Женщина гор

                Зябко накинув на плечи  пальто, она смотрит сквозь    мерзлое окно учительской  в безлюдную мутную степь.    Там гудит метель,  стучит голыми ветвями ива, и   кружат свои хороводы белые бесы. Наша математичка Сайхат  Зубировна Этуева,    женщина  гор.   Она сама сделала свой выбор в пользу    работы в  Зауралье,  но вместо ожидаемых медведей, свободно расхаживающих по местным улочкам,  встретилась  совсем   с другим -  кровососущими  насекомыми  летом  и лютыми   морозами  зимой.
Мне кажется, она смотрит в окно с  ненасытным желанием  обратной  дороги домой, а может, вспомнила,  что-  то  из  детства. Ведь всего полгода прошло, как она окончила  нальчикский университет
             -Что вы цените в человеке в первую очередь? - попытался завязать  я  разговор.
               -Простоту и честность.
            Она ответила  быстро, не задумываясь, будто давно ждала этого вопроса, но в  ее  голосе  нет   равнодушия, и это вдохновило меня разматывать клубочек   беседы дальше.
 
               -А мне  мать в детстве   говорила, что простота  хуже воровства.
             Ветер на улице немного сбавил свой напор, но   снег замелькал еще гуще.
              Она вдруг на секунду отвлеклась   от  кружения белых бабочек за окном и посмотрела на меня с любопытством.

             -Нет. Под простотой я понимаю совсем другое - умение человека не  показывать своего превосходства, даже если он может и выше в чем либо  других.
   
           Я еще не знаю, что у этой девушки      блистательный роман в письмах  с парнем из Грузии. 
            -А каким бы вы хотели видеть своего будущего мужа?
           -Пусть он будет хозяином грубоватым, и не очень заласкивающим меня.
          Этот  ответ    озадачил  меня.
            - Сладкого не до сыта, горького не до слез?

            -Бывает, мне нравится человек, но как только узнаю, что он меня начинает любить, становится противно.

            -И от ворот поворот. То есть вы хотите сказать, что Пушкин был прав,  утверждая: чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей?
          Она согласно закивала головой.

          -А если вдруг дети семья, то, как  жить с такими принципами?
           -Чувства собственного достоинства топтать не позволю никогда.
          -Да я уже  заметил, о ваш взгляд можно обрезаться.

               Я очень смутно представляю, как устроена жизнь многочисленных кавказских народов, поэтому поинтересовался,   на каком положении находится женщина в ее республике?

             -У нас в Кабарде мусульманская религия. По ней мужчина хозяин в доме. Женщина при гостях и муже не имеет права сесть. Мы привыкли делать все так, как того требует наш отец.  Наши старики пошли бы еще дальше, если бы им дали волю. Они  бы и платья на нас до земли надели, и косынки  на головы повязали, чтоб   не было  видно волос.

            -У нас картина обратная, -тихо вздохнул я.
              -Да я знаю. У вас не всегда считаются с мнением родителей. Развестись здесь просто. У меня шесть сестер. Все замужем, но ни одна из них не развелась, хотя не так и гладко в их семьях. Мать сказала: «Выходите замуж всерьез, а не для шуток. И с жалобами  ко мне не приходите.

               Прошло несколько недель после   этого разговора. Коллектив школы  скромно отмечал в столовке первый праздник весны.    Вдруг   отворилась дверь, и  перед нами предстал, сильно сложенный молодой человек с бутылкой шампанского в руке.  Сразу было видно, что он  нездешний и  попал, что называется, с корабля на бал. Он оставил в раздевалке  свою  запыленную снегом верхнюю  одежду, и поднялся к нам на второй этаж.  Юрий  мгновенно отыскал    глазами Этуеву.  Их взгляды встретились. Нескрываемое счастье,  засветилось  в ее глазах.  Так, наверное, смотрела Асоль, когда увидала на морском горизонте корабль  своей мечты, плывущий к ее берегу под  алыми  парусами.  И все мы поняли,  этот парень,    преодолел дорогу в две тысячи верст не зря. Здесь, в беспредельных заснеженных  далях,  его ждала  любящая женщина.

                Несколько   сдвинутых между собой столов были плотно окружены нами, но мы потеснились и  нашли  место  для  нашего нового знакомого.  Юрий Зарикидзе  с ликующим  лицом сел за стол рядом  со своей подругой.  Было ощущение, будто  в нашей комнате только что  прозвучали звуки серебряного колокольчика, возвещающего о необратимо радостном событии ворвавшегося в нашу жизнь. Невольные улыбки сами  просились на  наши   лица, потому что  каждый в этот миг   вспоминал, о чем  - то  светлом из  своей жизни. Многие из нас  успели давно покинуть свои  природные  отечества, но     общее дело успело объединить нас: казахов, немцев, украинцев, белорусов, русских...   
 
                Через полчаса, без всяких просьб с нашей стороны,и под наши дружные аплодисменты, Сайхат и Юрий  танцевали лезгинку.

            Эта история закончилась также хорошо, как началась. Влюбленные  сумели преодолеть не только разделяющие их расстояния, но и предрассудки   матери Сайхат, которая была против  брака дочери с грузином, человеком другой национальности и другой религии.

На снимке: Парк отдыха г. Нальчика. Сайхат слева. Рядом с ней ее гостья  из Ю. Дубровного Ольга. Впереди всех сестра Этуевой  Ася.













 


Рецензии
Совет им, да любовь.

Реймен   19.12.2023 20:14     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.