Введение. Учиться или веселиться

                Да здравствует университет,
                да здравствуют профессора!
                Из Гаудеамуса
               
                Грызите молодыми зубами гранит науки.
                Л.Д. Троцкий

Эпиграфы, которые я здесь поместил отражали мои чувства и стремления в тот далёкий 1952 год, когда я поступал на физико-механический факультет Политехнического института.

Да, - я заранее боготворил всех моих будущих учителей и да, я собирался грызть молодыми зубами гранит науки.

Кстати, «грызть гранит науки» - было расхожим выражением, которое мне было тогда известно, а вот, что сказал эту фразу (с «молодыми зубами») Лев Троцкий, на IV  съезде российского комсомола мне известно не было. Один из главных вождей Октябрьской революции и руководителей советской России в период гражданской войны и до смерти Ленина, Лев Давидович Троцкий был объявлен врагом народа. Его последователи были названы Сталиным троцкистами и либо расстреляны, либо отправлены в лагеря. Имя Троцкого тогда можно было произносить только шопотом.

Впрочем, студенческий гимн Гаудеамас предлагает и другой вариант времяпровождения студентов:

          Итак, будем веселиться,
          пока мы молоды.

И даже указывает студентам юношам на объект веселья:

          Да здравствуют все девушки,
          изящные и красивые!

Да и другие студенческие песни указывали на весёлую, бесшабашную студенческую жизнь. Вот хотя бы эта:

          От сессии до сессии живут студенты весело
          А сессия всего два раза в год

или

          А я различий не терплю,
          Вино и девушек люблю.

Признаться, поступая в Политехнический, я не знал ни одной студенческой песни, не был знаком мне и Гаудеамус. Впрочем, не прошло и пары месяцев, а я их уже распевал.

Сразу замечу, что я сразу понял, что тот студент, который буквально будет следовать совету «веселиться», долго студентом не пробудет. Об этом свидетельствовала ещё одна студенческая песня:

          К ногам привязали ему интеграл,
          Эпюрами труп обернули,
          Прощальную речь замдекана сказал,
          И с первого курса спихнули

Так что советам «веселиться» я следовал лишь изредка, - предпочитал «грызть гранит науки». Но оказалось, что были ещё и другие средства отвлечения от учёбы.

Одно из них – комсомольская работа. И я не миновал этой напасти. Правда, судьба сжалилась надо мной и выкинула из этой сферы обратно в простые студенты.

Другое – семейная жизнь с её ответственностью и обязанностями. И это я испытал, - и, слава богу, мы с Любочкой испытание выдержали, хотя это была дорога длиной 2.5 года, а последний год нас было трое – и с рождением дочки трудности возросли многократно.

Но не буду пересказывать, даже кратко, содержание Книги 2. Вот она перед тобой. Читай потомок.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/13/366 


Рецензии