Архангельск - двенадцать лет спустя

Вручив мне уведомление об увольнении в связи  с реорганизацией аппарата и моим уходом на пенсию, новое руководство вдруг назначило меня... уполномоченным от Администрации Президента по подготовке выборов Президента Российской Федерации на территории Архангельской области.

        Сначала я хотел отказаться от этого назначения, а потом подумал и решил - съезжу-ка я за казенный счет на мою дорогую архангелогородчину, посмотрю, что с ней стало за двенадцать с лишним лет, прошедших со времени моего последнего приезда сюда, узнаю, как живут при капитализме мои знакомые - бывшие работники Архангельского обкома партии.

Первого своего знакомца я встретил уже в депутатском зале Шереметьевского аэропорта. Это был Юрий Александрович Гуськов, бывший в восьмидесятые годы секретарем обкома по лесохимическому комплексу, потом ставший первым секретарем обкома, а в самое смутное время – еще и председателем Архангельского облисполкома.

        Когда мы встретились в аэропорту, Ю.А.Гуськов являлся первым секретарем Архангельского обкома КПРФ и депутатом Госдумы по спискам КПРФ от Архангельской области. Мы долго с ним разговаривали о положении дел в области, состоянии промышленности и многом другом.

        Информация была совершенно безрадостной, в чем я в ближайшие же дни убедился лично.

Перед командировкой я взял в Кремле, в Управлении делопроизводства Администрации, перечень вопросов, по которым в 1995-1996 годах руководство Архангельской области обращалось к Президенту. Всего таких обращений за это время было около 1400.
Аналогичные сведения я попросил дать мне и в Управлении делопроизводства Аппарата Правительства. Сюда за 1995-1996 годы поступило около 1000 обращений.
Характерно, что в большинстве обращений не шла речь о дополнительном финансировании области. Наоборот, вносились предложения о том, как богатства этого края поставить на службу России, сделав при этом и саму жизнь местного населения более богатой.

Запомнилось, что среди обращений и к Президенту, и к Правительству были предложения об ускорении разработки богатейших нефтяных месторождений на шельфе Баренцева моря. Предлагались мероприятия по организации добычи алмазов, месторождения которых были разведаны еще при советской власти недалеко от Плесецка. Интересным было предложение о спрямлении проходящей через Архангельскую область железнодорожной магистрали, что позволило бы при самых минимальных затратах не только дать жизнь богатому природными ресурсами району области, но и сэкономить миллиарды и миллиарды на перевозках грузов.

        Большинство предложений носили именно такой характер, но так и не были не только поддержаны, но даже хотя бы рассмотрены ни Президентом Ельциным, ни Правительством.

В аэропорту Архангельска, как и в доброе старое время, у трапа самолета меня встретил бывший заместитель заведующего орготделом обкома Николай Выдрин (отчество его я уже не помню). Едва мы подошли к ограждению летного поля, я увидел последнего первого секретаря Архангельского обкома КПСС, бывшего в мое время первым секретарем Северодвинского горкома партии, Анатолия Громогласова. Поздоровались, договорились увидеться вечером у меня в гостинице.

Бывшая обкомовская гостиница стала теперь частным предприятием, а управлял ею бывший Управделами обкома. Пообщались и с ним, он поселил меня в хороший номер, просил обращаться прямо к нему, если будут какие-то бытовые или иные вопросы.

        Вообще, за неделю, проведенную в Архангельске, я встретил очень много своих знакомых. Новые власти сохранили практически всех бывших работников партийного и советского аппаратов, они теперь трудились в областной администрации, аппарате законодательного собрания и других областных властных структурах.

        По вечерам в моем гостиничном  номере собирались по 5 - 6 моих старых знакомцев и рассказывали, как им живется в условиях демократии, что происходит с бывшим народным хозяйством области. А днем я активно ездил или с губернатором Ефремовым, или с его первым замом по предприятиям и организациям города, магазинам, детским учреждениям, встречался с руководителями различных партийных и хозяйственных новообразований.

Бросалось в глаза, что практически полностью стоит весь лесоперерабатывающий и лесохимический комплекс, имевший раньше всесоюзное значение. Практически бездействовал судоремонтный завод на Соломбале и Архангельский ЦБК.

        В магазинах города было все: любые колбасы, мясопродукты, рыба, импортные консервы, заморские фрукты - все, что душе угодно. Но цены были выше даже чем в Москве и, наверное, поэтому, покупателей в магазинах было очень мало.

В одном из магазинов, расположенном в окраинном районе Архангельска, я увидел небольшую очередь у прилавка, на котором были выложены явно не свежие говяжьи ребра и кости по бросовой цене. Директор магазина объяснил нам с первым замом губернатора, что это кости для домашних собачек. Но люди, которые их покупали, мало походили на владельцев собак, которые кормят своих животных даже и таким мясом.

Запомнилось, что в этот же день мы вместе с руководителем области увидели пару человек, роющихся в поисках пищи в дворовых мусорных баках. А ведь на территории Архангельской области, как я уже рассказывал, никогда не было крепостного права, сюда не заходили монголы, а люди всегда поражали удивительным чувством собственного достоинства.

Побывал я дома у хорошего человека, бывшего заведующего орготделом Архангельского обкома КПСС, кандидата в члены бюро обкома В.А.Крехалева. Посидели с ним и с его женой, попили чайку, и по рюмочке выпили. Они хотя и постарели, но не изменились, и им было интересно узнать, а как там я, каким я стал в новых обстоятельствах. Я честно рассказывал, как жил эти годы. Думаю, их мнение обо мне после нашей встречи в худшую сторону не изменилось.

Из бесед со своими старыми коллегами я узнал, а потом и лично проверил информацию, о “ноу-хау” местного пенсионного фонда, который архангельским дедам и бабкам выдавал пенсии по очереди - один месяц деду, а другой месяц его бабке, ссылаясь на то, что в кассе фонда очень мало денег.

        При громаднейшей задолженности в области по выплате пенсий, областной пенсионных фонд отстроил себе офис, оборудовал его современной импортной мебелью, компьютерами, ксероксами и другой офисной техникой. И в этом офисе зачем-то соорудили большой плавательный бассейн. Местные пенсионеры говорили:

- ”Бассейн - это чтобы мы все в нем утопились!”

Как раз во время моего пребывания в Архангельске атмосфера вокруг этой стройки накалилась до того, что руководством областного пенсионного фонда занялась областная прокуратура.

Удалось съездить в Северодвинск. Сразу пошел на Северное машиностроительное предприятие (СМП). Я любил бывать на этом гигантском суперсовременном заводе, был знаком с его директором Пашаевым. Всегда поражала трудовая атмосфера, кипучая жизнь этого многотысячного высокопрофессионального коллектива. В Северодвинске и на его судостроительных заводах, особенно на СМП хорошо ощущалась мощь нашего Советского государства, его огромный промышленный потенциал.

Сейчас атмосфера была не той, что раньше. На СМП стояла тишина, рабочих почти не было видно. В одном из эллингов я увидел стоящую уже два года в ремонте подводную лодку класса “Барракуда”, лодку с титановым корпусом, могущую погружаться на глубину около километра и недосягаемую для средств противолодочной защиты вероятного противника. На ремонт лодки не было денег.

Я попросил Пашаева собрать директоров северодвинских судостроительных заводов. Мы проговорили часа два. Уникальные предприятия давно практически не работали. Государство по оборонному заказу ничего не платило заводам уже более двух лет. Зарплату рабочим и служащим не выдавали тоже более двух лет, а так как в Северодвинске других предприятий просто не было, то в городской бюджет не поступало никаких налоговых платежей и зарплату в городе с численностью населения в 250 с лишним тысяч человек никто не получал тоже более двух лет.

         Директора судостроительных заводов договорились между собой и с городской администрацией и выпустили собственные деньги, так называемые “пашаевки” (по фамилии директора главного городского предприятия Пашаева), на которые можно было поесть в городских столовых и купить продукты в магазинах.

Не имея оборонного заказа, КБ судостроительных заводов спроектировали стационарную и полупогружную буровые установки для добычи нефти на шельфе Баренцева моря. Финансировать работы готовы были Англия, Франция и Германия. Нужно было решение Правительства РФ о том, что проектные и строительные работы поручаются СМП. Но такое решение так и не было принято и СМП, гигант, строивший атомные подводные суперкрейсеры, перебивался мелкими заказами на строительство небольших рыболовецких траулеров.

В музее СМП мне показали Книгу почетных посетителей завода. Оказалось, что то ли в 1994, то ли в 1995 году на СМП был сам  Б.Н.Ельцин, который расписался в Книге под так и не выполненными обещаниями: обеспечить завод заказами, сделать страну обладательницей еще более мощного подводного флота, чем был СССР.

За время пребывания в Архангельской области мне удалось обстоятельно переговорить примерно с 70 политическими деятелями разного уровня и толка, крупными предпринимателями, руководителями властных структур, работниками силовых органов.

Писать итоговую справку о командировке я начал еще в Архангельске, делал какие-то пометки в своем блокноте во время полета до Москвы. Справку я закончил буквально в два-три дня. Я торопился, потому, что мне казалось, что ситуация требует выезда в Архангельскую область Президента или, по крайней мере, кого-то из его ближайшего окружения. Я вовсе не хотел, чтобы Ельцина избрали Президентом. Но экономике Архангельской области, жителям ее городов и сел можно было очень легко помочь, за недорогую цену, практически без каких-либо финансовых вливаний существенно улучшить жизнь северян.

Позвонил одному из руководителей Территориального управления Администрации Самойлову и спросил, кому можно сдать мой отчет о командировке. Самойлов сказал, что бы я положил свой отчет в общую почту Территориального управления. Меня такой ответ просто возмутил. Я обматерил Самойлова, бросил телефонную трубку а отчет о командировке пока сдавать не стал.

Дня через два я встретил у 20-го подъезда Дома Правительства одного из руководителей ельцинского предвыборного штаба С.А.Филатова, сообщил ему о нашем конфликте с Самойловым, немного рассказал о том, что видел и понял во время поездки. Филатов заинтересовался, попросил передать мой отчет лично ему, что я и сделал. Через неделю я узнал, что Ельцин улетел в Архангельскую область.

А.В.Коржаков в своих мемуарах рассказывает, что на встрече с работниками Архангельского ЦБК Ельцин, видимо с большого бодуна, начал обращение к собравшимся со слов:

-”Здравствуйте, дорогие... астраханцы!”

После чего мудро порассуждал о том, что, дескать, добываемая в области черная икра - тоже неплохая валюта и негоже жаловаться, что жизнь в области не сахар.
Однако на выборах в Архангельской области все-таки победил Б.Н.Ельцин и с приличным отрывом от Г.А.Зюганова.
Кстати, ощибку с моим назначением уполномоченным в Архангельскую область поправили - больше меня к выборным делам не привлекали.


Рецензии