из антивоспоминаний о школе

Итак,почему я ненавижу школу...ну,скажем одна из многих,многих причин...
Мой дед умер 17 декабря 1976 года...День похорон,вернее само его начало я помню смутно...Помню бабушка сидела на диване,тихо плакала и шила какую-то подушечку...Пришла соседка,с которой они до этого были в ссоре,обняла бабушку,они вместе расплакались,она взяла из рук у нее эту подушку и сама стала дошивать....Помню людей с фабрики,где дед работал начальником химической лаборатории...Они приходили,обнимали бабушку,маму и тихо спрашивали,чем могут еще помочь...Очень много людей...все знали.....это поселок.

Мама говорила,что все готово уже, и только просила приходить на поминки после похорон....
 Потом сами похороны...Гроб с дедушкой долго несли мужчины,сменяясь...от дома до Узловской ЦОФ...Дед до этого долго болел и лежал в онкологии, и бабушка была все время с ним...Мы с мамой,а когда папа был не во второй смене,  вместе ехали в больницу проведать его,привезти чего-то вкусненького им...Дед смотрел на нас и плакал ...Я любила деда,как и всю свою семью...Семья же  любила меня до безумия...я в четвертом классе уже четко это понимала...я была счастливым ребенком...             
...Я отвлеклась,простите.
Но до меня еще не совсем четко доходило,что все:деда нет...Мы не будем сидеть вдвоем в большом кресле и говорить о природоведЕнии(так в школе говорили),он не будет мне рассказывать,что значит "ходить в ночное" с краюшкой хлеба за пазухой,я уже не услышу как медведица заставляет медвежат постарше, "пестунов", смотреть за маленькими...не будет читать наизусть "Тиха украинская ночь......прозрачно небо...звезды блещут......",мы не будем делать вместе зарядку по утрам....Он не будет растирать бабушке ноги после  обеда(у нее очень болели подагрические шишки на ногах),а она в это время не будет нам читать... Произведение всегда выбирал дед...Бабушка читала замечательно,теперь я понимаю,что читала она намного лучше многих профессиональных артистов...дед иногда плакал....А я слушала,слушала...
Дед мне оставил список-минимум литературы,который должен прочитать "культурный человек"...."Графа Монте-Кристо" в списке не было.Список художников...Он ценил наших передвижников,но говорил,что по сравнению с импрессионистами они-дети...
    Опять я отвлеклась...
Мы шли за гробом,наша оставшаяся семья...я держала всех своих за руки поочередно...тут до меня дошло,что у меня сами по себе катятся слезы...Может из-за оркестра,может из-за людей смотрящих на процессию с тротуаров,может потому,что на остановке я увидела Сашку,а он меня нет....а может потому,что я смотрела на голову деда,как она покачивалась в гробу в такт чужим шагам....
Дальше день я не очень помню...были поминки...я кажется в это время была у соседей.У своей младшей подруги Леночки...А вечер мы просидели в обнимку с плачущей бабушкой...
                ***               
На следующий день первым уроком была украинская литература...Нужно было выучить стихотворение любимого автора нашей учительницы(или она у него училась,или видела издалека,я не помню)Володимира Сосюри(укр.)Я конечно не то,чтобы учить,я и не вспомнила о нем....Я взяла учебник,и сколько было времени до урока старалась заучить это стихотворение....
Эту учительницу все очень любили...я даже не знаю за что.Ну бывают,что всем нравятся,даже самым неподдающимся разгильдяям....но не мне.Очень аккуратная...рассказывала урок когда,ходила между рядами и рассматривала себя в стеклах шкафов и портретов писателей...У нее были индийские шерстяные однотипные кофты,и когда она сдавала в химчистку их,а потом по какой-то причине не успевала пришить пуговицы к кофте,в которой собиралась прийти на урок,то так и приходила с пучочками ниток вместо пуговиц,чтобы совершенно точно потом пришить их на положенные индийцами места...Она и говорила"аккуратно",медленно,выговаривая каждое слово,будто прожевывая...На переменах возле нее всегда толпились девочки,чтобы донести до учительской сумку и журнал... Это я позже узнала замечательную фразу Ф.Г. Раневской,такую  подходящую: "змея с колокольчиком"...Адресована она была просто другой актрисе,но подходила по существу точно...Я не называю  имени учительницы,скорее всего ее уже нет на этом свете....
                ***
.....и конечно она меня вызывает.Я читаю наизусть Сосюру,конечно пару раз замолкаю,забыв слово(это для меня -позор:училась я хорошо...тем более литература (хоть и Сосюра)....."Я тобi ставлю чотири iз мiнусом...пiдiйди до мене на перервi".
Я конечно подошла."Так чого ти не вивчила ?"Я все ожидала,только не этот вопрос...Я думала,что она скажет на завтра выучить,рассказать с выражением,и она повысит мне оценку..."Я учила...",-выдавила я."Наверное недостаточно,я выучу обязательно"...Она перешла на русский:"Нет,ты мне скажи,почему ты на сегодня не выучила стихотворение"...И тут я ,будучи в четвертом классе поняла(сейчас бы это называлось "меня хотят сломать"),что ей просто нужно,чтобы я расплакалась перед ней,такой доброй учительницей,которая просто обязана мне посочувствовать,а я никак не дам повод...Я решила держаться...удержать этот ком предательский в горле,эти слезы и сопли подступающие...Я молчала,она смотрела на меня и молчала...
Но четвертый класс...это даже не пятый...Я вспомнила вдруг,как дед ,когда меня поцарапал Барсик,стал на одно колено и дул мне на маленькую царапину,пока бабушка мазала ее зеленкой,я вспомнила капельку у него на носу,когда он заходил в дом с мороза...Я вспомнила лысинку,качающуюся в такт чужим шагам....
....и я заплакала навзрыд,я бормотала,что у меня умер дедушка,у меня умер дедушка...я не учила,что мы с бабушкой вечером вместе сидели плакали...
И тогда выплеснулась "доброта":ты бы сразу так и сказала...ну не надо плакать". Берет ластик и стирает в дневнике у меня минус...остается "твердая" четверка....За этим на перемене наблюдал весь класс...в тишине.
В этот день было еще три урока,меня никто больше не спрашивал....


Рецензии
Иринка, продолжай. Это нужно и истории и Человекам, чтобы иногда в себя глубже заглядывали и добрее становились.
Сашка Дьяченко, одноклассник и друг.

Александр Анатольевич Дьяченко   01.09.2013 12:32     Заявить о нарушении