Умницы и умники. Наполеон. Кондратьева Настя

Наполеон - демон или гений?

«Большое видится на расстоянии».
Наполеон сыграл в истории значительную и яркую роль. Лучшие умы: политики, писатели, философы посвятили изучению его эпохи свои труды. Параграфы учебников не дают полной картины, не раскрывают характера этого великого человека. Более всего, для понимания каков же наш персонаж, не имея возможности изучать подлинные документы тех революционных событий, могут помочь произведения признанных гениев мировой литературы. То, что Наполеон был крупной и значимой фигурой, думаю, сомнений не возникает ни у кого. По модулю эта - солидная величина, но с каким знаком?
Встретив императора у кардинала Феша, как повествует Виктор Гюго в романе «Отверженные», священник Мириэль сказал ему: «Государь, Вы видите доброго человека, а я великого. Каждый из нас может извлечь  из этого некоторую пользу».  Мириэль был поставлен   епископом.  Это было благодеяние  не только для кюре, но для всего края, куда тот был назначен.  Император – это тот человек, который решает судьбы многих.  Сколько же он принёс миру добра и сколько зла? Что мог свершить этот «Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз?..»
История имеет свои пути развития незаметные, возможно, для современников, но понятные при взгляде издалека. «Большое видится на расстоянии». Как после создания в первой трети 18 века ткацкого станка Кея, возникновения на рынке дефицита пряжи, осознания необходимости усовершенствовать и механизировать процесс прядения, прядильная машина не могла быть не изобретена, так и не мог не явиться во Франции герой. Его ждали. Он пришёл.
В 1793 году Франция находилась в очень тяжёлом положении. Союз европейских государств  объявил ей войну.  Страна кипела страстями. В смутное время  политические группировки испытывали необходимость «сильной шпаги»: в стране несколько лет не было спокойствия, и она ждала диктатора. В это время, 1793 - 1799 годах, Наполеон набирает силу, о которой Толстой написал: «Я вижу силу, производящую несоразмерное с общечеловеческими свойствами действие; не понимаю, почему это происходит, и говорю: гений». Но мы видим и понимаем. Диктатор должен был появиться, и он явился именно оттуда, куда обращались взоры политиков - из армии.
Будущий император уже закалялся в битвах, искал сторонников, завоёвывал авторитет.  «Мы начинались с Монтенотто, - говорил корсиканец,- после Лоди у меня появилась мысль, что я мог бы сделаться, пожалуй, решающим лицом на нашей политической арене».
В 1799 году Наполеон исполнил свою мечту, задуманную ещё в Италии. Кто мог ему помешать?  Победы и заключение мира укрепили народ в любви к новому кумиру.  Честолюбие направляло вперёд.  Ряд поступков, и Европа кипела против человека, собственноручно возложившего на себя корону.
Более всего нация способна сплотиться перед лицом внешней угрозы. Были дальнейшие действия решением только Наполеона? Нет. Франция поднимала голову. Если бы Бонапарт не  соответствовал её стремлениям, амбициям, она поменяла бы его, как меняла позолоту  на куполах соборов. Итак, ««Случай сделал положение; гений воспользовался  им», - говорит история». Не я сказала гений. Знак ещё рано ставить. 
Как воспользовался своим шансом  этот человек?  Я обращусь к источникам, более всего заслуживающим моего доверия,  – книгам Толстого и Гюго. Франция для России на тот период являлась захватчиком.  Наполеон принёс горе, разорение. «Ах, как хорошо! Как славно! … Что  жены и французов нет больше»,-  радуемся мы вместе с Пьером Безуховым.  Другого мнения быть не может для русского человека. 
Испания тоже утопала в крови.  Именно  Испания и Россия стали главными ошибками Наполеона. Народ: крестьяне, ремесленники, рабочие -  ««Оборванцы!» - презрительно сказал о них Наполеон», - начал партизанскую войну. Это «гений» не учёл. Хаотичность нападений партизан никак не вписывались  в планы великого стратега. Наполеон был артиллерийским офицером, и « все его военные планы были рассчитаны на артиллерию…  Слабые места подавлял картечью, завязывал сражения и разрешал их исход пушкой. Его гений - гений точного прицела».  Но  «оборванцы»  не желали  строиться в колонну или каре. Итак,  в России «вместо тех случайностей и гениальности, которые так последовательно вели его до сих пор непрерывным рядом успехов к предназначенной цели, является бесчисленное количество обратных случайностей, от насморка в Бородине до морозов и искры, зажегшей Москву; и вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примеров». «Полководческое искусство  русского  главнокомандующего М.И. Голенищева-Кутузова оказалось выше полководческого дарования великого французского завоевателя». Можно ли говорить об усталости, упадке душевных или физических сил корсиканца? Гениальность стала угасать? А был ли он гением?
«Над совершенными гениями старость не имеет власти; для Данте, для Микеланджело стареть - значило расти…»  Кто нам может рассказать про эпоху Наполеона больше, чем сын генерала наполеоновской армии, сам следовавший за отцом в его походах? Признанный гений - Виктор Гюго. Роль императора в истории мира  шла к своему завершению. Но он ещё не верил в решение «других сил», он ещё пытался сопротивляться – «идти вперёд – великий лунатик, влекомый погибельной мечтой». Маятник истории поворачивал вспять. Виктор Гюго, как никто другой  рисует в романе «Отверженные»  дух этого времени. Ему можно доверять. И что он пишет? «Победа Бонапарта при Ватерлоо уже не входила в расчеты XIX века. Готовился другой ряд событий, где Наполеону не было места. Немилость рока давала о себе знать задолго до этого сражения…Помехой тому был бог». Император выполнил свою роль в истории. На его долю выпали яркие события. Это была эпоха больших перемен. В историю вошли многие имена этого времени: Дантон, Робеспьер, Карно, Марат, Мишель Ней…
Я бы сравнила Наполеона  с вулканом. Сила природы использует свою мощь  и для создания новых островов, и это дарует жизнь, и для разрушения их, а это убивает. От самого вулкана мало что зависит: он состоит и строится из недр земли - лавы. Земля родит эту силу и  направляет её.  Сам вулкан  может потухнуть или взорваться, перестать существовать.  Франции нужен был человек, выразивший её волю и взявший на себя ответственность и славу или принявший смерть на эшафоте.  Наполеон подошёл на эту роль. Пришло время и «чрезмерный вес его в судьбе народов нарушал общее равновесие».  Он не был демоном или гением. Крупной политической фигурой? Да. Обладал сильным характером, выдающимися способностями, деятельным  умом, честолюбием  и, в известной степени, удачливостью. Условия воспитания в ранние годы  закалили и подготовили его к предстоящим испытаниям. Если кто-то и видел на его стороне «сверхъестественные» силы, то ведь бог чаще всего на стороне  сильной армии. Сильной не только числом (и тому в истории бесчисленное множество примеров), но умением и силой духа.
Вернёмся к Гюго.  «В ночь  с 17 на 18 июня 1815 года … несколько лишних капель воды сломили Наполеона». И это судьба величия?  История  пошла своими путями. «Бесчестные журналисты оскорбляли в продажных газетах изгнанников 1815 года: Давид уже не был талантлив, Арно не был умен, Карно не был честен; Сульт не выиграл ни одного сражения; Наполеон — и это правда — уже не был гениален… С исчезновением Наполеона долгое время ощущалась огромная, зияющая пустота. Народное воображение обожествляло этого поверженного во прах героя». События молодости кажутся человеку более прекрасными. Жизнь, если  и бывает тяжёлой, то это переживается легче -  молодость мечтает и надеется. Так и молодая Франция жила словом Свобода. Так как её  выразителем долгое время был император Бонапарт, так как прошли годы, и вновь вернулись неспокойные времена, террор, то страх и пустота вошли в сердца французов. Это не была тоска только по Наполеону. Это был страх перед будущим.
Фигура Наполеона была значимой для Франции и мировой политики в целом. Она изменила лицо Европы. Но разве смерч не способен сделать это? Или извержение земной  лавы?  Убийство людей, равнодушие к судьбам многих, тщеславие и гордыня – смертные грехи, и это пути для гения? Я не поставлю знака ни плюс, ни минус. Я убавлю величину.


Рецензии