Шаманка Янина злее матери

        БОЛЬШОЙ    ТЫЛУР ОТ АВТОРА
   Все мы подвержены Его величеству случаю. Бывает, думаешь о чем-то насущном, и вдруг появляется он, случай и все летит кувырком. Мне пришлось служить в армии на Южном Сахалине, в бывшем японском городке Отияй, ныне город Долинск, а еще точнее вблизи селения Хигаси Найбути, где некогда  Бронислав Пилсудский организовал одну из первых на острове «школу грамоты» признаюсь честно, о жизни каторжан в то время знал я мало, а о ссыльном Брониславе Пилсудском .вообще не слышал. И однажды к нам в редакция газеты зашел заросший густым волосьем старик…и протянул редактору кипу пожелтевших от времени тетрадок, среди них я обнаружил описание различного вида волн. Так как мы много писали о рыбаках, в том числе о рыбаках ближнего селения айнов, заметки эти меня совершенно не заинтересовали, но когда старик заметил, что по отзывам стариков, их написал некий Броня-учителка, я поблагодарил старика и спрятал заметки до поры, на всякий случай.
    Позже главный редактор перечитал эти записи и сказал, что любая строка о известном в научном мире ученом, бывшем каторжнике, сегодня на вес золота. Я крайне заинтересовался этой личностью, вечерами
 перечитывал любопытные строчки о волнах, которыми я тоже интересовался, правда, ради любопытства. И еще я с трудом разобрал среди каракулей сказку о смеющемся боге по имени Эбису. Не ручаюсь за точность моего перевода, но смысл был мною понят: «пытаясь создать японские острова божественная пара  Идзанаги и Идзанами, родили  детище без рук и ног, назвали его Сабуро, что значит головастик. Родители. решили избавиться от чудища, которое все время улыбалось, Они положили его  в лодку , сплетенную из тростника, и бросили с обрыва  в море Однако он не погиб, когда его волной выбросило на берег, то его подобрал рыбак-айну по имени Эбису . И он воспитал ребенка,как родного сына, дав ему свое имя.В три года у ребенка-головастика выросли ноги и руки ,он стал окрестным божеством, одним из семи японских главных богов. И по сей день рыбаки верят, что именно смеющийся бог приносит им удачу. А почему его зовут смеющимся? А он все время улыбается и всегда весел и доброжелателен Говорили, что он глуховат, но всегда слышит просьбы людей,
    ЭХ, если бы Я  в то далекое время знал, какую ценность для ученого мира  представляют эти и другие записи, сделанные одним округлым почерком, возможно, даже не самим Пилсудским, сохранил бы все до единого листочка. И второй раз в жизни наступил на одни и те же грабли. Помните, я рассказывал об архиве главного тюремного управления. И чтобы не тащить полный рюкзак бумаг, выбросил в обрыв бесценные для истории документы., но…знал бы где упасть, соломки бы подстелил…
    А строки об изучений морских волн? Они также были любопытны. Но не представляли собой законченные мысли и предложения.Я впервые тогда узнал о «волнах=убийцах «девятый вал», «три сестры» «дыра в океане», «дьявольская зыбь». И до сих пор отлично помню строки: «Даже самое спокойное море всегда «дышит»,Его поверхность иногда кажется. Блестит, как зеркавло, только берег омывают тихие воды. Это и есть океанская зыбь – вестник далеких ураганов..»
   Да что там описания, когда мне лично приходилось четыре раза попадать в немилость хозяев моря, в жесткие объятия свирепых волн. Расскажу лишь об одном случае, который журналисты назвали так: «Утопленники выходят на связь».Правда, надеюсь, что все понимающие мои читатели простят автора за то, что он позволил себе сдвинуть время и забежать вперед на несколько десятилетий…

Это случилось в памятный для сахалинских рыбаков апрельский день во время сельдяной путины на Западном побережье Сахалина. Мы с корреспондентом газеты  прибыли на буксирном катере в прославленную бригаду рыбаков ставного невода, главным тут был  горбун  нивх Володя..
Погода, помнится, стояла летняя, безоблачная, тихая.
Мой товарищ уже спрыгнул в кунгас, к Нефедову, я тоже приготовил вещмешок, чтобы сбросить его вниз, но вдруг кто-то четко и ясно сказал мне в правое ухо: «Не оставайся на ночь! Не оставайся на ночь». Я замер, одной рукой держась за поручни буксирного катера, нога моя уже висела над кунгасом. Еще бы секунда и...
; Ну, вы, корреспонденты, – ворчливо проговорил шкипер катера, – остаетесь на ночь или нет? Ждать мне некогда.
Товариш уже настойчиво тянул меня  за ботинок:
; Прыгай! Чего ждешь? Представляешь, какой роскошный репортаж сварганим на рассвете, во время переборки невода, прыгай, тебе говорят!
; Нет! – решительно отказался я, ибо вновь услышал все тот настойчивый голос: «Не оставайся, погибнешь!» – Нет! Я возвращаюсь на берег!
; Одному тут мне делать нечего! – он вслед за мной взобрался на катер.
До сих пор не устаю благодарить ангела-хранителя за предупреждение. Беда возникла из ничего. Наш буксирный «жучок» заехал еще в одну бригаду ставного невода, матросы передали мешок с едой, спирт, пресную воду. И катер взял курс на берег, который был совсем рядом, рукой подать. Я стоял рядом с капитаном буксира и размышлял о таинственном голосе. Из-за него мы остались без материала для газеты, было досадно. Но... капитан внезапно нахмурился, сказал в мегафон:
; Всем на судне! Штормовое предупреждение! Спасательные пояса, шлюпку, якоря наизготовку!
; Кэб – усмехнулся я, – откуда это вам пришло предупреждение? Небо чистое, берег рядом.
; Видишь? – капитан показал на крохотный темный комочек, даже на облако не похожий. – Ураган идет! Пояса спасательные возьми на палубе. Да, поживей!
Ураган действительно был жесток, все вокруг потемнело, пошел сильный дождь, а затем грянула буря, огромные волны навалились на наши крохотные суденышки и уже через несколько мгновений нашу капитанскую рубку  как ножом, срезало, и катер стал похож на обезглавленное большое тело. Куском стекла мне поранило лицо. Но кто, скажите, в минуту смертельной опасности обращает внимание на подобные мелочи? Соленые волны, ударяя в лицо, смывали кровь, растравливали рану. Я почему-то больше не думал о смерти, вспомнив голос ангела-хранителя. И это давало надежду на спасение. И что еще любопытно: позже я вспомнил, что постоянно старался фиксировать детали, несмотря на ужасное состояние. Как ни странно, думал о том, что пригодится для очередного репортажа. Так нас учили: погибай, но думай о родной газете, знай, что без материала лучше домой не возвращайся. Как в то в том анекдоте, когда мать говорит сыну: «Смотри, утонешь, домой лучше не возвращайсЯ»
Однако, о чем это я? Начал с бумаг вроде бы Бронислава Пилсудского«
 говорит сыну: «Смотри, если попадешь под трамвай, лучше домой не приходи!»
Сколько времени продолжался этот кошмар, точно не скажу, позже оказалось, что ураган перевернул все западное побережье Сахалина за несколько минут. Чем же все кончилось? Нашей гибелью. Да, да! Такова была официальная версия. В какой-то момент раздался страшный грохот, он заглушил даже ужасающий рев урагана. Наш трудяга-катер от удара волны переломился надвое, и обе части его ударились о прибрежные камни. Мы с  Гришей Соколовым очутились в ледяной воде. На мгновение я потерял сознание, но затем инстинктивно начал плыть к берегу, который оказался совсем рядом, но в такой воде я не выжил бы и десяти минут.
Спасатели, а сюда, на побережье, сбежался весь город, подхватили мое обессиленное тело, выволокли на берег, где лежали кулями десятки «утопленников». Вскоре всех оттащили волоком в порожний цех рыбообработки. И за неимением рыбы «обработали» нас: обмазали йодом пораненные места, перевязали, главное, напоили горячим чаем и спиртом – основным сахалинским лекарством.
А в это время в редакции моей любимой газеты узнали о шторме и урагане на Западном побережье, встревожились, зная, что мы не такие люди, чтобы сидеть на берегу, связались с управлением рыбного флота в городе Маока. Там быстро навели справки. И уже к обеду на стол редактора легла радиограмма следующего содержания: «Ваши корреспонденты вчера около 11 часов дня отбыли на буксирном катере в расположение бригады ставного невода Нефедова. Где они сейчас, неизвестно. Бригада Нефедова полностью погибла».
Так нас с Гришей Соколовым загодя похоронили. Сотрудники газеты, по распоряжению редактора, стали готовить венки, заказали некролог, снарядили автомашину для поездки за нашими телами. Слава Богу, что не догадались сообщить родным.
Мы, естественно, ничего не слышали о собственной гибели, хотя, честно сказать, и впрямь были на волосок от смерти. Чуть оклемавшись, я добрался до радиостанции управления рыбфлотом, показал удостоверение, вызвал редакцию, готовясь продиктовать материал об урагане.
; Кто у радиотелефона? А, привет! – бодро начал я. – Прими репортаж! У нас тут такое творится!..
; Толя, это ты? Жив? – услышал я взволнованный голос коллеги. – А мы вас уже похоронили...
С тех пор я лелею тайную надежду, что буду жить еще долго. Дай-то Бог!

И РЕВОЛЮЦИОНЕРАМ  НУЖНЫ ЗЛОТЫЕ

   Перед отправкой в Вильно Яна Лещинского  «комендант», как прозвали сотоварищи Юзефа Пилсудского, встретился с ним и с уроженцем Вильно, смелым парнем по фамилии Приор у знакомых в частном доме неподалеку от Центрального вокзала Варшавы.Они уединились в беседке, укрытой виноградными ветвями и цветущими яблонями.  дорожка была густо усыпана белыми цветами. А в глубине  сада задорно распевали соловьи. И это настраивало собеседников на лирический лад, хотя Юзеф явился на встречу  в решительном настроении, он то и дело поглаживал усы, которыми очень гордился, желваки на скулах постоянно двигались, весь Юзеф был наполнены решимостью Да и внешний вид Зюка был нее совсем обычен: Темные очки закрывали почти половину лица.легкая рубашка  с короткими рукавами, открывали  его мускулистые руки. Правда с рубашкой не гармонировали военные   галифе, яловые сапоги, какие любят носить полевые офицеры.. Янек еще готов был побиться о заклад, что в карманах Зюка  непременно имеется  и боевое оружие
Задача была поставлена боевикам почти полгода назад: для революционных дел нужны деньги, а их не было. Вот и задумал «Зюк провести «экс», ограбить курьерский  поезд, следующий из Вильно в Санкт-Петербург. Разведка доложила точно: в означенный  сентябрьский день повезут в столицу России большую сумму денег.
 Однако, разговор начался совсем о другом. Зюк вспомнил недавнюю стычку с царскими жандармами, когда его соратник и друг Ян Лещинский живо и умеор разбросал жандамов и вывел его из окружения.
-Дошли до меня слухи, Янек, что на Сахалине ты носил кличку «Сильный . Верно ли сие?
-Было дело,-улыбнулся Янек,а моя любимая девушка –гилячка, звала мен7я так: Янек-Мыргы, что по ихнему означает –богатырь. Про кликуху «сильный2 указание имелось и в статейном  списке. Пришлось объяснять начальству, это имя я взял от короля Августа, прозванного «Сильным».
-Король Август «сильный» -хохотнул Зюк.-да это прозвище в народе он получил  за мужскую силу. ибо имел двенадцать детей.
.Дорогой комендант попал я, видать, пальцем в небо., а ты  на кого мечтаешь походить? –вроде бы ни к месту спросил молодой Приор.
-На пана Твардовского.-охотно ответил Зюк и суровое лицо его прояснилось. Знаете ли вы, други, про сего чернокнижника? Вижу, не слыхали. А вот когда будете в Кркове, заглянте на рыночную площаь, дом, кажется, 26, жлм этот сразу узнаете у него стрельчатые окна и лепные украшения.. Здесь жил пан Твардовский.Как писади о нем газеты, пан блестяще окончил Ягеллонский  университет, одновременно изучал  богословие, астрономию, историю и искусство врачевания, стал профессором, но не таким пан был человеком, чтобы успокоиться.Студенты, слушая его лекции по древней истории, с восхищением вспоминали, что все события, о которых пан Твардовский рассказывал, проходили перед их глазами. А еще писали, будто профессор обладал волшебным зеркалом и во время лекций  с помощью этого зеркала вызывал тени давно умерших людей. Ученому льстила такая слава и постепенно его обуяла гордыня, захотелось овладеть науками. которые были недоступны обычным людям.
-Он, что был поклонником сатаны?
-Сначала пан Твардовский считал себя верующим человеком, однажды даже сочинил гимн во славу Девы Марии,, но позже решил отойти от Господа Бога и перейти на сторону дьявола.Во время осенней непогоды, он выходил в открытое поле и свершал черные заклинание, призывал нечистого духа. И однажды появился пред паном огромный рогатый черт.
-Хочу отдать мою бессмертную душу в обмен на мировое могущество,, хочу проникнуть во все тайны бытия. « Ладно,-сказал чернт,- я дам тебе все, что попросишь. Отнынке семь лет неведомые людям силы будут служить тебе, и когда этот срок завершится,, твоя душа отправиться в ад». Они тут же составили договор, под которым пан Твардовский подписался кровью, оговорив одно условие: свою душу он вручит черту не где-нибудь, а в христианском городе Риме. Черт согласился. А на следующее утро, когда довольный собой пан Твардовский возвратился в город, . все краковские колокола вдруг зазвучали,  вызванивали погребальную песнь. И пан Твардовский понял, что это плачут колокола по его погибшей душе.
Пан Юзеф замолчал, вытер вспотевший лоб. Погладил усы и произнес.»хорош балакать! Как пишут в книгах, продолжение следует»…
 Вся троица завалилась на зеленую траву и долго молчала. Наконец, Зюк вновь заговорил очень твердо и решительно.—Ребята, должен доложить вам,своим доверенным братьям, что в газете «Киевлянин» в трех номерах  помещена серьезная статья журналиста Александра Савенко. этот предатель утверждал, что  согласно имеюшимся у него документам,, австрийский Генштаб вел тайные переговоры с польскими социалистами, готовя войну против России. Эти материалы быстро перепечатали польские газеты.,
И эти слова всколыхнули соратников Юзефа, они вскочили на ноги, вновь вернулись в беседку, но радужное настроение  исчезло. Лица  соратников закаменели, глаза уставились на «коменданте», ожидая разъяснений. Зюк кашлянул, поморщил широкий лоб, привычно огладил усы.
-Други мои, не все так у нас плохо, скорее наоборот, вы же знаете, целый век наша Польша стояла на коленях, а я намерен поставить ее на крепкие ноги.. Возродить былую славу Речи Посполитой –трудная историческая задача.. По последним сведениям, полученным не позже  как третьего дня. Завершено создание  Стрелкового союза во Львове,, приступили к тренировкам бойцы общества «Стрелок» да и австрийские власти начали полнее оказывать нам подмогу –они безвозмездно выделили  две партии карабинов, патроны, предоставили для обучения легионеров стрельбище. Однако, чего нам сегодня недостает? Кто ответит?
-А что тут гадать,-горячо вступил в разговор Янек,-Думаю, опять все упирается в злотые, , наши кошели пусты.
 После этой реплики разговор переключился на знакомую тему –деньги, для революции нужен  не только энтузиазм и героизм поляков. Но и деньги. Много денег. И снова пришлось повторять Пилсудскому план нападения на курьерский поезд. Сам он постоянно курсировал междцу Варшавой, Вильно и Галицией, трижды посетил инкогнито станцию Безданы, что находилось в 25 верстах от столицы Литовии. Операция была назначена на сентябрьский вечер. В ней планировалось участвовать 19 боевиков, разделенных на три группы: первая группа должна была встретить поезд и бросить под колеса почтового вагона бомбу и затем нейтрализовать охрану,  второй группе из четырех человек, которую должен лично возглавить  Юзеф Пилсудский предстояло ворваться в вагон и взять мешки с деньгами, а в это время третья группа  захватывает станцию, устраняет связь и отключает семафоры. Особую роль доверил Зюк Янеку Лещинскому, выделив ему в помощь местного сторонника, знакомого с обстановкой. Эта парочка должна была точно по времени подъехать на бричке к станции, привезти  взрывное устройство, забрать деньги и укатить в тайное хранилище.
Будто гора свалилась с плеч соратников Пилсудского. А Юзеф в душе был уверен, что ограбив поезд, он не только сможет и дальше вооружать своих легионеров, нтольуко когда о и добавит славу к своей персоне, войдет в истории.
Поздним вечером умиротворенные главари боевиков пили крепко заваренный чай, ели домашние кнедлики и раскрывали заповедные тайны душ. Внезапно Янек Лещинский извлек из-за пазухи объемистый пакет, сплошь заклеееный марками, пожелтевший от долгого путешествия. На конверте значились штампики и подписи сотрудников почт Японии, Америки, Галиции
Янек долго не мог признать, кто же отправил ему письмо..… Юзеф, прсмеиваясь, принял конверт из рук Янека с трудом развернул его. И стал вслух читать: «
Яничек  милый, дружоук мой красивый,
Единственный мой и самый любимый
 В мире тебя одного обожаю,Э
 Только тебя одного и желаю
 Знаешь, как тяжко тебя ожидать?
 Поверь, не могу я ни есть, и не спать.
   -Хватит, кончай придумывать! Янек отобрал листок у Юзефа. Но «комендант» выбрал из кипы бумаг листок написанный корявыми русскими буквами. « Папа, я твоя дочка Янина. Когда ты приедешь и заберешь меня отюда., в Японию ехать не хочу. Скоро ты станешь дедом. А твоей Ольки-шаманки , моей мамки нет, она ушла к Верхним людям»
Юзеф, чувствуя, что дальше некая дочка Яна пишет о личном, возвратил пакет Лещинскому И, чтобы сгладить .неловкость. перевел разговор на другую, более интересую всех тему
-Я продолжу рассказ о моем любимом герое. о  пане Твардовском-  Пришло время и молва о чудесах пана Твардовского дошла до короля Сигизмунда Августа, который пребывал в глубокой печали. Недавно похоронив красавицу жену Барбару. Король,желая последний раз увидеть супругу живой. послал за Твардовским
 и повелел ему силой своего волшебства оживить тень королевы.Пан Твардовский согласился, Он очертил вокруг короля магический круг, предупредив его, чтобы тот не переступал черту и стал творить заклинания И тут королевский дворец наполнился синим благоухающим туманом, как только туман сгустился,, появился силуэт женской фигуры и перед королем предстала словно живая, сияющая Барбара. Король кинулся к ней, переступил черту круга, а место где только что стояла королева он увидел ужасный скелет в полуистлевших лохмотьях..
И не знал тогда всесильный пан Твардовский, что оовсем рядом, за колонной стоял рогатый черт и злорадно потирал руки…


Рецензии