1. 033. Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский
 (1823—86)


«Вся жизнь — театр, и люди в ней актеры», — эту и другую фразу: «Что наша жизнь? — Игра!» — можно предпослать эпиграфами к жизни и творчеству Александра Николаевича Островского, драматурга на все времена.

Театр был его средой обитания, болью и страстью, темой творчества, метафорой жизни вообще. 47 оригинальных пьес писателя (плюс 7 в соавторстве) вобрали в себя не только все многообразие московских купеческих и чиновничьих типов, но и общечеловеческих. Конечно же, прежде всего драматурга заботил показ на сцене русского человека.

«Пусть видит себя и радуется. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее».

Он без единого выстрела (если не считать выстрела Карандышева в бесприданницу Ларису Огудалову) завоевал русский театр, зрителей и всю нашу страну, оставаясь самым миролюбивым «воителем». Жизнь его текла неторопливо и полновесно, как Волга, главная водная и духовная артерия России, с берегов которой, из Костромы, был его дед и все предки, принадлежавшие духовному сословию.

Будущий драматург родился 31 марта (12 апреля) 1823 г. в Москве в семье чиновника. Матери Саша лишился в 9 лет. Получил хорошее домашнее образование, изучал иностранные языки (к концу жизни он знал греческий, французский, немецкий, английский, итальянский и испанский). В домашней библиотеке мальчик нашел то, что было близко его сердцу и что определило его призвание — русскую литературу.

Он с детства почувствовал в себе наклонность к писательству. Островские жили в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы — оттуда и многие герои пьес писателя.

В 1835 г. Александр поступил в I Московскую гимназию, имевшую гуманитарный уклон; пять лет спустя получил аттестат с правом поступить в университет без предварительного испытания.

Его отец, Николай Федорович Островский, к тому времени заслужил дворянское достоинство, отставил государственную службу и занялся ходатайствами по гражданским делам. Это и определило выбор сына — он поступил на юридический факультет. В учении студент рвения не проявил, более того, на втором курсе рассорился с одним из профессоров и оставил заведение.

Молодой человек хотел было заняться литературой, но по настоянию отца поступил в канцелярию Московского Совестного суда, где окунулся в пучину гражданских и уголовных дел, связанных с имущественными спорами, внутрисемейными разногласиями, преступлениями малолетних, а через два года — в «словесный стол» Коммерческого суда, где разбирались дела о торговой несостоятельности и банкротстве.

И хотя за труды платили копейки — четыре руб. в месяц (хорошо, помогал отец), работа в суде дала будущему драматургу богатый материал для его пьес. Эти несколько лет службы сделали из служителя Фемиды «Колумба Москвы», открывшего для человечества целый мир купцов, мещан, чиновников дореформенной России.

В 1851 г. канцелярист ушел из суда, чтобы стать профессиональным литератором. Еще со студенческих лет им владела страсть — к театру Гоголя и Грибоедова, Мочалова и Щепкина. Юноша сочинял стихи, очерки, рассказы, пьесы, из которых наиболее известны «Записки замоскворецкого жителя».

В начале 1847 г. Островский опубликовал в газете «Московский листок» сцену из своей первой комедии «Несостоятельный должник» («Банкрут»), а в доме университетского профессора и литератора С. Шевырева прочитал пьесу «Картина семейного счастья». Успех был полный.

За два года Островский дописал «Банкрута». Пьесу читали во всех аристократических салонах, а после ее опубликования в «Московитянине» под названием «Свои люди — сочтемся!» и по всем московским трактирам. По мнению историка литературы Д. Мирского, эта комедия стала «самым поразительным и сенсационным началом деятельности молодого автора, какое только было в русской литературе».

От «Банкрута» были в восторге Н. Гоголь, В. Одоевский, М. Катков, М. Погодин, генерал А. Ермолов. Пьеса о триумфе порока принесла триумф автору еще до ее показа на сцене театра, который по Высочайшему повелению был запрещен, дабы не будоражить цвет купеческой гильдии. Автор же был отдан под надзор полиции, отнесшейся к этой обязанности формально. На сцене комедия появилась только через 11 лет.

Едва в «Москвитянине» напечатали следующую пьесу Островского «Утро молодого человека», он уже работал над новой — «Бедной невестой», увидевшей свет рампы в 1852 г.; за ней последовала «Не в свои сани не садись», поставленная на сцене Малого театра, ставшего главным «потребителем» творчества драматурга.

Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а то и 2—3 пьесы, публикуя их в Погодинском «Московитянине». Работал как каторжный, а жить было не на что. Ни журнал, ни театр не спешили раскошелиться. Писатель вынужден был добывать средства поденным литературным трудом.

Свыше 20 лет Островский состоял в гражданском браке с мещанкой Агафьей Ивановной Ивановой, после смерти которой в 1869 г. женился на актрисе Малого театра Марии Васильевне Васильевой. С новой женой, привыкшей к «светской» жизни, ему пришлось затянуть пояс еще туже. Дети от первого брака умерли, а во втором было пятеро.

В 1856 г. Островский в составе «литературной экспедиции» был командирован Морским министерством в Верхнее Поволжье — изучать быт и промыслы населения. Писатель составил словарь судоходства, судостроительных и рыболовных терминов края. Позже он выезжал в Крым, на Украину, Закавказье, путешествовал по Волге, бывал в Германии, Австрии, Италии, посещал Париж и Лондон, но в целом вел размеренную жизнь, посвященную только творчеству и делам театра.

Перечислять пьесы драматурга излишне. К концу его жизни они заняли все театральные сцены России. Большую часть их можно увидеть и сегодня на театральных афишах. Они украшение репертуара театра, им гарантирован аншлаг. Достаточно назвать малую часть творческого наследия драматурга, чтобы понять, что именно он создал классический национальный репертуар, чем заложил фундамент русского театра:

«Бедность — не порок», «Доходное место», «Гроза», за которую он был удостоен Уваровской премии, апогей его популярности и др. Это 1850-е гг.

«Женитьба Бальзаминова», «Пучина», «На всякого мудреца довольно простоты» и др. 1860-е гг. Тогда же были написаны исторические драмы: «Василиса Мелентьева» и др. В эти годы театральное начальство относилось к Островскому, мягко говоря, прохладно. Не допускало его пьесы на сцену, скупо выделяло для спектаклей приличную мебель. Писатель переживал, болел, порой доходил до отчаяния, едва не бросив на середине пути свой крест.

В 1870—1880-е гг. были поставлены «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др.

Особняком стоят две пьесы писателя: «Снегурочка», которую критики сопоставляют (в жанровом отношении) с философско-символической драмой «Пер Гюнт» Г. Ибсена, и «Бесприданница» — вершина его творчества, предтеча Чеховской социально-психологической драмы.

Несколько пьес Островский написал в соавторстве с драматургами С. Гедеоновым, Н. Соловьевым и П. Невежиным. Перевел комедии Шекспира (в т.ч. «Укрощение строптивой»), Гальдони, «Интермедии» Сервантеса и др. европейских классиков.

По мотивам его произведений был создан ряд опер, среди которых наиболее известны «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Воевода» Чайковского, «Вражья сила» Серова.

Островского чтят не только как драматурга, но и как просветителя и преобразователя русского театра.

В 1866 г. драматург организовал Московский артистический кружок, руководил Славянским съездом, в рамках которого открыл Всероссийскую этнографическую выставку.

Через шесть лет Александр Николаевич стал вдохновителем и бессменным руководителем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

При Александре III Островский добился разрешения устроить в Москве частный русский театр. Царь пожаловал писателю пожизненную пенсию в 3 000 руб. Наконец-то он вырвался из тисков нищеты! Но это был уже его закат.

Островского назначили заведующим репертуарной частью и начальником театрального училища. Драматург наметил целый ряд реформ, над осуществлением которых работал из последних сил. Для передышки он поехал в сельцо Щелыково (Костромская губ.), приобретенное его отцом еще в 1847 г. — там писатель любил отдыхать и писать пьесы.

В поездке Александр Николаевич простудился и по приезде в имение скончался 2 (14) июня 1886 г. Умер за письменным столом, работая над переводом пьесы Шекспира «Антоний и Клеопатра».

Похоронен в селе Бережки, в двух верстах от Щелыкова. Государь пожаловал на погребение 3 000 руб., назначил вдове такую же пенсию и на воспитание детей 2 400 ежегодно.


Рецензии
Виорэль, добрый вечер! Статья понравилась.
Что значит "Публикация рецензии"? Это Ваша рецензия на какую-то статью или Вы пишете "по поводу"?! Мне интересно.
С уважением,

Котенко Татьяна   09.10.2015 23:53     Заявить о нарушении
Доброе утро, Татьяна!
Спасибо за внимание, но не понял Вашего вопроса.
Хорошего дня!
С уважением,
Виорэль Ломов.

Виорэль Ломов   10.10.2015 08:13   Заявить о нарушении
Виорэль, добрый вечер! Прошу прощения, что соединила два слова "публикация" и "рецензия" - я просто неправильно выразилась.
Я уже не раз возвращаюсь к Вашему "Великому труду" - биографиям писателей и не менее Великому - анализу произведений. Для меня знать обо всём ЭТОМ - это мой хлеб. Мне интересно (и уже давно): вы профессионал-филолог или любитель?

Просто я чаще стала обращаться к Вашим статьям, когда "прохожу" в школе того или иного писателя. Мне интересно, КАК вы "преподносите" его в своих трудах.
Иногда иначе, чем того требует школьная программа.

Нечаянно зашла на "МиМ" Булгакова. "Я шокирована" - это мало сказано! Я лет десять преподаю этот (мною любимый) роман в школе, посмотрела спектакли по роману вместе с детьми (фильм мне, правда, не понравился: особенно факт, что мастера играл один актёр, а озвучивал - другой). Мне хочется пригласить Вас к себе на урок в 11 класс, чтобы Вы послушали меня, а потом бы я услышала Вас. Чем больше я читаю роман, тем больше истин мне открывается! Также и в "ЕО" Пушкина. Вы и его "срезали"!

Я поняла, что Вы всю свою жизнь положили на создание своего Великого труда (Я в хорошем смысле говорю). Я бы так не смогла. Да Вы создали больше, чем Лев Толстой! В общем, мои вопросы Вы услышали.
С признательностью,

Котенко Татьяна   15.10.2015 22:28   Заявить о нарушении
Доброе утро, Татьяна!
Я не профессионал-филолог и не любитель - в смысле "посягающий на профессионализм". Я теплофизик. Всю жизнь (почти) проработал на предприятиях и в организациях Минатома. Правда параллельно писал 30 лет роман "Мурлов". В 2000-м опубликовал его в "Сибирских огнях", и с тех пор совмещал две профессии, издал 15 книг разного содержания - получается в год по книге, в т.ч. 6 из серии "100 великих".
К сожалению, на уроки и вообще никуда я не хожу. "Невыездной". Если Вас и учеников заинтересуют мои краткие очерки, буду рад. В них все мои ответы. Если что-то не совпадёт с другими мнениями, просто разведу руками.
Вряд ли я положил всю свою жизнь на создание этих книг, так как что-то еще осталось.
Всего доброго Вам! Ученикам привет!
С уважением,
Виорэль.

Виорэль Ломов   16.10.2015 08:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.