Что можно увидеть в телескоп

      Вечером Мудрец привел Маленькую принцессу в высокую куполообразную башню, в которой была установлена удивительная зрительная труба – телескоп. Удивительным телескоп был потому, что позволял с большого расстояния видеть самые мелкие предметы. Так, в телескоп Мудреца можно было разглядеть муравья на Луне, окажись он там случайно.
      Мудрец усадил Маленькую принцессу за телескоп и объяснил, как им пользоваться. Когда Маленькая принцесса заглянула в окуляр телескопа и посмотрела через него на ночное небо, она не узнала его. Как по мановению волшебной палочки, все стало другим. Небо раздвинуло свои границы, стало намного глубже и объемнее. Звезды же размножились в неимоверном количестве, стали значительно ярче и лучистее. Маленькой принцессе показалось даже, что на небе разыгралась настоящая звездная метель.
- Что за чудо, Уважаемый Мудрец? – воскликнула Маленькая принцесса. – Звезд на небе стало значительно больше!
- Никакого чуда не произошло, Моя принцесса. Это телескоп увеличил остроту твоего зрения, и ты увидела звезды, которые прежде не видела.
- Неужели так слабы мои глаза? – настороженно спросила Маленькая принцесса.
- Твои глаза ничуть не слабее, чем у других людей, Моя принцесса. Но так же как у них, они не совершенны. Поэтому многое из того, что окружает нас, остается незримым для нас.
- Вспоминаю, ты уже рассказывал мне о том, что наши органы чувств не совершенны. – сказала Маленькая принцесса, и принялась внимательно рассматривать в телескоп звездное небо.
 
      И надо сказать, ей было что рассматривать. Звездный мир оказался гораздо богаче и разнообразнее, чем она видела раньше. Помимо отдаленных ярких звезд и созвездий Маленькая принцесса обнаружила настоящие звездные облака, состоящие из многих тысяч и миллионов еле видимых звездочек. Эти облака были самой причудливой формы. Среди них были и светящиеся шары, и светящиеся тарелки и диски, и снежные вихри, и затейливо закрученные спирали и волнистые струи. По тому, как слабо светили звездочки этих облаков, можно было предположить, что они находятся очень и очень далеко.
      Маленькая принцесса восхищенно рассматривала в телескоп этот фантастический мир Космоса. Сияние бесчисленных звезд, которые словно драгоценные камни мерцали на темном бархате ночного неба, заворожило ее настолько, что впервые в жизни Маленькая принцесса ощутила удивительное чувство единения с далеким звездным миром. Когда, наконец, Маленькая принцесса смогла оторвать свой очарованный взгляд от окуляра телескопа,  она спросила Мудреца:
- Уважаемый Мудрец, светящиеся облака – это тоже звездные системы, только очень далекие от нас?
- Совершенно верно, Моя принцесса. Это очень большие звездные образования, состоящие из миллиардов звезд. Они отстоят от нас в тысячи раз дальше, чем все видимые глазом звезды и называются Галактиками. Древние греки Галактикой называли Млечный путь - отдаленную часть нашей Галактики, из-за того она была похожа на разлитое по ночному небу молоко. Потом Галактиками стали называть все большие звездные системы, отдаленные от нас огромными расстояниями.
- Красивое название придумали древние греки для нашей Галактики, назвав ее Млечным путем. Я могу рассмотреть его, уважаемый Мудрец?
- Конечно, Моя принцесса! Позволь мне настроить телескоп так, чтобы ты увидела Млечный путь.
      Маленькая принцесса уступила место у телескопа Мудрецу, и несколько минут спустя он пригласил ее посмотреть на Млечный путь.
- Смотри прямо по центру окуляра, Моя принцесса. Там ты увидишь Млечный путь. Он похож на вытянутую проселочную дорожку, присыпанную белым песком.
- Вижу, вижу! – радостно вскрикнула Маленькая принцесса, когда вновь села за телескоп. – Это действительно молочная дорога на небе. Уважаемый Мудрец, можно я еще немного посмотрю в телескоп на звезды и Галактики?
- Пожалуйста, Моя принцесса.
 
     Маленькая принцесса принялась внимательно рассматривать удивительные небесные объекты, которые открывались ее глазам в телескоп. По ее лицу было видно, что она восхищена увиденным. Мудрецу было приятно это сознавать, поэтому он не торопил принцессу, хотя уже было достаточно поздно. Вдруг, что-то необычное привлекло внимание Маленькой принцессы, она повернулась к Мудрецу и сказала:
- Уважаемый Мудрец, я только что увидела, как одна звезда стала менять свой блеск. Она почему-то стала светить слабее.
- Моя принцесса, тебе очень повезло. Ты смогла увидеть цефеиду – пульсирующую переменную звезду. Их еще называют Маяками Вселенной.
- Удивительное название! А почему их так называют, Уважаемый Мудрец?
- Яркость блеска, а точнее, светимость цефеид, Моя принцесса, меняется со временем. Их светимость то возрастает, то убывает. Они как бы мигают другим звездам на ночном небе. Точно также мигают маяки кораблям в море, указывая нужный маршрут. Поэтому цефеиды и назвали Маяками Вселенной. И так же как по силе света маяков капитаны кораблей могут определить расстояние до берега, по силе света цефеид астрономы могут определить расстояние до звездных маяков.       
 -  Выходит, расстояние до звезд можно определять не только с помощью треугольников, но и с помощью цефеид?
- Да, Моя принцесса. И чем дальше до звезд, тем цефеиды дают более точный результат. Измерять малую силу света проще, чем малые углы.
- Очень интересно, Уважаемый Мудрец. Я получила большое удовольствие от созерцания прекрасной картины звездного неба. Однако звезды, которые я вижу в телескоп, по-прежнему походят на сияющие точки. Они хотя и стали более яркими, но ни йоту не увеличились в размере.
- Моя принцесса, я умышленно дал тебе возможность увидеть бескрайность и многообразие нашей Вселенной. Ты своими глазами увидела, как она прекрасна и огромна. Теперь тебе следует поближе познакомиться с удивительными небесными телами, которые населяют дальний и ближний Космос. И начнем мы с тобой с Солнца и его планет. Завтра днем ты увидишь, как выглядит наше светило при большом увеличении, а затем мы займемся наблюдением планет. Сейчас нам самое время вернуться во дворец. Твоя мама уже ждет тебя ко сну.


Удивительное Солнце
http://www.proza.ru/2014/01/24/826

Планеты или блуждающие звезды
http://www.proza.ru/2014/09/16/572
 


Рецензии