Позовите Келдыша

В 1994 году в центральном конструкторском бюро завода прошла полоса перемен. Для координации работы по автомобильным дизелям был назначен новый заместитель главного конструктора, работавший до того начальником бюро головок цилиндров и газораспределения. А на его прежнее место поставили молодого и талантливого конструктора Владимира Михайловича Шептунова.

Меня эта история коснулась непосредственно. В июне того года я закончил институт, а в августе стал первым рядовым сотрудником нового бюро. Помещения нам тогда еще не выделили, поэтому мне дали во временное пользование стол и кульман в «головках». В перерывах между работами по своей тематике я должен был исполнять поручения В.М. Шептунова. Тот буквально фонтанировал идеями. Он был не только превосходным компоновщиком, то есть обладал пространственным видением сложных технических объектов и способностью быстро и оптимально вписывать в ограниченное пространство комплекс взаимосвязанных узлов и механизмов.

Владимир Михайлович был, кроме того, замечательным энтузиастом своего дела. Для него не существовало скучных задач в области двигателей, он интересовался широким кругом проблем. Получив в свое распоряжение меня, не очень в то время загруженного, Шептунов начал активно продвигать проект по оптимизации формы кулачковых валов. Это было составной частью обширной программы модернизации газораспределительных механизмов.

Однажды, просмотрев поданные мною материалы, он сказал: «Надо с Келдышем посоветоваться. Я с ним переговорил предварительно. Пойдем, пора вам познакомится». Меня его слова не очень удивили потому, что, как я успел заметить, Владимир Михайлович любил давать людям прозвища. У него был дар остроумного словотворчества, которое не обижает окружающих, не разит, не жгет, а только слегка покалывает. Пока мы спускались по лестнице с седьмого этажа на пятый, Шептунов наставлял меня: «Близко не садись. Кричит. И не робей, он нормальный». Я работал третий месяц, был необщительным и застенчивым. Нельзя сказать, что меня успокоило напутствие Шептунова, к тому же я не знал, кого в ЦКБ называют Келдышем.

Мы вошли в кабинет, где я до этого ни разу не был. Хозяин, человек довольно пожилой, тыкал пальцами в клавиатуру компьютера, нам махнул рукой, не отрываясь, мол, сейчас закончу. Владимир Михайлович сел у самой двери, меня подтолкнул на соседний стул.

«Здравствуйте. Ближе садитесь», - высоким голосом очень громко сказал хозяин кабинета, заместитель главного конструктора по испытаниям, Владимир Иванович Решетов. Так мы познакомились. Решетов – один из самых неординарных людей, кого мне приходилось встречать. Его осведомленность во всем, что касалось двигателей, поражала. Глубокие теоретические знания сочетались у него с огромным практическим опытом. Не знаю, кто первый назвал его Келдышем, но кличка оказалась меткой.

Владимир Иванович был очень своеобразным человеком, что проявлялось и в большом, и в малом. Безусловно, привлекательной чертой была его всегдашняя доброжелательность и готовность ответить на вопрос, помочь решить проблему. Как-то один из молодых специалистов заметил, что перед выходом на испытательную станцию Решетов втирает в руки какой-то крем из тюбика. «А что это вы делаете, Владимир Иваныч?» И тот охотно объяснил, что дома заправляет тюбик из-под зубной пасты жидким мылом. Перед походом в цех мажет им руки. Пока дойдет до цеха, мыло высохнет. А, когда, испачкавшись, придет обратно в ЦКБ, грязь легко отмывается, и руки – всегда чистые.  вроде бы простой, но почему-то никому в голову не приходивший. Тот, кто отмывал руки после отработавшего моторного масла, чаще всего – под холодной водой, может оценить его в полной мере. Сегодня моим молодым коллегам трудно представить, что когда-то мог быть дефицит моющих средств. Не буду обобщать, пусть даже прозвучит излишне конкретно:в середине девяностых в опытно-промышленного производстве умирающего завода "Трансмаш" в городе Барнауле руки инженерам было мыть нечем. Либо приноси с собой, либо, если повезет, найдешь обмылок хозяйственного мыла на раковине. Но вода - только холодная.

Владимир Иванович почти всю жизнь провел на испытательной станции. Но он был работником конструкторского бюро и никогда про это не забывал. Молодым выпускникам институтов, только осваивавшимся в новой для них среде, он давал один и тот же совет. Можно, как угодно относиться к нему, но что было, то было. «Припрут тебя к стенке, - говорил Решетов высоким голосом, улыбаясь, - найдут ошибку в чертеже, носом ткнут – не сознавайся. Не лезь в бутылку, никого не обвиняй, ни на кого не сваливай, но не сознавайся». Те, кого он учил, помнят эти слова.  Его очень легко за это осудить, а я воздержусь.

Решетов давно был негласно признан арбитром. Сложных ситуаций в реальный заводской день возникает предостаточно. Когда страсти накалялись, кто-то неизменно говорил: «Позовите Келдыша, пусть рассудит».

Типичный случай произошел, когда никак не шли приемо-сдаточные испытания двигателя специального назначения. Военный представитель – заказчик – не принимал результаты, не удавалось достичь заявленного значения мощности. Позвали «Келдыша». Владимир Иванович пользовался большим уважением у военпредов за свой необъятный кругозор. Битых полчаса он рассказывал заказчику о влиянии параллакса стрелки индикатора гидротормоза на показания, о том, что он – если захочет заказчик – готов сделать тарировочный расчет, исходя из реального роста заказчика, чтобы определить поправку и доказать, что мощность-то достигнута, да вот из-за погрешности наблюдения… И.т.д, и.т.д. Что делать – план есть план, его нужно выполнять. Заказчик терпеливо слушал, но, в конце концов взорвался: «Владимир Иваныч, я все подпишу! Х… с ними, с вашими испытаниями!! Но какой параллакс?! Какая стрелка?!! Прибор-то – жидкокристаллический!!!» Думать, что Решетов не знал, какого типа показывающий прибор стоит на стенде, большая ошибка.

В другой раз  участка начал жаловаться Владимиру Ивановичу на конструкторов – те, мол, тянут с чертежами, не дают, а у него – план, у него – сроки. «Ты, Дима, делай по документации, и все будет хорошо», - доброжелательно сказал В.И. седому и грузном начальнику, который, хоть и был в предпенсионном возрасте, для В.И. оставался Димой, как и тридцать лет назад. «Так чертежей нет, Владимир Иваныч!» «А ты по документации делай», - невозмутимо отвечал Решетов. «Чертежей нет! Конструкторы пи-пи-пи тянут! У меня сроки!! Пи-пи-пи!!!» «Все будет хорошо, - сказал Решетов, - ты только делай по документации». «Владимир Иваныч, иди отсюда, - заревел начальник участка, - иди, не трогай меня!» «Ты делай по документации, - кивнул В.И., уходя, - и будет тебе счастье».

Что это было? Издевка? Категорически нет. На всех совещаниях в ЦКБ, где не присутствовали цеховики, Решетов стоял стеной за цех. Но в цехе он твердо помнил, что 1) он – работник ЦКБ, 2) не сознавайся.

Лет за двадцать до нашего с ним знакомства с Владимиром Ивановичем случилось несчастье, его укусил энцефалитный клещ. У каждого выдающегося человека есть недоброжелатели. Сказано, что завистники – это тень, отбрасываемая великими. Была такая тень и у Решетова. Злопыхатели за спиной звали его «укушенным», но все, кто работал с ним, до последнего дня подтвердят его ясный и острый ум, прекрасную память, способность к анализу сложных проблем. Решетов долго лечился, изо всех сил старался не поддаваться хворям. Лет до семидесяти с лишним он в одиночку ходил под парусом по Оби, практически от ледохода до ледостава, то есть от самой ранней весны до самой поздней осени.

Он очень много работал. По ЦКБ ходила легенда о том, что даже пенсию Владимир Иванович пошел оформлять лет через семь или восемь после шестидесяти. Все было недосуг. Образ чудака, который «втирает очки» заказчикам или неправильно настраивает молодых инженеров – узок и неправилен. Решетов – это многие модификации доведенных двигателей народно-хозяйственного и специального назначения, это оригинальные решения, это, наконец, ученики. Учеников у Владимира Ивановича много потому, что каждый, кто хоть единожды соприкоснулся с ним в работе, обязательно чему-нибудь научился. К его высокому голосу привыкали быстро. Еще быстрее привыкали к тому, что, какой бы сложный вопрос не возникал, ситуация не будет безвыходной. Не справишься сам, всегда можно зайти или попросить: «Позовите Келдыша». Отказа не будет.


Рецензии
Ваш рассказ, Владислав, особенно интересен тем, кто трудился над "изделием", порой, со многими доработками, сдавая "Заказчику". Мой начальник, требуя обязательной подписи за пустяковое изменение, говорил:
"Это я не для себя. Это я - для прокурора, в случае чего..."))))))))
А Вы рассказали о хорошем профессионале. Нечасто пишут о сотрудниках своих. Спасибо. Галина.

Галина Алинина   18.05.2014 14:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина. Не знаю, можно ли назвать нас с ним сотрудниками - наверное, примерно с той же степенью приближения, как какую-нибудь уборщицу и Сергея Королева: вроде бы фирма одна, и работают, не покладая рук, но есть нюансы. Владимир Иванович так много лет пользовался заслуженным непререкаемым авторитетом, был настолько старше большинства, что его считали кем-то вроде патриарха, высшего судии. Кличка смешная, но неспроста, не на пустом месте. Я счастлив такими встречами в жизни. Столько людей прекрасных, что просто радуешься и не так замечаешь какие-то темные пятна в нашей суровой действительности.

Владислав Свещинский   18.05.2014 15:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.