1. 032. Николай Алексеевич Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов
(1821—1878)


Если бы они не были так затерты и не употреблены по самым разным мотивам и поводам, зачастую произнесенные только ради красного словца, — эти прекрасные некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», они с полным основанием украсили бы эту книгу в качестве эпиграфа. Но не стоит лишний раз всуе распылять эти великие строки, выстраданные «русским Гомером» всей его жизнью. Мало того — выстраданные лучшими представителями подлинной русской культуры. Да и не только русской.

По большому счету — эти строки должны пламенеть над входом в храм, имя которому Всемирная литература. Всякий, кто туда суется с бокового хода, обречен затеряться в его дьявольском подземелье и тупиковых ответвлениях. И там не счесть костей и черепов некогда знаменитых прозаиков и поэтов, не ставших гражданами своего отечества, не разобрать горы истлевшей макулатуры.

Гений русской и мировой поэзии родился 28 ноября (10 декабря) 1821 г. в местечке Немирове Подольской губ. в семье мелкопоместного дворянина Алексея Сергеевича Некрасова и Елены Андреевны, урожденной Закревской, дочери богатого посессионера (арендатора земли) Херсонской губ., которую армейский офицер без благословения родителей увез из Варшавы.

У Коли было 13 братьев и сестер, из которых до совершеннолетия дожили лишь трое. Ребенок обожал свою мать, хлебнувшую в замужестве горюшка, и ее светлый образ пронес через всю свою жизнь. «Это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». (Ф. Достоевский). Именно матушка привила Некрасову любовь к литературе и к русскому языку.

Детские годы прошли в д. Грешневе Ярославской губ., в родовом имении отца. Мальчик часто ездил с отцом — исправником по деревням и становился свидетелем невеселых картин людского горя.

В 10 лет Николай поступил в ярославскую гимназию. Отец, мечтавший о военной карьере для сына, определил его в дворянский полк. 16-летний юноша прибыл в Петербург и, пренебрегши угрозой батюшки оставить его без вспомоществования за ослушание, решил поступить в университет.

Завалив вступительный экзамен, Николай поступил вольнослушателем на филологический факультет. Три года Некрасов, лишенный отеческой поддержки, терпел нужду, часто болел от истощения; чтобы не умереть с голода, брался за любую работу. Зачастую он «отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь». Понятно, что все это не могло не отразиться на его общем восприятии жизни и на творчестве.

Однако вскоре дела его пошли бойчее: он давал уроки, писал статьи для газет, сочинял по заказу стихотворные сказки, ставил водевили на Александрийской сцене (под именем Перепельского). Это для заработка, а для души юный поэт писал стихи. Сатирические вирши Некрасов сочинял еще в гимназии, из-за чего претерпел тогда много неприятностей.

В 1838 г. Николай опубликовал первое стихотворение «Мысль», а через 2 года издал в столице за свой счет   первый сборник стихов «Мечты и звуки» за подписью «Н.Н.», не имевший успеха и раскритикованный Белинским. Автор скупил и уничтожил почти весь выпуск.

Вскоре умерла мать Николая. Ее похоронили в сельце Абакумцево — «В стороне от больших городов, / Посреди бесконечных лугов, / За селом, на горе невысокой — / Вся бела, вся видна при луне / Церковь старая чудится мне, / И на белой церковной стене / Отражается крест одинокий».

В 1842—1843 гг. Некрасов сблизился с Белинским и стал сотрудничать в библиографическом отделе «Отечественных записок». Критик приобщил начинающего поэта к натуральной школе. Как автор рассказов и водевилей Некрасов не состоялся, а вот путь поэта начался с одобренного Белинским стихотворения «В дороге». В 1840-х гг. Некрасов выпустил ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга», «1 апреля», «Петербургский Сборник».

В 1846 г. Некрасов вместе с И. Панаевым взял в аренду журнал «Современник», в который вскоре пришли все лучшие молодые силы тогдашней литературы. К Некрасову перешел и Белинский. Настало время и поэтической славы Николая Алексеевича — им были созданы такие шедевры как «Когда из мрака заблужденья...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...» и др. «Вчерашний день, часу в шестом, / Зашел я на Сенную; / Там били женщину кнутом, / Крестьянку молодую. // Ни звука из ее груди, / Лишь бич свистал, играя... / И Музе я сказал: «Гляди! / Сестра твоя родная!» Эта Муза стала Некрасовской Музой «мести и печали», в ней был удивительный сплав пессимизма и оптимизма, уныния и уверенности в победе.

Поскольку «Современник» был политизированным журналом, не было номера, чтобы цензура не выкинула часть материала. Дабы срочно закрыть дыру, редактору надо было иметь в портфеле литературную «заначку», для чего Некрасову пришлось самому сочинять произведения. Так были опубликованы приключенческие романы (ныне забытые) «Три страны света» и «Мертвое озеро», написанные им совместно со своей гражданской женой Авдотьей Яковлевной Панаевой («Станицким»). (Законным браком Некрасов не сочетался и с другой своей избранницей — Феклой Анисимовной Викторовой).

В середине 1850-х гг. Некрасов лечился от «горловой болезни» в Италии. Тогда же он сошелся с Чернышевским и Добролюбовым, написал первую свою большую поэму «Саша» (1855).

В период крестьянской реформы Некрасовым были созданы знаменитые стихи «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Орина, мать солдатская», «Крестьянские дети», поэмы «Коробейники» (ее специалисты признали гениальной стилизацией поэта), «Рыцарь на час», «Мороз, Красный нос» (1863) — «апофеоз русской крестьянки» и др.

Когда в 1866 г. «Современник» был закрыт, Некрасов арендовал у издателя А. Краевского «Отечественные записки» и сделал его лучшим литературным журналом той поры. В эти годы поэт создал поэмы о декабристах и их женах («Дедушка», «Русские женщины») и серию сатирических произведений, вершиной которых является самая горькая его поэма «Современники», в которой в трактире пьянствуют и произносят спичи стяжатели и банкиры.

Истинно народным эпосом Некрасова стала огромная (5 000 стихов, и по мнению филологов, не завершенная) былинная поэма «Кому на Руси жить хорошо», в которой странники искали счастливого человека на Руси (1866—1876).

По мнению некрасоведов в поэме, воплотившей «исконные, вечные черты русского национального характера, его незыблемые нравственные устои, народное горе и народное счастье», лучшими являются отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады; особое восхищение всех вызывают строки: «ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь» и «в рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное».

В 1875 г. Некрасов тяжко заболел раком кишечника. «Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения». Практически в агонии поэт создал непревзойденные по искренности и силе чувства «Последние песни».

Некрасов умер 27 декабря 1877 г. (8 января 1878 г.). Несколько тысяч человек проводили поэта в последний путь на петербургское Новодевичье кладбище. Слова Достоевского, сказанные им у открытой могилы Некрасова о том, что умерший поэт сравним с Пушкиным, были прерваны криками: «Выше! Выше!». В 1881 г. на могиле установлен памятник (скульптор М. Чижов).

P.S. И напоследок — о «народности» Некрасова.

Много ли поэтов можно назвать «народными» — не в социологическом или филологическом аспектах, в каких рассматривают их соответствующие специалисты, а сразу в обоих?

И еще в одном — более высоком, изначальном, где главным специалистом является сам народ, решающий без кого он не представляет себе нашу страну и самого себя.

Едва ли таких поэтов наберется десяток, и Некрасов, несомненно, в нем — первый. И не только потому, что он автор русских песен «Ой, полна, полна коробушка...», «Меж высоких хлебов...», «Было двенадцать разбойников…», а потому, что вся его поэзия звучит как народная песня. Вернее даже — как жизнь, положенная на песню.

Вряд ли еще у кого из мировых поэтов найдешь такое пронзительное и касающееся всех и каждого великое стихотворение (а у Некрасова их великое множество), в котором Николай Алексеевич в полной мере является и Поэтом и Гражданином:


Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...

(1855 или 1856)


Рецензии
Виорэль, спасибо огромное. Читать и перечитывать любимых поэтов - нет ничего лучшего. Убеждаюсь, что Н.А.Некрасов, воистину, народный поэт, его стихи созвучны нашим нынешним проблемам. Виорэль, Вам всего самого доброго. С уважением.

Людмила Алексеева 3   06.05.2019 17:32     Заявить о нарушении
Виорэль, с Днём Победы! Мира, добра!

Людмила Алексеева 3   09.05.2019 08:48   Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила!
С Первомаем Вас и с Днем Победы!
С праздником Светлой Пасхи!
Радости Вам, здоровья и благополучия!
С теплом и признательностью,
Виорэль.

Виорэль Ломов   19.05.2019 10:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.