Джон Гилл. Правитель над людьми в страхе Божием

ПРАВИТЕЛЬ НАД ЛЮДЬМИ, ПРАВЯЩИЙ В СТРАХЕ БОЖИЕМ
Джон Гилл

Кто властвует над людьми, будет праведен, если правит в страхе Божием
2 Цар.23.3

Эти слова можно рассматривать как декларацию о том, что должно быть в каждом, кто носит обязанности правителя над людьми. Он должен знать, что он является правителем людей, а не животных, что он должен защищать людей, их личность и собственность, и отправлять правосудие и суд, поступая как в очах Бога и имея страх Божий пред глазами своими, и делать те вещи, которые согласны с Ним.  Или же они могут рассматриваться как пророчество о том, что будет и что должно совершиться, если над людьми будет воздвигнут правитель, который был бы справедливым и праведным, правящим в страхе Божием. Я утверждаю, что это можно рассматривать как декларацию Божия откровения о том, что должно быть найдено в каждом, признанном людьми достаточно высоким по своему характеру, чтобы быть начальником над ними. И я повторю: таковым следует учитывать, что они правят людьми, а не скотами, и поэтому должны относиться к своим подданным как рациональные существа, и властвовать с человеколюбием и добротой, а не как тиранические князья и правители.
Господь, устами пророка Иезекииля, жалуется на некоторых, что названы пастырями в Израиле (причем здесь имеются в виду не только церковные, но и гражданские правители), что они правили с силой и жестокостью, хотя народ, которым они правят, есть стадо Господа, в отношении которого Он говорит: "вы люди Мои, овцы паствы Моей, говорит Господь Бог" (Иез.34.31). Люди, которые господствуют над людьми тираническим образом, есть позор человеческой природе, и они приближают себя к характеру зверей, а не людей, и потому Писание сравнивает их со зверями. Четыре мировые монархии в видении Даниила представлены как четыре животных, вышедших из моря (Дан.7.3). Они сравниваются с самыми дикими и жестокими из всех тварей. "Как рыкающий лев и разъяренный медведь, так нечестивый властелин над бедными людьми" (Притч.28.15).
Тот, кто правит над людьми, должен быть справедливым и праведным в устроении своего гражданского правления. Давид подает это как предписание по Божественному вдохновению, обязывая и заповедуя поступать именно так;  и он подтвердил и установил это на собственном примере, ибо сам был справедливым правителем над людьми. "Он правит над всем Израилем, и творит правду и суд среди них" (2 Цар.8.15); таково свидетельство о нем, и его правление должно было быть продолжено его преемниками, в частности, самым непосредственным из них - Соломоном. Псалом 72, написанный Соломоном, начинается так: "Подай царю суды Твои, Боже, и праведность Твою сыну царскому", то есть он просит у Бога помощи в возможности исполнять правосудие, творить суд и правду среди своих подданных. Это необходимо для каждого правителя людей, где бы он ни был поставлен, и кем бы он ни правил, ибо трон царский утверждается правдой, и это самая надежная основа безопасности и прочности всякого трона и власти.
Правитель над людьми должен также править в страхе Господнем, ибо ему надлежит знать, что он является наместником Господа, и стоит на своем месте ради Него и представляя Его; пред Ним он ответственен за все, что он делает, ибо он представляет Его и от Его имени действует, а не ради себя и своих удовольствий. Если так, то о правителе над людьми можно сказать, что он правит в страхе Божием, то есть правит под оком Всеведущего, о котором он знает, и в соответствии с законом Божьим, и при этом является вдохновителем благих и добродетельных вещей и отмстителем за всякого рода зло, устрашая злодеев и воздавая честь и хвалу делающим добро; также он использует свою силу и власть для поощрения и защиты интересов Бога и религии среди своих подданных,  когда он не только терпит, но и поощряет тех, кто боится Господа, чтобы служить и поклоняться Ему в соответствии с Его явной волей. О таком правителе можно сказать, что он или она есть мудрый отец и нежная мать Израилю Божию.
Но эти слова можно рассматривать и как пророчество о некоторой определенной Личности, Которой надлежало прийти и к Которой эти слова применимы вполне. Правитель над людьми должен быть праведным и правящим в страхе Божием, и так должно быть; но скорее это может иметь иной смысл, потому что эти последние слова Давида были сказаны в духе пророчества, и Давид мог утешать себя исходя из того, что он имел в виду вечный завет благодати и был уверен в нем (2 Цар.23.5). Хотя его дом был неправ, и его семья была не в таком состоянии и обстоятельствах, каких он мог пожелать, но было то, что давало ему помощь и поддерживало его дух, ибо Бог заключил с ним завет вечный, в котором он мог быть уверен как ни в чем другом. И это было ему дивной поддержкой и несло облегчение и утешение при той обескураживающей перспективе, которая открывалась перед его семьей, ибо он был уверен, что от него произойдет семя Того, Кто будет Правителем людей, будет праведным и будет править в страхе Господнем; он мог видеть через Духа пророчества, что от него произойдет многочисленный царский род, и некоторые из этих правителей будут благими, хотя по большей части они будут злы;  но от него произойдет Другой, Царь Мессия, Который будет владычествовать над людьми справедливо и праведно, и судить в страхе Господнем. Именно так я понимаю эти слова, и нашим делом будет показать, что их смысл согласен с тем, что мы находим в истинном Мессии, в Господе нашем Иисусе Христе, Который отвечает им целиком.
Это пророчество, которое здесь дано далее о Христе, может быть согласовано со многими другими. Таким образом, пророк Исайя говорит о Мессии как о Князе мира, Чьему правлению в мире не будет конца: "Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века" (Ис.9.7).  Иеремия в своем пророчестве говорит, что Господь воздвигнет Давиду Ветвь праведную, Одного из его семени и потомства, Который будет справедливым и будет судить по правде, и добавляет: "Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!" (Иер.23.5-6). Захария говорит яснее других, ради утешения Сиона в его унижении:  "Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах.9.9).
Теперь нашим делом будет показать, как эти образы согласуются с Христом, и объяснить, как Он отвечает им, а именно:

I. Он является Правителем.
II. Он Царь человечества.
III. Он справедлив и праведен.
IV. Он правит в страхе Божием.

I. Он является Правителем. Это мы находим в хорошо известной характеристике, данной нашему Господу в Писании: "Но ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иуды, но из тебя придет ко Мне, Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого род вечен" (Мих.5.2). Правитель значит также Судия. Верховный Правитель Израиля - из племени Иуды. Сказано Иуде,  что он был сильнейшим из братьев своих, и по этой причине "его вождь" (1 Пар.5.2).  Это не что иное, как Царь Мессия, Который должен править в праведности, и Который отличается от всех других царей, и царство Его отличается от всех других царств по своей природе, качеству и степени. Это Царство обладает всем. Как Богочеловек Он есть Творец всего и Правитель всего мира, который по праву принадлежит Ему. Царства природы и провидения принадлежат Ему, и Он является Правителем народов.
Но этот титул правителя, царя или главы, которые часто дают нашему Господу, должен пониматься с учетом Его посреднического служения, которое правильно определяет и Его царское служение; пусть же будет отмечено, что оно установлено как таковое от века. От вечности Он был Царем и Главой Своей Церкви и народа, для которого Он, говорит Мудрость, явлен от вечности (Притч.8.23), то есть как Посредник по отношению к нему и особенно в Его царском служении, о чем говорит Бог: "Я помазал Царя Моего на моей святой горе Сион (Пс. 2.6), от вечности. Бог дал Ему быть выше всего, Главою Церкви (Еф. 1.22), и Он назначил Его Царем. Это слова нашего Господа: "Я завещаю вам Царство, как Мой Отец завещал Мне" (Лк. 22.29). Ибо было угодно для целей, совета и замысла Бога, что Его Сын, Второе Лицо в славной Троице, должен был стать Царем и Правителем над людьми, особенно же над Своей Церковью и Своими людьми, которым Он был обещан от начала мира и дан на протяжении всего ветхозаветного устроения как такового. Таким образом, Он возвестил через пророка, что Его скипетр, то есть символ Его царственного достоинства, выйдет из Иудеи. Давид в Псалмах говорит о Нем как о Царе снова и снова.  У нас есть замечательное пророчество о Нем как Царе в Псалме 45, где перо псалмопевца ясно описывает приход Царя, утверждая, что Царь-Мессия, Господь наш Иисус Христос, прекраснее сынов человеческих; Он идет  вперед в Своем величии и славе, и стрелы Его разят Его врагов. Исаия, и все пророки после него, говорили о Мессии, как о Царе и Правителе людей. В особенности Исайя, в славном видении его, чувствовал себя как бедную, мерзкую грязную тварь, потому что его глаза видели Царя, Господа Саваофа, и Его армии на небе и на земле,  когда он видел Его на престоле высоком и вознесенном, и края риз Его наполняли весь храм, и Серафимы закрывали свои лица с их крыльями, взывая и вопия: "свят свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его" (Ис.6.1-3).
Так и многие другие пророки говорили о Нем как о Царе, особенно Захария (Зах.9.9). Даниил называет Его Мессия и Принц (Дан.9.25 KJV), то есть Царь Мессия. Он пришел в мир как таковой, он родился им. Мудрецы спрашивали о Нем: "где Он, родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Мтф.2.2). Они, видимо, не имели иного понятия о Нем, нежели как о земном царе, но Он был больше этого. Действительно, Он не земной и временный царь, Его Царство не от мира сего, но другого рода и характера. Оно пришло не видимым образом, что вызвало у многих евреев отвращение, так как они ждали земного царя и никакого более. На самом деле Его духовное Царство представлялось не очень заметным в то время. Немногие были возрождены непосредственно через служение Христа, Его предшественников или апостолов, и немногие, которые вошли в Царство Небесное, приняв учение Евангелия в его устроении и получили уставы Его, имели ясное представление о Нем как о Царе в духовном смысле. Но после Его страданий и смерти, воскресения и вознесения на небо, Он был объявлен Господом и Христом. Потом оказалось более ясно, что Он был Царем и Правителем над людьми. Бог Отец превознес Его, а потом увенчал Его славой и честью и воссадил одесную Себя престоле с Собой, пока Он не положит Его врагов в подножие ног Его.
Поскольку таким образом Он был возвышен как Царь, Он явил жезл Своей силы от Сиона; это вечное Евангелие, сила Божия ко спасению, слово, которое приходит от Сиона и из Иерусалима. Он послал его, и послал Своих апостолов проповедовать его, и как Царь святых и Глава всего в Церкви дал им необычайные дары, с помощью которых они могли идти и проповедовать Евангелие каждому; и Он идет пред ними и распространяет знание о Себе на всяком месте с великим результатом. Он мчится вперед на белом коне Евангелия, чтобы завоевать и победить. Это оружие Его войны, которое не плотское, но духовное, и сильное Богом для покорения душ в послушание Христу, Которого они обретают через Божию благодать, чтобы везде, куда бы они ни пошли, было множество готовых сказать: Господь наш судья, Господь наш Законодатель, Господь наш Царь, Он спасет нас. Так сердца людей открываются мощной и действенной благодатью Божией; двери вечности открыты, чтобы из них несся голос Царя царей, и Царь славы входит и поселяется в их сердцах, и Его трон созидается в них по вере, чтобы Он обитал там, как Царь в чертогах Своих. Так святые начинают повиноваться Ему, они готовы служить Ему, готовы быть спасенными Им. Это было во всем языческом мире, и будет еще больше проявляться ближе к концу дней, когда Христос примет Себе великую власть и правление,  и царства этого мира станут царством Господа нашего и Христа Его, когда Он будет дивно царствовать над старейшинами их в Иерусалиме. Таким образом, у Него есть все права на царскую власть. Рассмотрим это далее в частности.
II. Он Царь человечества. Христос действительно Правитель и над ангелами, и Он имеет право управлять ими, так как Он является Творцом их; все твари были сотворены Им, будь то видимые или невидимые. Как Посредник Он был назначен Главой начальств и властей у ангелов и людей, и все они, и ангелы, и власти, и силы, находятся в повиновении у Него (1 Пет.3.22). Ангелы ждут, чтобы получить Его приказы, они готовы повиноваться Его повелениям, всему, что Он предписывает им. Они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение.
Но здесь Он назван Правителем людей, и Он является Правителем над величайшими из людей; да, один из его титулов, написанный на бедре Его, есть Царь царей и Господь господствующих (Откр. 19.16). Он есть Царь царей земных. Все они подвластны Его власти и правлению. Он может по Своему усмотрению поставить их и низложить, и все они должны будут предстать пред Ним, чтобы дать отчет, как они осуществляли свои полномочия гражданской власти.  Он является Правителем над людьми, над величайшими из людей. Отец сделал Его выше всех царей земных.
Он является Правителем худших из людей; и хотя нечестивые люди говорят, что Он не будет царствовать над ними, Он будет их Царем, хотят они того или нет.  Хотя они отказываются от подчинения Ему, Он позволит им узнать, что Он имеет силу и власть над ними, наказывая их за бунт. "Врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы Я царствовал над ними, приведите сюда и убейте предо Мной" (Лк.19.27 KJV). Тех, кто не желает подчиниться Его правлению,  Он будет пасти  жезлом железным, и сокрушит их, как сосуд горшечника. Хотят они того или нет, так или иначе они должны будут покориться Ему, потому что Он поклялся в праведности, и слово вышло из уст Его, что пред Ним преклонится всякое колено, и всякий язык исповедует Его пред Богом (Рим. 14.11).
Но в определенном смысле Он является Правителем над лучшими из людей, над лучшими из святых, над детьми Божиими и Его народом, который в Писании иногда называется Сионом. Это относится к Церкви и в Ветхом, и в Новом Завете. В Новом Завете в качестве привилегии людей Божиих представлено то,   что они пришли к горе Сион, к торжествующему собору и церкви первенцев, чьи имена написаны на небесах (Евр. 12.23 ). Они названы Сионом, ибо Сион есть объект Божественной любви, предмет избрания Его. Он избрал Сион для Своего обитания. Это непоколебимая гора, святая гора, и она означает святых и добрых людей. Бог поставил на этой святой горе Сына Своего и с Ним Свою Церковь, людей, которых Он возлюбил, избрал, искупил и освятил. Эти люди иногда называются Израилем, как в Мих.5.2: "из тебя придет ко Мне, Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле". Это не Израиль в буквальном смысле, то есть не значительная часть евреев, которые не захотели, чтобы Он царствовал над ними, и не только духовная часть их, погибших овец дома Израилева: но весь Израиль Божий, евреев и язычников. Каждый из них может сказать, как Натаниэль: "Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев" (Иоан. 1.49). Христос является Правителем этих хороших людей. Они называются святыми, и, следовательно, Его имя Царь святых: "праведны и истинны пути Твои, Царь святых" (Откр.15.3). Святые - это те, кто освящены и отделены Богом Отцом к святости и блаженству. Это те, кого  Христос освятил Своей Кровью, дав искупление за грехи их, а потому Иисус, "дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат" (Евр. 13.12), и Он сделал это только для них. Освящение, как и искупление к праведности тех, кто освящены Духом Его во имя Его,  есть принцип благодати и святости, внесенный в них, в силу которого они живут святой жизнью. Христос есть Царь их.  И это иногда представляется как царство священников, что соделаны царями и священниками Богу. Ассирия хвасталась: "не цари ли князья мои?" (Ис.10.8). Христос может сказать о Своих подданных, что они князья, и эти князья цари, и не только Он правит ими, но они царствуют с Ним. Они будут царствовать с Ним на земле, и будут царствовать с Ним во веки веков.
Есть люди, которыми правит Христос, которые бунтуют против Него. Они не приемлют Его как Царя, отвергают Его правление, не желая подчиняться Его установлениям и таинствам, они враждуют с Ним в своем уме и злых делах, и они сами вражда против Бога. Они, как и плотские евреи, не хотят, чтобы Он царствовал над ними (Лк.19.14). Они не заботятся о том, чтобы подчиняться Его повелениям и уставам, но готовы свергнуть их оковы и разорвать их узы. В возрождении    Господь поражает Своими стрелами их сердца, и они предстают Ему как Его враги. Он сокрушает их сердца Духом Своим,  силой Своей благодати и властью Евангелия, и они кричат: Господи, что повелишь мне делать? Так они готовы в день Его силы, чтобы Он спас их, как Он хочет, чтобы предстать правде Его, принять Его как своего Царя и подчиниться установлениям Его. Тогда они готовы сказать: "другие владыки кроме Тебя (сатаны и мира), господствовали над нами, но чрез Тебя только мы славим имя Твое" (Ис.26.13). Таким образом, их сердца открываются Tго силой и благодатью, Он входит в них, занимает Свой трон, и устанавливает Свою милость в качестве руководящего принципа, который царит в них, через праведность к жизни вечной. Ныне Он как Царь осуществляет Свою власть над ними через законы и готовность к послушанию им, которую Он дает; и когда Он пишет закон в сердцах, Он действует иначе, чем любые другие правители. Когда они издают законы и публикуют их, они пишут их в книгах, чтобы все могли ознакомиться с ними, но сей Правитель пишет Свои законы в сердцах людей:  "вложу закон Мой во внутренность их и напишу его в сердцах их" (Иер.31.33); и более того, Он вкладывает Своего Духа в них, с тем чтобы дать им возможность ходить по Его заповедям и исполнять их. Он подчиняет врагов Своего народа, над которыми Он правил. Израильтяне, желавшие царя, хотели, чтобы он вел их и сражался за них. Христос есть такой Царь. Он борется и побеждает в бою за Свой народ. Он покоряет Своих врагов. Он положил конец преступлению и греху, победил мир и сокрушил силы имеющего державу смерти, то есть дьявола, отменил саму смерть, последнего врага, и сделал Своих людей больше чем завоевателями в Нем. Он, как Правитель, защищает их от всех их и Своих врагов. "Во дни его Израиль спасется, и Иуда будет жить безопасно", ибо Он использует всю Свою власть для них. Он способен поддерживать и сохранять их и никто не похитит их из руки Его.
Как Правитель и Царь Он обеспечивает для них все, что им необходимо. Царей часто называют пастырями. Христос есть Пастырь, Который пасет в силе Господа, во всем величии Бога. Он кормит Свой народ как пастырь, ведет его к зеленым пастбищам и тихим водам. У Него есть вся власть восполнить  нужды и все блага для Его людей.  Поскольку Он есть Правитель людей, царствующий по правде, Он делает их счастливыми. Это не только пример Божественной любви и милости, что Христос, как Человек и Посредник, должен быть выше всего и Главою Церкви, и иметь всю полноту благодати в Себе. Это пример Его любви и привязанности к Своей Церкви и к Своим людям, ибо Он поставлен как такой Правитель для них, Который имеет на это все право, будучи столь мудрым, добрым, нежным и могущественным. Царица Савская говорила, что Господь любит Свой народ, если поставил Соломона  царем над ним; но какова любовь Бога Отца к Своей Церкви и народу, что Он поставил Христа быть Правителем над ними. Это акт только Его свободы и расположения к ним. Также правление, возложенное на Христа Отцом Его, духовной природы, и потому, как мы сказали, Он вполне достоин его.
III. Сей Правитель справедлив и праведен, как Бог, Который праведен во всех делах и на всех путях Своих. Он не тождествен людям потому, что Он святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников, и потому Он есть Автор и Совершитель праведности для Своего народа. Свое посредническое служение Он исполнил с таким совершенством, что справедливо заслужил имя Раба Божия, Праведника, но как Царь Он имеет скипетр и жезл правды.  Пути Его праведны и истинны, ибо Он Царь святых, во всех устроениях Своего служения. Он препоясывает праведностью чресла Свои,  и верностью поводья Свои. Так Он соответствует Своему прообразу, которым был Мелхиседек,  чье имя означает Царь праведности, а также и царь Салима, то есть царь мира.
IV. Он также правит в страхе Божием, ибо как Человек Он обладает всей благодатью, и поскольку Он Посредник, Дух страха Божия был на Нем; не только Дух мудрости, знания и совета, но и страха Господа, Который соответствует Его царскому служению. Он всегда делал то, что угодно Отцу. Он делал это в любви к Нему и, в самом высоком смысле, чтобы служить Господу с благоговением и с благочестивым страхом. Но есть и другой смысл, в котором эти слова могут быть приняты. Они могут касаться не только того, что Он правит страхом Божиим такими людьми, которые имеют страх Божий на их сердцах, и перед их глазами, но и того, что Он устанавливает правило и порядок поклонения Богу по Его заповедям и под Его водительством.
Страх Божий иногда означает поклонение Богу в целом, внутреннее и внешнее, потому что, будучи правым, оно совершается в страхе Божием: "служите Господу со страхом и радуйтесь пред лицем Его с трепетом" (Пс.2.11). Господь наш Иисус Христос, как Царь святых, держит этот страх, это поклонение Богу, полностью в Своем  распоряжении, это под Его властью, и так Он вводит каждое постановление Евангелия. Поэтому Он говорит в Мтф.28.18: "вся власть дана Мне на небе и на земле"; вся сила и власть  в качестве Посредника. Поэтому Он и поручает Своим ученикам проповедовать Евангелие: если Ему дана вся власть, то "идите, научите все народы"; "идите и проповедуйте Евангелие Мое повсюду", "крестя их, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и  уча их соблюдать все, что Я повелел вам". Христос как Царь Церкви имеет силу и власть над страхом Божиим и поклонением Ему в соответствии с устроением Евангелия. Действительно, сам закон находится в руках Христа, как Царя святых и Церкви, как правило хождения и жизни для Его людей, "так что они не чужды закона пред Богом, но под законом Христовым" (1 Кор. 9.21 KJV).
Сейчас существуют различные обязанности, возложенные на нас по отношению к Христу как Правителю людей, Церкви и народа Божия. Мы должны подчиняться Ему как Царю святых, чтобы иметь возможность сказать:  Господь наш Царь, Господь наш судья, Господь наш законодатель, и он спасет нас: Господь мой и Бог мой.  И мы не только на словах признаем Его Царем, ибо этого недостаточно. "Не всякий, кто говорит, Господи, Господи, войдет в Царство, но тот, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного" (Мтф. 7.21). Это соблюдение Его повелений возможно через Него Самого, и потому Его заповеди не тяжки, но иго Его благо и бремя Его легко (Мтф.11.30). Мы рассматриваем Его как Священника и ожидаем прощения наших грехов через Кровь Его. Он действительно Первосвященник благой, ходатайствующий за нас у престола Божия; и как мы не примем Его и своим Царем? Как мы можем получать пользу от Него как от Священника и не служить Ему как Царю? То, что мы приняли Его как Священника, возлагает на нас высокие обязательства служить Ему как Царю. Это наша обязанность, и это наша радость: дочь Сиона радуется о Царе своем. У нас есть все основания для этого; Он так мудр, так благ, так добр и прост, так могуществен, покоряя Своих врагов и творя нам благое. О, какая радость для нас, что Царь Сиона царствует! Мы должны сделать все для нас возможное для расширения Его Царства, молиться за процветание Его и за Его приход в большей славе. Мы скажем: да придет Царство Твое, и Он ответит: се, гряду скоро; и мы должны ответить: ей, гряди, Господи Иисусе!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn   


Рецензии