Нам не дано?

начало http://proza.ru/2013/09/18/303


Нам не дано предугадать….

Глава 1

Дано нам или не дано это – как отзовутся наши слова, Слова…
Наши слова – прежде всего, наши мысли, которые формируются у каждого с момента рождения (многие формируются еще в пренатальный период – в утробе, к сожалению).
Да, именно это формирование часто и руководит нашей жизнью, которую мы принимаем за жизнь.
Когда ребенок испытывает боль, а это может происходить достаточно часто, особенно в последние два месяца, когда маме приходится наклоняться, сдавливая живот, или идет неправильное формирование скелета (кривошея,…) 
Все происходящее ребенок воспринимает на свой счет, и реактивный ум сохраняет это в своей памяти, а потом – в схожих ситуациях руководит действиями человека.
Например, когда женщина с трудом наклоняется, сдавливая живот, слышит такие слова: - Ты могла бы поберечь себя, а то родишь урода;
Ты всегда будешь ходить такой надутой гусыней. И в этом момент муж может достаточно грубо коснуться живота.
 И всё – этого хватит, чтобы родившееся чадо до конца жизни ходило с кислым лицом или бегало за матерью, если отец позволял себе такие выражения: «Носишься с ним, как курица с яйцом, вот вылупится, я быстро сделаю из него «глазунью»».
В отце этот ребенок будет видеть бесконечную угрозу для своего существования.

Наша жизнь – еще та штучка!

Вернемся к стихам. Ведь дело даже не в качестве стиха, а в нашем отношении к написанному стиху и его автору.
 Что очень ярко демонстрирует господин Сухарев. Если  ЕМУ стихи нравятся, он считает их гениальными, то приписки в конце выглядят более привлекательными, типа: - Берегите себя (вы еще много сотворите, у вас прекрасное будущее на литературном поприще).
И что это значит – на литпоприще? У нас с вами одно поприще – человеческое. И попирать человека только потому, что он написал слабый стих (в твоем представлении), на мой взгляд, отвратительное качество человека.
И если при этом кто-то пытается защитить, выдвигая «серьезные» аргументы, типа – ему же поручили вести эту рубрику, он чувствует стихи, как никто другой.
 Да, чувствует, но из своего накопленного багажа.
И иллюзия понимания встает здесь во всей своей неприглядной красе.
Я могу говорить только за себя. Думаю, что найдутся и другие, кто согласится со мной, если не снаружи – написав об этом, то  внутри – уверена.

Мало ли что кому поручают?! Разве это дает ему возможность пользоваться своими правами для еще большего разделения нас с вами – на достойных и не очень, на талантливых и бездарных, на переростков и недомерков.

Все мои наблюдения направлены на одно, чтобы показать, что мы все одинаковы в своих возможностях, талантах… Просто, наше формирование могло очень сильно отличаться, и это сказывается теперь на способности выражать мысли. Кого-то слишком запугивали, кормили ужастиками, и теперь он выдает нам путевку в рай, проходя все круги ада собственного воображения.
Потом он бредит стихами, бродя по сайту и вовлекая в процессы брожения другое воображение, особенно, неокрепшее, ищущее подтверждений своему больному воображению.

А талантов – хоть отбавляй, и всем можно пожелать в конце – Береги себя, ты же человек. А человек – это звучит гордо.
И если нам убрать то, что формировало наше представление о мире в моменты бессознательного состояния и очень болезненного, то мир предстанет совершенно в ином свете, и почти 90% (если не больше) всего накопленного стихотворного «богатства» канет в Лету. А многие из них перестанут писать стихи. Нечего станет отражать – страдания, недовольства уйдут – источник большинства публикаций.
И смысл их рецензировать!?...
Мы рецензируем чаще всего больное воображение – это очень напоминает записи
 душевнобольного  человека, причем, один душевнобольной пишет отзыв о другом подобном.
А наша жизнь  чаще всего  и состоит из подобных отражений наших отрезков пути или распутицы, что вернее.
 И, конечно, как любой отрезок – он будет выглядеть ограниченным – я снова пытаюсь вернуть себя к своему опусу «Преклоню колени».

А возьмем мы стихи периода Белого Братства. Однотипность, многие  прекрасны, но...
И смысл их рецензировать? Люди верили в ББ, и многие сохраняют им преданность.
 И я, ежели честно, не знаю, как к этому относиться. С уважением – однозначно, потому что был достаточно большой период, когда я погружалась в подобные произведения, сидела в медитациях и во сне  бывала в ТАКИХ  местах… и ощущала их очень реальными.

Нет страданий – нет стихов.
Еще Достоевский в свое время сказал Мережковскому про его  детские опыты:
- Слабо…плохо…никуда не годится…чтоб хорошо писать, страдать надо, страдать!

А уж страданий.…И какие страдания могут серьезно повлиять на качество стиха?
Я думаю, что страдания за  судьбу родины, человека. Не за свою судьбу, хотя она тоже является неотъемлемой частью судьбы народа.
А у нас – что греха таить - часто талантливым называют того, кто умеет очень красочно подать собственные страдания. Мы выдаем призы за способность человека отразить свою тьму таракань.
А он просто вырос в подворотне, насобирал столько «жизненных» впечатлений, теперь  их выдает в таком кроваво-мистическом  ракурсе – приворотное зелье,…
Но пишет очень емко – хватает за сердце, за почки и другие части тела.

Скорее, надо оценивать не качество стиха – форму, стиль, образы и мысли, а просто наблюдать – что могло заставить  человека отражать эту бессмысленную составляющую, которую он видит очень важной -  и не только он.
Недавно на Стихах  победил один товарищ ( ему присвоили посмертно – это очень ярко демон-стрирует его наследие), все его стихи -  с ярко выраженной мистической направленностью.
И очень горько было наблюдать, что многие поддержали его кандидатуру, тем самым  дав зеленый свет зеленому змию и прочим ядовитым  сторонам реальности.


Мои университеты или мои страшилки.

Глава 2

Обычно я пишу днем - в последнее время.
В начале своего литпоприща я вставала по ночам – нарабатывала союз с внутренним голосом. Наработала. Но теперь часто одолевает бессонница, подруга дней моих суровых, и  я принимаю ее. И чтобы не терять время - встаю и тихонько иду на кухню, зажигаю свечу и погружаюсь в таинственный мир беззвучия, который отражается на бумаге.

И это мне нравится, это наполняет мою жизнь смыслом. Я очень многое пересмотрела в своей жизни, теперь пытаюсь поделиться своими наработками.
Когда стала сама писать стихи, чаще белые, стала и постепенно утрачивать интерес к другому стихотворчеству – то ли к счастью, то ли к сожалению.
Теперь процесс знакомства с чувственным миром другого человека может и не затрагивать моих глубин – это, как одно и то же чудесное блюдо, вкус которого не может ощутить.
Пресыщение.
 И я представляю труд обзорщика-обзорного-подзорного.., чтобы выдать ту оценку, которую именно заслуживает сам стих.
Обычно идет уже оценка внешнего, жизненности (по представлению оценщика..) и выдается урезанный вариант оценки.
Именно – урезанный, потому что истоки чужого стиха не могут нам открыться в полной мере.
Раньше я могла упиваться одной единственной строкой, например – А мне говорят, нету такой любви... 
Я ходила под его впечатлением долгое время, формируя в себе образ прекрасной встречи.

И вот тогда – из слез, из темноты,
из бедного невежества былого…

Выплыло мое настоящее, которое опустило меня в такие  бездны отчаяния...

Поэтому я оставила стихотворчество (оно изредка вкрапливается в сам текст) и стараюсь  отразить свое видение, чтобы другие не слишком погружались в свои надуманные бездны, или не слишком воспаряли в мечтах. Потом можно упасть и не подняться.
И нет желающих поднять, поддержать…
Чаще слышу:  – Ну что тебе надо. У тебя все есть, у тебя такой талант...
Иногда – Бездарна, но столько  апломба, такое  желание выпендриться…
Жизнь, жизня…
Чаще – жизня. А жизнью, полноценной, я стараюсь ее сделать сама.


И теперь я не строю воздушных замков, я выстраиваю отношения, я не навешиваю на них розовые лоскутки, потому что неизбежно приходится погружаться в омут мыслей, из которых сложно выходить. Начало отношений – это лишь начало отношений, а счастье, тем более, семейное счастье – это бесконечный  труд – шаги навстречу друг другу.
А требования убивают отношения, причем очень быстро. Они могут продолжаться долго – ради ребенка, ради еще чего-то еще или кого… но такие отношения не несут пользы никому.
А вред наносят душе такой, что она часто уже не может восстановиться и снова парить.
И часто еще бывает так, что какая-то встреча  (даже на сайте) дает тебе это ощущение, ты цепляешься за эти отношения и можешь долго находиться в иллюзии взаимопонимания, пока какая-то случайность не откроет тебе истинное лицо этого «союза».

 И живые отношения  гораздо лучше, никакие закулисные штучки не дают тебе опыта должного.
А мы, чаще всего, погружаемся именно в такие, у которых нет будущего, есть только зыбкое настоящее.

 Словоблудие…   может кто-то сказать, но это только тот, у  кого нет подобного опыта или его опыт еще не закончился.
Еще немного о счастье. Мне более близко понимание счастья, что  это труд по преодолению своих слабостей. И когда ты видишь, ощущаешь плоды  – ты радуешься.
Радость сопутствует  счастливому состоянию, как и горечь, и сожаления, и печаль…
Чаще – именно радость и относят к счастью.
Скорее, счастьем можно назвать  полноценную жизнь.
 Ну, а понимание « полноценная жизнь» - это уже наш индивидуальный опыт.
Я не говорю о радости общения с природой, общении, которое не нуждается в наших усилиях душевных.
И люди – часто удовольствия, ублажения всякого вида и относят к своему счастью. Убогому. Но… пока могут видеть только такое.
А участие в общем труде, который приносит благо всем, им пока не ведом.

Глава 3

Вчера ко мне приехала подруга, она изредка навещает меня, когда нуждается в поддержке, в утешении. У меня часто открыто окно нараспашку (без сеток.).
Мы сидим, «мило» беседуем, и тут осы (они изредка залетали, когда я сидела одна, снова улетали),
А тут залетают и кружат около нее, кружат. Она не отмахивается, они не отстают...
Потом я обратила внимание на этот факт, она подтвердила, что еще и дома у нее завелся  осиный рой. И стали мы разбираться в истоках. Строили догадки, я вспомнила свой опыт.
Потом она сама догадалась, я тоже. Дело было в ее боязни жалящих суждений.

Так и есть. И я тоже испытываю страх от рецензий, которые унижают мое достоинство. Но я-то понимаю, что его невозможно унизить, оно просто есть. Его не отстаивают.
И моя публикация – след в след идет, якобы,  для подтверждения, что мое творчество  достойно внимания.
Но мне это уже несвойственно. Я прореагировала болезненно лишь потому, что оно связано с очень дорогим человеком в моей жизни. Очень важным. И назвать эти отношения ограниченными…

Да, тут рецензент прав. Они существовали только в моем воображении, хотя сама жизнь подтверждала мои догадки. Это – не просто виртуальная связь.
Это и встречи – очень частые, но на расстоянии нескольких метров...
Но ни одной встречи …глаза в глаза.
Ни одной – за долгие семь лет.
Даже сейчас я продолжаю верить, что все было не только в моем воображении.


И мне было гораздо спокойнее не вовлекаться в этот «диалог». Промолчать…
Но внутренний глаз в очередной раз молвил:
– Надо, дочь моя. Надо, понимаю, что тяжело…
И я тоже понимаю, что я не всегда могу правильно прочувствовать то, что от меня ждут. Но чаще – я делаю именно то, что ждут. 7 лет такого опыта – дали мне серьезные наработки.
В этот момент выглянуло солнце (лил дождь несколько часов) – это оно подтвердило, что мои наработки достаточно серьезны.

 Моя задача выявлять недоработки и освещать их, как я могу.

И я решила – я сама решаю, с божьей помощью,  сделать собственный обзор семи произведений, тех, что попали в обзор. Отзывы я не стала читать.
 Просто, я сделаю свой, на  базе моего жизненного опыта, моего чувственного  мира, органичного и ограниченного.
МОЕГО.

Потом можно сравнить, если появится желание.
А желание не появляется пока,  что мне видится очень странным.

Еще не вечер, - люблю я повторять.



Глава 4  ОБЗОР

АВГУСТА   УРА!ЖАЙ (В.Сухарев).

«И глуп будет тот, кто подумает, что читатель на «славе» собирает росу…
Стихи вызывают чувства, и не поделиться ими …
Быть добру!»

БЫТЬ!!!

Первые семь.

Сами стихи убирать не буду, если они короткие. Для простоты.
1. Автор: Zair

Жанр: стихи о любви
Дата публикации: 4.08.2013
Мы с тобой разминулись по жизни,
Разошлись как в морях корабли.
Побрели, гонимые ветром,
Ноги в кровь сбивая в пути.
Разошлись чтоб не видеть друг друга,
Разрывая кольцо любви
В боли, муках себя обретая ,
К новой встрече мы долго шли.
Попадая в объятия кармы,
Вырывая себя у судьбы,
Мы с тобою расстались в пространстве,
Чтоб во времени встречу найти.
---------

Да, тяжелый это труд, когда ты пишешь – не просто рецензию, а делаешь обзор. Вот и выясняю, что же делать, как помочь, и нужен ли литобзор человеку?
Мне – не нужен.

Первое, попавшее  в обзор. Созвучно моим мыслям, тому, что происходит сейчас со многими. Поиски пути, - где-то застревают на время, потом вытаскивают ноги, может, уже и не ноги, а гораздо выше. Уже выкарабкиваются на  сушу, как первые земноводные, но те из воды выползли, а мы из омута своих похождений.
Ничего плохого не скажешь о стихе. Можно назвать  его слегка стандартным, кое-где избитые фразы – разошлись, как в морях корабли, что для обычного  текста – звучит нормально. А для стиха...  несколько  простовато – что ли.
И не понятно – была встреча, или – просто – мимолетное видение.
Потом  снова раскидало их по разные стороны баррикад, которые сами же нагородили.  И что принесла новая встреча – может, такое же мимолетное видение; потом снова разбросает...
А сбросило или не сбросило – тоже неясно.
Просто – короткая констатация рядовой истории   в наше время, но для автора она важна, и он это выразил, ничего не прибавив для общей картины мира.

*
2.Автор: Борис Фроенченко

Жанр: гражданская
Дата публикации: 30.07.2013

След предков укрывает замять -
Ее ли вспашет вольный ратай?
Но наша речь - святая память
О тех, кто жил до нас когда-то...
Они не призраки...Не тени...
Не прах.что под курганом дремлет...
Кто возводил из Слова стены
И ограждал стеною землю?
Кто создавал былины... сказы? -
Их память время не остудит!
Ведь Слово - это значит -  Разум!
А Разум - это значит -  Люди!
И пусть невежды - змей стоглавый
Не рушат свод родного крова!
Славяне - это люди Славы!
Словяне - это люди Слова!
И нам ли ,друг, бродить в потемках? -
Вот в чем основа мощи редкой:
Для наших предков мы - потомки...
А для потомков наших - предки!
Прости,я повторяюсь снова
И разночтений нет здесь,право...
Словяне - это люди Слова,
А Слово - это тоже Слава!!!
P.S.В дошедших до нас литературных источниках
Древней Руси населяющий ее на-Род именовался по-разному:
в одних - словянами; в других - славянами.А все остальные,
не владеющие славянским языком,именовались "немцами" (ударение на предпоследнем слоге)-т.е.
"немыми",что потом перешло на самых злостных захватчиков Руси - германцев и преобразовалось в немцы (удар. на первом слоге).

-------
 Очень интересное стихотворение. Выразительное. Дает большую пищу для размышлений. Внутри рождалось чувство гордости за Слово. И по- иному как-то восприняло слова – Славяне. Слово.
Слово – должно славить род людской. Оно отражает нашу суть, связь поколений, чем  ярче выписана эта идея, тем более ярко и воспринимается  творение.
Не стану касаться самого автора, но есть надежда, что это творчество  внесет немалую лепту в постижение нашей славной славянской и словянской истории.

И еще один момент. Я не стала сознательно смотреть другие опусы. Думаю, что я зря упрекнула В. Сухарева, что он выбрал именно этот мой стих для обзора. Можно выбирать любой и писать отзыв на любой, невзирая на другие. Только именно на опус, не затрагивая личности автора, не пытаясь как-то ущемить его самолюбие, что нередко наблюдается – и у него, и у меня, и у многих других.
Помню, в Петропавловке один мой знакомый читал стихи в записной книжке. Одно мне особо понравилось, и я спросила – чьё? Он сказал: - Не знаю. А зачем тебе? Главное – содержание.
И я с тех пор, как витязь на распутье. Нужно или нет? Всё чаще склоняюсь к тому, что не нужно знать.
Меня ведет смысл, как только я узнаю про жизнь автора, его  неприглядные стороны, я не могу следовать этим строкам.
 Что-то тормозит внутри – и не только у меня, это характерно для многих.

Иногда важно знать автора. Неоднозначно.

*

3.Автор: Мугаддес Гамзаев

Жанр: стихи о любви (сокращено)
Дата публикации: 1.08.2013
         Эх время время.. оно летит как птица,
         а мне тут не спится и ты так часто снишься
         и как то слишком.. я привязался сильно
         не отпускает сердце и мне так тоскливо..
…….
     я одинокий и брожу мечтая,
     может исправлю че, может не понимаю,
     и вернется все.. на свои места,
     но это лишь мысли мои в голове.. а вокруг-то пустота..
-----
Первое  слово после прочтения  – Ох, как я его понимаю.
Понятно, что назвать стихом его можно с большой натяжкой. Просто – изложение мыслей в рифму и кое-где это не просматривается.
Но – сами проблемы – один-одиночество... это очень серьезно, это может вылиться в трагедию. Потому что встреча и влюбленность – это лишь предтеча (люблю я говорить), это лишь начало отношений.
Это лишь сказка ,которая может даже закончиться свадьбой. Но...  по усам текло, а в рот не попало. Чтобы  прожить счастливую жизнь в браке - нужно столько отбраковать...
 Именно – слово – брак – скорее  и несет тот тайный смысл –  совместное житие и позволяем нам от-брак- овать то,  что является ложным в нашем мире.
Тут и наше желание идти навстречу желаниям другого, его истинным желаниям, а не слепо выполнять прихоти, чтобы удовлетворить свою похоть.
А потом походя выбросить человека, когда понимаешь, что брак – огромный труд и ответственность за судьбу твоего избранника. А потом еще и семьи.

Не надо делать таких тяжелых выводов об одиночестве. Одиночество гораздо страшнее вместе, когда ты с кем-то, а чувствуешь себя еще более одиноким.


*

4. Автор: Анна Старко

Жанр: стихи о любви
Дата публикации: 1.08.2013
Любовь к Тебе - такой надежный сплав,
такая несказанная удача.
а разве можно как-нибудь иначе,
а разве Боженька израненный не прав?
Любовь к Тебе - сложнейшая задача.
решить ее - практически успех.
важна не формула... сама ее подача,
важна не радость. важен только смех.
Любовь к Тебе - такое испытание,
что в жизни не дается. никогда.
я жаждала услышать слово "да!".
теперь вообще мечтаю что-то слышать.
12 мая 2013
Каролино-Бугаз
Рассвет

---------

Такое же ощущение,  как от предыдущего стиха. Робкая проба писать о чувствах. Здесь более яркие сравнения. Но отношение к чувству оставляет желать лучшего.
 Ошибки и ошибки, и ошибки – жизненные.
Да. Мы все жаждем услышать это слово «ДА». Многие дожидаются и осуществляют  свою мечту. А многие – нет, как и здесь героиня не дождалась.
Теперь лишь мечтает, хотя бы просто изредка видеть и слышать его. Так я понимаю?
Но – думаю, что это не трагедия. Надо научиться видеть – чего ты хочешь от отношений, тогда и слова  будут плыть другие. И вопросы будут иного плана.

*

5. Автор: Miry


Жанр: Стихи, не вошедшие в рубрики
Дата публикации: 1.08.2013

Как забыть, беспечный демон,
Навсегда тебя забыть?
Разбежаться,рухнуть в небо,
Купол пепельный разбить.
Мне хотелось в чудо верить,
Пусть оно не верит нам,
В предвкушении потери
Отдавая силу снам.
В синем мраке грез безбожных,
Невозможное любя,
Я спрошу неосторожно -
Как забыть саму себя?...

----
Очень понимаю автора. Тут  именно та сторона нашего сознания, которая нуждается в серьезном понимании, потому что можно ступить на очень зыбкую почву.
Это – лишь плод нашего воображения; плода, сотканного из таких образов, что – Мама, не горюй..
Но таких притягательных после фильмов-ужасов, фэнтези…
Мир, в котором нам «многое» подвластно. А что это – многое?
Это подводный мир, мир иллюзий, в котором хочется находиться и еще обвинять тех, кто не хочет быть с тобой в твоем нарисованном, вымышленном, воображаемом, но таком реальном для тебя мире.

«Я спрошу неосторожно -
Как забыть саму себя?...»

Это – не забыть себя. Это – вернуться к себе, и вернуться, как можно быстрее.
А так – высокий уровень самого опуса. И стиль, и ритм, и рифма.
Но – тормозите в ваших таких воображаемых чувствах. Они помогают в чем-то.
 Разнообразят. Но не надо их безобразие ставить выше самой жизни.

*
6.

Автор: Нэлли Ланская

Жанр: стихи о любви
Дата публикации: 7.08.2013
Жить во лжи, теряя привкус жизни,
Свой микромир создав желаемых идей.
И где еще есть отголоски мыслей
Так страшно заблудиться средь дверей.
Все еще помня те холодные ладони
И редкий откровенный разговор.
Внутри всё как и прежде колет,
Снаружи будто запертый затвор.
Любые мысли сорванный лишь голос,
Но не узнаешь ничего о них.
О Боже, как же надоел он, в соло,
Лишь о любви стихии гнусный стих.


Та  же тема – любовь и одиночество. Я пишу обзор стихов. Так сама решила - вынужденные обстоятельства.
Каждое новое – более совершенно.
Но что же столько печали, столько разочарования, столько дверей - глухих?
 Когда же ключик золотой найдешь и отворишь «распахнутые» двери?
И видится мне – именно мне, что герой – дутый. Так я чувствую.
Прости, если он для тебя очень значим.

*



7.Автор: Юлия Безуглова (сокращено)

Жанр: Стихи, не вошедшие в рубрики
Дата публикации: 4.08.2013
Мы не писали кровью клятв
На выцветшем пергаменте,
Чтоб, если только шаг назад –
То сразу оземь замертво.
…..
Не попирали камнепад
Скользящими  подковками…
Не сделан даже первый шаг
И сочный луг не вытоптан.
Как страшно измельчали! Враг,
И тот корректно-приторен…

-----------------

Да…. Что тут скажешь и напишешь. Скушно-скушшшшшшшшшшшшшно.
Но что сделать, чтобы найти стоящего врага?

Вам бы родиться пораньше, где:

шпаги звон и звон бокала с детства мне ласкают слух…

и вы бы сразу познали – что такое вкус жизни, настоящей или ваша ЛГ…
лэгэ..так заманчиво звучит.

Лэгэ или легла и притомилась я слегка
ну нету жизни для меня
не тот мой век
не те мужчины
не те слова они мне говорят
ну всё не то
не так
и это не пустяк!

Удачи вам. Может, ЛГ удастся увидеть и друга, и «врага». А потом еще их соединить в одном лице.

В конце счастливого романа.

**

И мой опус подошел к концу. Сегодня – к концу. А завтра…

Доживем до понедельника – другого.

2 сентября. Понедельник. Начало недели. Новые надежды. Новые встречи.

Ваша ....


Рецензии
хоть себе настрогать - все времени меньше. Люблю такие вещи.
Сама же писала))

Симмона Михпетова 2   07.02.2014 18:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.