Смерть Иоанна Предтечи

СМЕРТЬ  ИОАННА  КРЕСТИТЕЛЯ.
Трагична смерть Иоанна Предтеча, крестившего самого Иисуса Христа в реке Иордане и ставшего первым свидетелем появления на Земле Мессии. Гибель Иоанна Крестителя предшествовала казни Иисуса Христа. Оба они служили одной цели –торжеству истины, в которой и были заложены истоки спасения человечества. Служили они по-разному. Иисус поражал врагов истины логикой суждений, эмоционально Спаситель был сдержан и мягок. Иоанн был резок и нетерпелив. Но, вернемся к свидетельства гибели Крестителя. Правил в то время в Иудее Ирод Антипа, сын Ирода Великого. Унаследовал Ирод Антипа от своего отца жестокость и подозрительность, добавив к ним необузданность желаний и развратность. Впрочем, иначе и быть не могло. Права истина – «Яблоко от яблони далеко не падает» Кстати, и брат Ирода Антипы – Архелай привлекательными чертами характера тоже не отличался. Каждый из властителей Иудеи время от времени обязан был появляться в Риме, которой Иудея подчинялась в качестве автономной провинции. Рим не вмешивался в законодательство Иудеи, но зорко следил за тем, чтобы в казну Рима своевременно поступали сестерции, да и голову иудеи чтобы не поднимали.  Во время своего визита в Рим Ирод-Антипа вступил в любовную связь с Иродиадой.  Не остановили его и те обстоятельства, что Иродиада была женой его брата по отцу Филиппа и то, что он был женат сам. н Он развёлся с женой, отнял жену у брата и сделал ее иудейской царицей. Такой преступный союз был резко принародно осуждён Иоанном Крестителем. Новая царица не простила Иоанну его осуждения и потребовала его заключения в темницу. Она хотела бы казнить Иоанна Предтеча, но слишком велико было  влияние Крестителя на Ирода. По словам евангелиста Марка: "Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его". Изможденный суровым содержанием в темнице не был сломлен, и Иродиада понимала, что никогда не удастся сломить бес-страшного пророка. Она опасалась того что наступит такой момент, когда пророк будет освобожден из  заточения, поэтому тщательно искала возможности, чтобы заставить пророка умолкнуть навсегда.
И такой момент наступил. У Ирода был дворец в Тивериаде, но он проводил большую часть своего времени в двух укреплённых городах Переи, которыми были Юлия и Махер. Чаще местом пребывания царя был Махер – громадная крепость на восточном побережье Мёртвого моря. В этой крепости собралась в день рождения Ирода-Антипы вся иудейская знать. Высокопоставленные военные и гражданские чиновники  съезжались со всех концов к нему на пиршество. В ярко освещённом зале  вино текло рекой. Опьяневшие гости, хорошо знавшие особенности характера правителя, выкрикивали непристойности, вызывавшие  взрывы смеха. Пир постепенно превращался в оргию. Развратный царь придумал для гостей новое развлечение. Он велел позвать свою падчерицу Саломею,  искусницу в эротических танцах, чтобы та разожгла возбуждённые алкоголем чувства гостей. Саломея,  кажется, на этом пиру превзошла самое себя. Звуки восторга  сопровождали  её изящные движения. По окончании её танца раздались бурные возгласы одобрения. Опьяневший от выпитого вина, а еще более от разгоревшихся пламенем эротических чувств, Ирод громко воскликнул: «Я щедро одарю тебя даже до половины моего царства". И он поклялся ей тут же,  в присутствие всех гостей словом своим. Саломея не знала, что просить и пошла к матери за советом. Та поняла, что момент расправы с Крестителем настал. «Проси голову Иоанна Крестителя» - сказала Иродиада . Саломея вновь предстала перед царём и потребовала голову пророка. Антипа, услышав требование, тут же протрезвел, а в пиршенством зале воцарилась гробовая тишина. Царь оглядел присутствующих гостей. Лица их были смущены или долу опущены. Царь уже здорово пожалел о вырвавшейся из его  уст клятве. Саломея вновь повторила свое требование. Царь обязан был выполнить клятву. И он велел оруженосцу принести голову Иоанна.
Так погиб этот суровый человек Божий. Его высокие мо-ральные качества не входили ни в какое сравнение с прочими детьми человеческими. Всю свою жизнь он посвятил исполнению Божьей воли.

Ученики Иоанна с печалью пошли в замок и забрали оттуда обезглавленное тело. С глубоким почтением они его похоронили и отправились на север, чтобы сообщить Иисусу эту трагическую весть.
 
Безумен мир, жесток,
Грозит бедой, особенно тому,
Кто помыслами чистый и высок,
Креститель заключен был Иродом в тюрьму.

За то, что правды ради,
Клеймил разврат, продажных жен,
Досталось от него Иродиаде,
Сам Ирод метким словом был сражен.

Филиппова жена, Иродиада,
Просила «деверя» Крестителя казнить.
«Иначе с правдолюбцем нам не сладить,
В сердцах людей он долго будет жить!

Заклятия его доходят и оттуда,
Гневна и громка его речь,
Мирского не боится суда,
Пусть голова скатится с его плеч.

Но, понимает все тетрарх Ирод:
Любовь к крестителю высока,
Казнить его, поднимется народ,
В народе почитается пророком!

У Ирода Антипы на пиру
Прекрасно танцевала Саломея.
«В свидетели Юпитера беру! -
Восторженно сказал тетрарх хмелея.-

За танец этот – все отдам,
Но, протанцуй еще его сначала!»
«Мне нужен только Иоанн, -
Открыто дева отвечала,-

Крестителя нужна мне голова,
Свидетели – сидящие здесь люди.
Все клятвы слышали слова?
Подай мне голову его на блюде!»

Палач на блюде голову подал
Иродиаде для глумления,
А тело мертвое Крестителя отдал,
Ученикам его для  погребения.
После смерти Иоанна Иисус сильнее, чем когда-либо почувствовал жесткую реальность предстоявшего Ему распятия на кресте. Негодование священников в Иерусалиме и всё более жёсткое сопротивление Галилейских книжников стали на Его пути. И теперь слова должны смениться делами, ибо силы зла наступали. Пролилась праведная кровь. Смелый пустынный пророк, посвятивший всю свою жизнь приготовлению людей к принятию Мессии, был мёртв.

Узнав о смерти Иоанна,
Иисус оставил Назарет
Пророку не было здесь равных
И до и после много лет


















Учение нести он будет много лет.


Рецензии