13. Коммунистические режимы наступают

На карте показаны "страны народной демократии" Восточной Европы: Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыеия, Болгария, Югославия, Албания и ГДР.


Коммунистические режимы наступают в Европе и Азии

Под давлением СССР влияние коммунистов в Восточной Европе возростало. Возникли страны «народной демократии», в которых вначале были допущены многопартийность и различные виды собственности.

Постепенно партии коммунистов и социалистов начали объединятся и захватывать власть. Затем в 1947-1948 гг. по очень похожим схемам в ряде стран были раскрыты «заговоры», и оппозиционные партии были разгромлены. Теперь уже в странах были установлены коммунистические режимы. В наших же газетах мы читали о победе коммунистов на выборах в странах восточной Европы, а также о наступлении китайской освободительной армии.

Для меня было естественным (и я испытывал удовлетворение), что народы освобожденных стран "встают на путь социализма" (это распространённый газетный штамп того времени). Я только удивлялся тому, что эти страны не вступают в Советский Союз. Ведь я помнил слова Сталина:

«Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам укреплять и расширять Союз Советских Социалистических Республик. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполним эту твою заповедь». 

Мне теперь кажется, что Сталин, не имея еще атомной бомбы, осторожничал, боясь дать повод США и Англии осуществить атомные бомбардировки советских городов. Тем не менее, ничто не мешало ему, действуя предельно осторожно и соблюдая «законность» закреплять достигнутые завоевания.

В Восточной Европе Сталин именно такую политику и проводил, последовательно «закрепляя» достигнутые в ходе войны территориальные приобретения. Освободив восточноевропейские страны от немецкой оккупации, советские войска надолго остались на территории этих стран, введя режим временной военной администрации. Это дало возможность подавить инакомыслящие партий и привести к власти  прокоммунистические группы и партии, хотя внешне это подавалось как результат народного волеизъявления.

Коммунистические режимы после Второй мировой войны наступали по всем миру. Все события в восточноевропейских странах, а также победа коммунистов в Китае, Корее и Северном Вьетнаме подавались в советской прессе как успешные демократические преобразования стран, отвергших капитализм и эксплуатацию человека человеком и вставших на социалистический путь развития. 

Я радовался успехам этих стран, победам коммунистов, расширению социалистического лагеря, лагеря мира, противостоявшего капиталистическому лагерю, лагерю поджигателей войны. 

В предыдущей фразе я сознательно привел терминологию (очередные штампы советской пропаганды), использовавшуюся в то время советской пропагандой. 

Но я именно так и думал тогда и мыслил именно такими штампами. Эти слова были в меня вдолблены.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/05/313


Рецензии