Сеанс одновременной игры

Лет в десять-одиннадцать Андрей ненадолго увлекся шахматами. Запойно играл со мной по вечерам. Радовался при выигрышах, и расстраивался от проигрышей, которые я ему периодически устраивал – чтобы гордыня не обуяла! Научился записывать ходы и сам разбирал партии. В этот период  местное радио как-то передало объявление – в ближайшее воскресение чемпионка мира по шахматам среди девушек проведет в гарнизонном доме офицеров сеанс одновременной игры. Андрей загорелся – давай сходим, сыграем с чемпионкой.

Воскресным утром на сеанс собралось человек двадцать пять – в основном военные пенсионеры, несколько офицеров и детишки, чуть ли не дошколята, в сопровождении мамаш. Чемпионка приехала с папой и тренером. На вид ей было лет тринадцать. Худенькая, в очках и с длинной косой она больше походила на девчонку, чем на девушку. Андрей как увидел ее, сразу сказал – играй ты, а я не буду. 

Меня такой поворот событий не удивил. Сын обладал изрядным честолюбием и всегда стремился быть лидером. Если чувствовал, что стать первым проблематично – выходил из соревнования или игры. По этой  причине дружил не со сверстниками, над которыми верховодить было затруднительно, а с мальчишками на год-два младше. Чемпионку он представлял взрослой девушкой, которой и проиграть не стыдно, однако сдать партию девчонке, почти ровеснице, казалось ему абсолютно неприемлемым.   

Тренер сказал пару слов о своей воспитаннице. Я ошибся – недавно ей исполнилось пятнадцать лет. Родилась где-то на периферии, шахматами увлеклась в четыре года, в одиннадцать пришли первые успехи. Родители для полного раскрытия таланта дочери перебрались поближе к Москве – в Зеленоград. Совсем недавно завоевала титул чемпионки мира среди девушек до 16 лет. Мастер спорта международного класса.
 
Наконец, начался сеанс. Чемпионка передвигалась вдоль расставленных полукругом столов, внимательно смотрела на доски, перед каждым ходом думала 30-40 секунд. Андрей пристроился рядом со мной и записывал партию.

Времени было предостаточно – чемпионка подходила к нам с периодичностью  пятнадцать минут, в течение которых я анализировал возможное развитие поединка. Не желая томиться в ожидании, стал мгновенно делать ответный ход – тогда чемпионка, задумавшись, оставалась у нашего стола. Когда запас подготовленных ходов кончался, я сам принимался усиленно думать, а она переходила к соседнему столу. Чтобы размять косточки, иногда вставал прогуляться и заодно оценить позиции на соседних досках. Чемпионка оказалась настоящим бойцом и сражалась до победного. Если на доске возникала битая ничья, сама ее не предлагала – надеялась на ошибку соперника.

По истечению трех часов объявили перерыв, и чемпионку повели в буфет подкрепиться. К этому моменту она обыграла всю мелюзгу и половину пенсионеров, сделала ничьи с двумя офицерами. Однако не обошлось и без проигрыша – лысому подполковнику, которому в эндшпили удалось сохранить проходную пешку. Сразу после перерыва вылетело еще несколько человек, и игра пошла быстрее. Скоро осталось только пять участников:  три пенсионера, майор и я. Выбывшие из игры не расходились и следили за окончанием сеанса. Дела у пенсионеров складывались неважно, но они отчаянно сопротивлялись и подолгу думали. Майор, наоборот, был близок к победе.

Пошел пятый час игры – тренер и папа тревожно поглядывали на часы, а сама чемпионка еле волочила ноги. По все видимости, это был ее первый сеанс, и она явно переоценила свои силы, настроившись на стопроцентный результат. Я обладал незначительным преимуществом в качестве, но двигать деревяшками по доске изрядно надоело – предложил ничью, и девчонка, не раздумывая, протянула мне руку.

Мамаши мелюзги стали возмущаться и наседать на пенсионеров с майором: «Прекратите мучить ребенка! Заканчивайте игру! Сколько можно развлекаться! Вы через десять минут уляжетесь на диван перед телевизором, а девочке еще домой целый час добираться!» Страсти накипали. Андрей дернул меня за рукав – пап, пошли, есть охота!

На следующий вечер я застал Андрея, разбиравшего мою партию.

– Не жалеешь, что отказался сразиться с чемпионкой?

– Это с девчонкой-то! Чего жалеть! Если ты у нее чуть не выиграл, то я бы, наверняка, сыграл вничью! – усмехнулся сын, но после короткой паузы  добавил: – А вообще она, конечно, молодец – здорово играет!


Рецензии
Да, Алекс. Я тоже люблю шахматы, не помню даже каким образом научился играть и расставлять фигуры: спасибо отцу, который видимо с раннего, раннего детства привил во мне любовь к этой развивающей игре.
Вспоминается подобный вашей истории случай. В пионерский лагерь приехал 15-летний наверное почти гроссмейстер, мне тогда лет 12 было.
Сеанс одновременной игры он устроил помню, как сейчас, на 40 досках. И что же? А то, что единственное поражение он потерпел как раз от меня. Попросту он не ожидал, и прозевал сразу мат. Конечно же случайность, но гордость меня тогда просто распирала.
С настоящим гроссмейстером я встретился гораздо позже, в поезде, и тогда после нескольких поражений, я приловчился к его манере игры, скорее к уровню, и мне удалось несколько партий свести в ничью.

С уважением Алекс.
Дмитрий.

Дмитрий Ляпунов 2   04.10.2019 06:12     Заявить о нарушении
Ну, Дмитрий, мне гроссмейстера обыгрывать не доводилось - только кандидата в мастера спорта. И это, как и в Вашем случае, был мальчишка - лет 14-ти или 15-ти. Но объективности ради следует сказать, что на мой единственный у него выигрыш пришлось 5-6 поражений.
С уважением и признательностью:

Алекс Мильштейн   06.10.2019 08:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.