ЕГЭ или контрольный выстрел?

Вот уже, который год кипят страсти вокруг Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). Сторонники и противники приводят различные аргументы в отстаивании своей точки зрения. Чиновники от образования утверждают  то, что появился реальный механизм контроля знаний учеников и работы учителя,  а также увеличился шанс ученика с периферии поступить в престижный вуз, и наконец, что ликвидированы условия для коррупции при приеме в вузы. Попробуем разобраться, так ли это?
Мои многие родственники и знакомые работают в школах, вузах и образовательных учреждениях, а мне в этом году самой сдавать ЕГЭ, так что эту «кухню», я неплохо знаю изнутри. Если рассуждать о ЕГЭ как о плохом введении или  о хорошем, то определить сразу будет невозможно, попробуем начать  с минусов.
«Тест – не показатель знаний, особенно если учесть, что распределение правильных ответов, как правило, равномерное, то отмечая одну и ту же цифру, можно абсолютно спокойно получить «три»»- признался один из выпускников прошлых лет. Я считаю что, не все предметы можно проверять тестами и искусственными вопросами. В первую очередь это относится к литературе и русскому языку. Мало того, сейчас уровень заданий ЕГЭ несколько лихорадит, то есть он все ещё не совсем адекватен, но это скорее издержки того, что данный вид проверки знаний только  устаканивается.
А теперь поговорим о плюсах ЕГЭ. А также о том, что же вскрылось, благодаря единому гос. экзамену. Ну, во-первых, ЕГЭ – это реальный шанс для многих поступить в вуз, который находится далеко от места жительства. А во-вторых, благодаря ЕГЭ, мы наконец-то узнали реальный уровень большинства школьников, или точнее, уровень школьного образования. И картина выглядит не очень утешительной.
Итак, всего в 2013 году в городе Райчихинске 151 выпускник, из них 149 человек сдавали математику. В первый раз не сдали этот предмет  46(30,9%) человек, что выше показателя за 2012 год (28,8%), даже после «второй волны» не сдает 13 человек, которые  из-за такого итога не получили аттестат. Самый высокий балл по городу заработали две ученицы: Головач Мария (школа № 3) и Блинова Елена (гимназия № 8), у них одинаковый результат-66 баллов.
Рассмотрим ещё один обязательный предмет – русский язык. На этот экзамен явилось 148 человек, из них не сдало 5 человек, но пересдача для них была успешной. И по сравнению с 2012 годом показатель на сегодня является лучшим, чем в предыдущем году на 3,7 %. Лучшими по этому предмету  стали: Бондарева Дарья (98 баллов)-гимназия № 8 и Суяркова Виктория (95 баллов)-школа № 15.
По комментариям самих выпускников ясно, что экзамен по математике дался им сложнее, чем по русскому языку, и списать было практически невозможно, многие зарекаются о желании вернуть старую форму экзамена. Значительная часть школьников и их родителей, а также учителей и преподавателей вузов ЕГЭ откровенно не любит. Причины на то разные, и очень весомые: часто выпускники на едином гос. экзамене получают оценки ниже, чем могли бы получить при традиционной форме сдачи: многие задания составлены некорректно, процесс обучения сводится к банальному зазубриванию ответов на тесты. А самое главное, как отмечают специалисты – подготовка к ЕГЭ существенно снижает реальный уровень знаний школьников год от года. Зато в юных головах прочно укореняется мысль о том, что «не подмажешь – не поедешь», и «не пойман – не вор». Благо, вариантов того, как обойти систему, с каждым годом появляется все больше.  В этом плане меня многое задевает, лично я для себя поняла, что нужно учить на протяжении всех лет, и желательно углубленно  те предметы, которые больше по духу, ведь в скором времени придется выбирать свою профессию, а для этого нужны определенные знания по нужным предметам. Вообще по моим школьным наблюдениям, с наибольшей опаской к ЕГЭ относятся отличники, так как им есть что терять, и любая оплошность будет стоить им учёбы в ВУЗе, а так же разочарования учителей, которые год за годом натягивают им оценки. А вот двоечники, наоборот, самые лояльные, так как «им терять нечего, а на тройку они всегда надеются сдать». Среди учителей, за ЕГЭ борются не передовые учителя, а «середнячки», так как «им проще натаскивать детей на ЕГЭ, ведь для этого не нужно никакого творчества». Поскольку речь пошла о знаниях и учителях, то вспомним немного историю.
В 2010 году на телевизорах страны гремели новости, в которых показывали город Морозовск Ростовской области, полицией была задержана группа учителей, они решали ЕГЭ по русскому языку вместо учеников. Главарь «банды» – руководитель районного отдела образования. Похожие уголовные дела были заведены и в Саратовской области, и в Дагестане, и в Пермском крае.
2011 год. В Москве прямо на экзамене по математике задержаны студенты, которые выдавали себя за выпускников. Причем одна девушка писала работу под мужским именем. А в престижном РНИМУ им. Пирогова были обнаружены «мертвые души», набравшие более 270 баллов ЕГЭ и никуда больше не подавшие документы.
Сегодня все эти истории кажутся уже детскими шалостями. Ответы ЕГЭ-2013 школьники Дальнего Востока оперативно выкладывают в Интернет. Учитывая разницу во времени, выпускники европейской части нашей страны могли воспользоваться этой информацией, что в итоге и случилось. Конечно для учеников это счастье, когда списанные ответы подходят к работе, но меня коробит другой факт. Получается, что всё-таки ЕГЭ не до конца определяет уровень школьника, и снова выплывает коррупция.
Откуда в Интернете Контрольно Измерительные Материалы(КИМы)? Они ведь как-то попадают в руки продавцам, которые продают ответы более чем за 10.000 рублей, либо тут работают очень профессиональные хакеры, либо что-то неладное творится в лаборатории изготовления нашего самого ЕГЭ. Тут дело серьёзное, хакеров давно бы нашли, а вот с изготовителями КИМов придётся попотеть. Мне как школьнику можно только рассуждать, да и в нашей маленькой глубинке больше ничего с этим не поделаешь, прислали работы, будь добр, решай!
Вот райчихинские выпускники и решали. Сказать, что ответы были в Интернете нет смысла, не докажешь, да и никто не признается. Зато можно сказать прямо, 13 ученикам точно он не помог, они вышли со справкой об окончании 9 классов, из них четверо из 1-й школы, один из 15-й школы, столько же из 3-й школы,7 учеников из 22-й школы, в которой 6 выпускников из очно/заочного класса.
Главный специалист управления образования города Райчихинска Галушко Любовь Николаевна объяснила низкий уровень сдачи ЕГЭ таким образом :
«Выпускники не хотят нести ответственность за свои поступки, т.е. пропуски уроков и игнорирование дополнительных консультаций. Многие ученики не знают элементарно даже таблицы умножения, не умеют читать информацию по графикам, что является одним из заданий в части «А», чтобы перейти порог необходимо решить хотя бы 5 заданий, которые для многих как оказалось не по силам, здесь могу сказать уверенно, что дети не хотят анализировать и делать выводы, а именно в ЕГЭ это делать необходимо».
Радует то, что с каждым годом колличество ушедших со справкой уменьшается, в 2012 году неаттестованных было 19 человек, в этом году 13. Хотелось бы, чтоб и в 2014 году  эта цифра заметно понизилась. А пока по слухам нам грозит ужесточенные реформы в образовании. Придумывать реформы не мешок картошки с базара принести, здесь нужно хотя бы узнать ситуацию в школах. Иначе выпускники еще многих лет будут жить как на вулкане, проклиная ЕГЭ и литрами потребляя валериану с Ново-паситом.


Рецензии