Мудрость и дисциплина

Нужна-ли человеку Мудрость в мире заполненном инструкциями? Владение такими инструкциями, как опытом кого-то другого – называется эрудированностью.  Многие считают, что выполнение инструкций написанных кем-то, вполне достаточно, что бы с ними ничего плохого не случилось, и стараются усвоить их как можно больше. Возможно это – так, но есть ли у человека к началу самостоятельной жизни возможность и способность изучить все инструкции по ведению правильной жизни, не приносящей ему страдания? Думаю, что даже самому способному в запоминании и усвояемости информации, не хватит жизни, что бы их все изучить.  Поэтому, как бы ни высока была степень эрудированности, это  не даёт гарантии счастья и удовлетворённости, а следовательно -- переживания страдания будут сопровождать  его на протяжении всей жизни.
Мудрость,  напротив, приобретение универсальное, позволяющее не искать счастья в окружающем мире, следуя инструкциям, а находиться в состоянии удовлетворения постоянно, видя и понимая причины и следствия явлений, происходящих в его мире. Мудрость довольна любым результатом событий, рассматривая в них, не исполнение или  неисполнение эгоистических желаний, а уроки, открывающие новые горизонты самосознания и бытия. Таким образом,  можно констатировать, что наивысшее проявление мудрости – есть Ниббана, как высшая существующая реальность в сознании Будды.
Мудрость достигается различными методами. Один из методов – созерцание собственной глупости и проникновение в её природу ( випасана). Этот метод успокаивает блуждание ума через трансформацию сознания и познания собственной природы  в  процессе размышлений, уходящих глубоко в корни созерцаемых событий. Мы наблюдаем собственные чувственные  реакции и ограничиваем их негативное проявление в окружающий мир, воспитывая в себе, таким образом,  доброжелательное отношение ко всем живым существам, страдающим и радующимся в мире воплощения.
 Другой метод – созерцание пустоты в процессе медитации. Входя в медитацию, мы обнаруживаем пустотность всех мыслей и событий, заполняющих нашу голову, что приводит к успокоению ума до состояния самадхи и позволяет мудрости созревать на вспаханных медитацией полях, где уничтожены все сорняки сознания.  Там, зерно мудрости прорастёт легко и без помех.
Каждый из методов хорош, но требует от встающего на путь практики, соблюдения дисциплины,  включающей в себя: вдохновение, терпение и усердие.
Усердие – это сила, направленная на соблюдение дисциплины. А сама дисциплина – есть индикатор уверенности и движения по выбранному Пути. Дисциплина включает в себя добровольное принятие обетов ( свода правил, включающих в себя планы и распорядки), оформленных в обряды обязательного исполнения адептом. Нарушение таких обетов сигнализирует об ослаблении его усердия, уверенности и твёрдости силы воли в достижении поставленных целей. С ростом самосознания, необходимость в одних обетах отпадает, заменяя их более серьёзными и жёсткими по отношению к собственному «я».
Вдохновением является понимание приоритета мудрости над вечным скитанием по складам чужого мировоззрения, а так же посвящения, получаемые от Гуру.
Проявляя терпение, человек обуздывает свои туманные желания, к которым относятся удовлетворения тела и Эго, за счёт окружающего мира, включающего в себя предметы различного назначения и живых существ, волю которых, наше Эго пытается подчинить себе.
Кто-то спросит: «Как же неудовлетворённость может радовать меня и не приносить страдания?»
Человека достигшего мудрости, радует не удовлетворение возникающих желаний, а нерождение этих желаний в собственном сознании.
Нет желаний – нет требования к окружающему миру об исполнении этих желаний – нет претензий к окружающему миру к неисполнению своих желаний – нет ответной агрессии мира на мои претензии --  нет страха по поводу агрессии – нет раздражения на агрессию и собственный страх --  нет гнева по поводу раздражения – нет недоброжелательности и желания отомстить – нет разрушительной  радости от плетения интриг – нет печали, порождающей опустошённость чувств и ощущения одиночества во враждебно настроенном мире – НЕТ СТРАДАНИЯ!
Есть – глубокое видение реальности в событиях. Есть – уравновешенное спокойствие. Есть сострадание к непонимающим  и невидящим истины. Есть – радость осознания. Есть – Мудрость! И это --  обратная связь!

Я решила добавить к этой статье публикации ответов на вопросы читателей из ленты рецензий с других сайтов.

 -- Как же определить мудрость цели?
"...человек обуздывает свои туманные желания, к которым относятся удовлетворения тела..." Заглушить-задавить животные (а пока что, человек животное) инстинкты - голод (самый мощный инстинкт на персональном уровне), стремление к продолжению рода (самый мощный инстинкт на уровне вида), патриотизм (на уровне популяции)?
Это неизменно приведёт к мутации (изменению), смене биологического вида. В зависимости от направленности этой мутации человек становится или насекомым (паразитом), или Богом. Трудно быть Богом! А стать?
Александр Вшивков   24.09.2013 08:50

 -- Мне не понятен вопрос о определении мудрости цели. Мудрость не разделяется на целевую и бесцельную, она возникает тогда, когда необходима и в этом она -- мудрость.
Я бы не стала выделять из текста отрывок фразы, ведь полный текст моей мысли звучит так:"Проявляя терпение, человек обуздывает свои туманные желания, к которым относятся удовлетворения тела и Эго, за счёт окружающего мира, включающего в себя предметы различного назначения и живых существ, волю которых, наше Эго пытается подчинить себе." Это надо понимать, не в плане самоуничтожения( в этом нет никакой мудрости), а в умелом и рациональном подходе ко всем человеческим потребностям. Умелыми считаются те действия, которые не приводят к страданию ни себя ни окружающий мир, неумелыми, считаются те действия, которые хоть кому то из живых существ(включая себя) приносят страдания. Найти такую золотую середину и есть мудрость Кстати, я не считаю удовлетворение низменных желаний окружающих -- избавлением их от страдания.Такое удовлетворение никогда полностью не удовлетворит ни одно существо, а только ввергнет его в более изощрённые желания.Естественные потребности не могут являться низменными желаниями. Точно так же надо поступать и с голодом. Перенасыщение, или погоня за вкусовыми ощущениями часто приводят к страданию болезнью, так что мудрость необходима в потреблении пищи.
Далее напишу позже.
Марина Суханова -Тигра   24.09.2013 09:33

 -- Спасибо! Многое стало понятно. Про "погоню" за вкусовыми ощущениями говорил Г. Малахов: "Еда не должна быть вкусной". Я понял так, что пища, должна приниматься как лекарство. Лекарство от анорексии.
С другой стороны, хорошим для всех, быть не возможно. Во всяком случае на этом уровне развития человечества. Ведь, даже Богов хулят представители других конфессий.
Значит надо что-то менять? Как? Посадить человечество медитировать (грубо говоря)? Ладно ещё православные монахи, занимаясь земледелием, могут себя прокормить. Но ведь, в некоторых вероисповеданиях, монахи заняты исключительно (или я просто не знаю) "духовными практиками" и попрошайничеством с целью прокормиться. Тут всех в монастырь не загонишь - кто-то должен производить пищу.
Африканские племена, живущие в джунглях, ближе к приРОДе. Заботятся о ней, берегут и берут от неё только то, что нужно чтобы жить. Жить не изменяя качество жизни. Может быть, так и надо, чтобы сохранить землю и не искать "новый дом", рыская по ближайшему космосу.

Александр Вшивков   24.09.2013 10:09

 -- "Про "погоню" за вкусовыми ощущениями говорил Г. Малахов: "Еда не должна быть вкусной". Я понял так, что пища, должна приниматься как лекарство. Лекарство от анорексии."
Я считаю для себя, согласие с утверждением Малахова, подобным подписанию приговора о слабости своего Ума. В каком-то смысле, Малахов -- прав, но я бы не впадала в крайности, ведь умышленный уход от вкусной пищи тоже ник чему хорошему не приводит. Вкусовые рецепторы даны человеку не во искушение, а для познания собственной природы, ведь вкус является ни чем иным, как индикатором тождественности с настоящим сознанием. Так, ощущая потребность в каком либо вкусовом ощущении, можно сделать аналитический анализ собственного состояния, основанный на внимательном наблюдении и получить представления не только о здоровье собственного тела, но и о состоянии своего Ума. По этому поводу я бы сказала так: " Из Тела надо делать не врага, а союзника" Если здоровая и полезная пища вкусна, не стоит избегать её, дабы не войти в искушение перенасыщения, надо находить в себе волю для решения неперенасыщения и не возведения её в предмет добычи во что бы то не стало.  Есть три вида жажды, от которых Будда советовал избавиться: 1 жажда существования,2 жажда несуществования, 3 жажда чувств. Мудрость находится посередине, понимаешь?
"С другой стороны, хорошим для всех, быть не возможно. Во всяком случае на этом уровне развития человечества. Ведь, даже Богов хулят представители других конфессий." Хулить Богов не заслуги, ни чести никому не делает, как и хулить людей, животных, .... кого бы то ни было. Быть для всех хорошим, тоже не стоит заслуги. Надо быть мудрым -- это значит понимающим. Но мудрость доступна далеко не каждому, хотя бы по тому, что к её обретению,стремиться далеко не каждый. Кто действительно стремиться, тот и медетировать сядет и размышлениями займётся. Но для этого стремления тоже должно дорасти сознание. Я не навязываю мудрость всему человечеству и не требую её от всех. Каждый живёт в меру своего практического опыта и стремлений. Цель будет тогда мудрой, когда её концепция не будет затрагивать разрушения окружающего мира, включающего в себя всех живых существ( планета -- тоже живая)
Я не считаю правильным попрошайничество ради духовного совершенствования. Каждое существо и человек должен кому-то служить на этой планете и приносить благо, вот только выбор -- кому служить, тогда будет мудрым, когда служба не будет ущемлять чьих либо прав на благословенное существование.
У этих африканских племён, несомненно есть чему поучиться, но надо учитывать не только природные условия, но и опять же не впадать в крайности. Мудрость заключается в том, чтобы уметь жить сотворяя благо там,и в тех условиях, где ты находишься, не ища для себя чего то идеального. Главное находится внутри нас, а весь окружающий мир -- отражение внутреннего.Не многие могут это увидеть, но те, кто стремиться к более расширенному взгляду на действительность, приходят к такому видению через труд и учёбу.
"Это неизменно приведёт к мутации (изменению), смене биологического вида. В зависимости от направленности этой мутации человек становится или насекомым (паразитом), или Богом. Трудно быть Богом! А стать?"
На самом деле, каждое существо находится либо в регрессе, либо в прогрессе и с каждым новым воплощением, либо продвигается по "иерархической лестнице"(условно), либо спускается и превращается в насекомое. Но если, о прогрессе существо принимает осознанное волевое решение и следует ему, то регрессирует, как правило бессознательно подчиняясь своим "Хочу" и выплёскивая в пространство грубость и агрессию, трусость и предательство, алчность и раздражение. Конечно, и стать и быть Богом трудно! Но это тот Свет, к которому стоит стремиться, и чем мы ближе к нему, тем уравновешенней наша жизнь.

Марина Суханова -Тигра   24.09.2013 22:50


Рецензии
"Мудрость довольна любым результатом событий..."
Согласен, ибо то воспринимается как поражение, для мудрого есть только указание на путь, ведущий к победе...
С добрыми пожеланиями В.А.

Вячеслав Александров 2   26.02.2021 11:06     Заявить о нарушении
Вячеслав, спасибо вам за выделение важной приметы мудрости.
С уважением. Пусть Будет Благо!

Марина Тигра   26.02.2021 13:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.