его сердце, а затем застучало, забилось  так, что, казалось, выскочит из груди.

     Обернулся он к красавице:
     - Спасибо, Василиса, да только есть у меня жена! – и поспешил к себе домой, к своей Ивовой Тростиночке.


Рецензии