Пушкин и Достоевский Предчувствие будущего...

                А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский: Предчувствие будущего
                сквозь Сирийский кризис...
                (Вопрос и Парадокс Пушкина и Достоевского).

Вот, чтО мне открылось Вдруг: вот это! Вопрос А.С.Пушкина и Парадокс Ф.М.Достоевского...
И вот, это Вдруг, открылось из слов признания одного автора, нашего современника, как:

"...Войны затеваются Россией, и продолжаются по сей день.
А серьезного протестного движения народа против агрессивных войн, ведущихся Кремлём, так и не возникло".
(Бродский Дмитрий. 18 июля 2010 г.)

Вот, эти слова Дм.Бродского для меня стали очевИдностью действительности, ПРОЗРЕНИЕМ ВРЕМЕН (прошлого, настоящего и будущего)...

И из глубины проЗрения открывается "Предчувствие будущего" А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского...

                (Клеветникам России. А.С. Пушкин)
                "О чем шумите вы, народные витии?
                Зачем анафемой грозите вы России?
                Что возмутило вас? волнения Литвы?
                Оставьте: это спор славян между собою,
                Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
                Вопрос, которого не разрешите вы.

                Уже давно между собою
                Враждуют эти племена;
                Не раз клонилась под грозою
                То их, то наша сторона.
                Кто устоит в неравном споре...
                ............ Вот вопрос...
               
                Оставьте нас: вы не читали
                Сии кровавые скрижали;
                Вам непонятна, вам чужда
                Сия семейная вражда..."
                (А.С. Пушкин).

                "...Лакеи вечные Европы,
                Её духовные рабы,
                Вы извратили отчий опыт
                И предков предали гробы,
                По прихоти дурной холопы,
                Прислужники чужих затей,
                Вы быдлом сделались Европы,
                Вы полюбили свист плетей.
                Вы предавали Русь стократно,
                Чужому - вверившись - уму.
                Вас Русь прощала, но обратно
                Тянули шею вы к ярму.
                Вам Родины милей - чужбина.
                И суждено вам потому
                Знать волю... только господина
                И вечно кланяться ему..."
                (А.С.Пушкин)

                Вопрос Ф.М. Достоевского - Восточный вопрос:
                "...весь вопрос в том и состоит: чтО считать за Правду...".

Но, прежде, Вот, "Предчувствие будущего" Достоевского, исходя из статьи нашего современника: «США представили доказательства химатаки Асада» (от 31.08.2013) (Виктор Гликман)...

"...Глава вторая.
2. Самый лакейский случай, какой только может быть.

...А какое лакейство вместо просвещенной-то деликатности, не правда ли? И какой смешной случай! Это самое комическое из наверстаний своего "у себя дома" за тяготу неловкого мундира европейской деликатности, в котором мы щеголяем перед Европой. Самый лакейский случай случился с этими пылкими господами и застал довольно многих из нас совсем врасплох. Это уже посерьезнее, чем врасплох подать пальто англичанину...
...И заметьте еще (это очень важно), это не граф Биконсфильд - говорит: тот может выразить такие же разбойничьи и зверские убеждения, принужденный к тому политикой, "английскими интересами", а ведь Форбес - частный человек, не государственный, на которого соблюдение интересов Англии во что бы ни стало и чего бы ни стоило не возложено, да еще человек-то какой: честный, талантливый, правдивый, гуманный, по прежним письмам своим. Тут именно, именно причиною какая-то западно-европейская гадливость ко всему, что носит имя славянства. Этих болгар можно заварить кипятком, как гнезда клопов в старушечьих деревянных кроватях! Нет ли тут именно какого-нибудь инстинкта, предчувствия, что все эти славянские восточные племена, освободясь, займут когда-нибудь огромную роль в новом грядущем человечестве, вместо сбившейся с правого пути старой цивилизации, и станут на её место? Сознательно западные люди, конечно, это не могут теперь представить и допустить даже, точно так же как нельзя им представить гнезда клопов - за что-то высшее и грядущее сменить их. Но тут Россия, тут, очевидно, поднята идея совершенно новая, всем на соблазн, на гнев и удивление, тут показалось уже знамя будущего, а так как Россия не "гнездо клопов", как для них болгары, а гигант и сила, не признать которую невозможно, и так как Россия тоже славянская нация, то как, должно быть, эти западные люди ненавидят теперь и Россию в сердцах своих даже инстинктивно, безотчетно, радуясь всякому её неуспеху и всякой беде её! Именно тут инстинкт, ТУТ ПРЕДЧУВСТВИЕ БУДУЩЕГО..." (Ф.М. Достоевский "Дневник писателя" (1877)).

Именно, тут у Достоевского "Предчувствие будущего", если еще исходить из того, что какую позицию Россия занимает в Сирийском вопросе... Но это еще только начало Предчувствия Достоевского... Основное у Достоевского сказано писателем в "Дневнике..." под заглавием как "Мой парадокс"...

Итак, "Парадокс" Достоевского...

"Глава вторая.
1. Мой парадокс.
...Вновь... на сцене бесконечный Восточный вопрос, вновь на русских смотрят в Европе недоверчиво... Но, однако, чего нам гоняться за доверчивостью Европы? Разве смотрела когда Европа на русских доверчиво, разве может она смотреть на нас когда-нибудь доверчиво, а не враждебно? О, разумеется, когда-нибудь этот взгляд переменится, когда-нибудь и нас разглядит и раскусит Европа получше, и об этом когда-нибудь очень и очень стоит поговорить, но пока - пока мне пришел на ум как бы посторонний и боковой вопрос... Я сказал, что русских не любят в Европе. Что не любят - об этом, я думаю, никто не заспорит, но, между прочим, нас обвиняют в Европе, всех русских, почти поголовно, что мы страшные либералы, мало того - революционеры и всегда, с какою-то даже любовью, наклонны примкнуть скорее к разрушительным, чем к консервативным элементам Европы... Что русские действительно в большинстве своем заявили себя в Европе либералами, - это правда, и даже это странно. Задавал ли себе кто когда вопрос: почему это так? Почему чуть не девять десятых русских, во все наше столетие, культурясь в Европе, всегда примыкали к тому слою европейцев, который был либерален, к "левой стороне", то есть всегда к той стороне, которая сама отрицала свою же культуру, свою же цивилизацию, более или менее, конечно...
...именно самые ярые-то западники наши, именно борцы-то за реформу и становились в то же время отрицателями Европы, становились в ряды крайней левой... И что же: вышло так, что тем самым сами и обозначили себя самыми ревностными русскими, борцами за Русь и за русский дух, чему, конечно, если б им в свое время разъяснить это, - или рассмеялись бы, или ужаснулись. Сомнения нет, что они не сознавали в себе никакой высоты протеста, напротив, все время, все два века отрицали свою высоту и не только высоту, но отрицали даже самое уважение к себе и до того, что тем дивили даже Европу; а выходит, что они-то вот и оказались настоящими русскими. Вот эту догадку мою я и называю моим парадоксом. Белинский, например...
...Недаром сказал Аполлон Григорьев, тоже говоривший иногда довольно чуткие вещи, что "если б Белинский прожил долее, то наверно бы примкнул к славянофилам". В этой фразе была мысль...

2. Вывод из парадокса.
...Но позвольте: консерваторы в Европе и, напротив, совершенные отрицатели России. Они становились разрушителями России, врагами России! Итак, вот что значило перемолоться из русского в настоящего европейца, сделаться уже настоящим сыном цивилизации, - замечательный факт, полученный за двести лет опыта. Вывод тот, что русскому, ставшему действительным европейцем, нельзя не сделаться в то же время естественным врагом России. Того ли желали те, кто прорубал окно? Это ли имели в виду?.. Но всё это переходное, все это, как я сказал уже, постороннее и боковое, а теперь на сцене вечно неразрешимый Восточный вопрос...

3. Восточный вопрос.
...Вопрос ли это? Для всякого русского это не может и не должно составлять вопроса. Россия поступит честно - вот и весь ответ на вопрос. Пусть в Англии первый министр извращает правду пред парламентом из политики и сообщает ему официально, что истребление шестидесяти тысяч болгар произошло не турками, не башибузуками, а славянскими выходцами, - и пусть весь парламент из политики верит ему и безмолвно одобряет его ЛОЖЬ: в России ничего подобного быть не может и не должно. Скажут иные: не может же Россия идти во всяком случае навстречу явной своей невыгоде?.. Но нам нечего бояться их приговоров: в этом самоотверженном бескорыстии России - вся её сила, так сказать, вся её личность и все будущее русского назначения. Жаль только, что сила эта иногда довольно-таки ошибочно направлялась...

4. Утопическое понимание истории.
...И кто бы мог предсказать это заблаговременно? Если же возможны такие перевороты, уже случившиеся в наше время и на наших глазах, то может ли ум человеческий вполне безошибочно предсказать и судьбу Восточного вопроса? Где действительные основания отчаиваться в воскресении и в единении славян? Кто знает пути божии?.." (Ф.М. Достоевский "Дневник писателя" (1876)).

Вот, ПРОРОЧЕСТВО Достоевского, касательно как "русского коммунизма" в России, так и русского либерализма, русских "всеевропейцев", ИЗ ГЛУБИНЫ Восточного Вопроса!..

Именно, Из глубины Восточного вопроса Достоевского нам открывается Предчувствие писателя-художника, выраженное вот в этом отрывке романа:

"...Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нём смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. (...) Эту ненависть к России, ещё не так давно, иные либералы наши принимали чуть не за истинную любовь к отечеству и хвалились тем, что видят лучше других, в чём она должна состоять, но теперь уже стали откровеннее и даже слова "любовь к отечеству" стали стыдиться, даже понятие изгнали и устранили, как вредное и ничтожное. Факт этот верный, я стою за это и... надобно же было высказать когда-нибудь правду вполне, просто и откровенно; но факт этот в то же время и такой, которого нигде и никогда, спокон веку и ни в одном народе, не бывало и не случалось. (...) Такого не может быть либерала нигде, который бы самое отечество своё ненавидел."
(Ф.М. Достоевский, "Идиот", часть третья, реплика Евгения Павловича Радомского).

Именно, то что сказал автор Дм.Бродский, как : "Войны затеваются Россией, и продолжаются по сей день. А серьезного протестного движения народа против агрессивных войн, ведущихся Кремлём, так и не возникло...", как и то что говорит автор В.Гликман в своей статье "США представили доказательства химатаки Асада" (от 31.08.2013), вот это и есть свидетельство и доказательство от противного, свидетельство профетического Предчувствия Достоевского, как и, прежде, Пушкина.

Но вот теперь хочу сказать про то, чтО мне открылось в ПРОЗРЕНИИ из глубины Сирийского вопроса, Восточного вопроса... Ведь, мне раньше и в голову такое не могло бы прийти, ведь, это же надо было такое придумать, как это сказано Дм.Бродским, что, мол, "войны затеваются Россией, и продолжаются по сей день...".

Ну, да, конечно же, конечно, а кем же еще-то, как не Россией затеваются войны, и, конечно же, Россия и развязала войну в Сирии, а кто же еще-то?.. До того, чтО не могут даже посметь додуматься политики США, Британии и Франции, могут додуматься наши новоявленные "русские всеевропейцы", как Дмитрий Бродский. Ну, конечно же, "войну в Сирии развязала Россия", и сотворила-де в Сирии восстание повстанцев, сотворила революцию в Сирии и снабжала боевиков-террористов оружием прямиком из Турции, ну и самое главное, конечно же, Россия и поставляла-де хим.оружие боевикам-террористам в Сирию через Саудовскую Аравию и Турцию. Конечно же, господа, а кто же еще-то?.. Ведь, смешно же не признать-де Россию виновницей в Сирийской войне?..

Именно, уже не смясь, скажу, ведь, это же и есть логическая цепочка окончательного вывода, завершающей точки в Восточном Сирийском кризисе, как обвинить Россию во всех грехах и развязать в России революцию, то есть повторить аналогичный сценарий, что совершен в Сирии, уже на территории самой России. Здесь даже и неперепутаешь в словах, только лишь, всего лишь переместить две буквы, вместо "Сирия" на "Россия"...

Не правда ли, профетическое ПРЕДЧУВСТВИЕ будущего у Пушкина и у Достоевского?.. Если заменить слова как "Клеветникам России" на "Клеветникам Сирии" и наоборот, что не изменит сути дела и Вопроса... 
Вот! кАк ЛОЖЬ может линять и сбрасывать свою лживую змеиную кожу, пуская яду в СЕРДЦЕ своего Отечества... После всего этого понимаешь в ЧЁМ самый страшный грех на свете - это самый горячий поцелуй Иуды в губы Спасителю... А после Распятие на Голгофе. Сколько раз Россия проходила за свою многострадальную историю через Распятие, сколько раз распинали Россию??? Но, вновь и вновь, она всегда воскресала исполином, из глубины русской Земли...

ЛОЖЬ, что подменяет Правду, всегда на стороне сильного. Конечно, вы сильней, бомбите наших детей, отцов-стариков, матерей и жен, братьев и сестер, бомбите... Но знайте одно, что сказано нашими отцами: "Не в силе Бог, а в Правде"... Ибо...

"Бог правду видит, да не скоро скажет", но Он скажет ее в конце концов" (Б.П. Вышеславцев)...

Именно, по-русски сказано Борисом Вышеславцевым, эсхатологически, "в конце концов"... Именно, в этом "конце концов" и заКлючена русская Правда из глубины сердца народного, того, кто много выстрадал и претерпел в своей истории...

Вот, чтО нам усвоить надо: из глубины Сирийской Войны и её еще неясного исхода-завершения открывается прямой взгляд на подобие Смуты в России, что было (в 1612, в 2012 г.г.) и с чем нам еще возможно предстоит столкнуться. Ибо тут, как говорил Достоевский, "тут предчувствие будущего" из глубины Восточного вопроса...

Но дОлжно, дОлжно раскрыться в России то, что открылось Достоевскому:

                «Я за идею мою стою…
                «Красотою мир спасется»…
                …Нет, не мечом, но духом возродится мир,
                и Россия найдет в себе силы сказать миру это
                великое слово – Возрождение…»
                (Ф.М. Достоевский)

«Всё в будущем столетии… Россия – новое Слово…» – записывает Достоевский в свою тетрадь. ...но слово – ему хотелось верить в это, – слово его переживет те времена и пространства всемирных потрясений, которые не то что предвиделись, но явно ощущались им. И пусть только там и тогда услышится его слово, все-таки коли услышится, то и отзовется…» (Ю.И. Селезнев, с. 435-475, 1990).
 


(Если хотите, здесь и предварительное вступление к "Предпоследнему слову в защиту Достоевского" от опальной клеветы одного профессора)...

               
                (3 сентября 2013 г.)
    

      


Рецензии
"...Лакеи вечные Европы,
Её духовные рабы..." Пушкин не мог быть автором этих строк. Очень уж примитивно. Пушкин сам был европеец. А это какой-нибудь современный стихослагатель.

Теймураз Твалтвадзе   01.10.2021 11:34     Заявить о нарушении
С иронией, ну да, конечно, у вас уж точно современный взгляд на А.С., мол, когда вам выгодно, то и Пушкин сам по себе примитивен, а когда вам с другого конца надо зайти, то Пушкин -- европеец, в точности, как вы сами после распада Империи и СССР, не помнящие родства и братства, даже по Православию. По одёжке судите Поэта?, того "европейца", всемирно-отзывчивого, который так изобразил в русском слове Кавказ.

Бармин Виктор   01.10.2021 19:13   Заявить о нарушении
С иронией, великие грузинские актеры из фильма "Мимино" тоже были "европейцами"?
Георгий Данелии в фильме "Паспорт" эту иронию "грузина-европейца" или "нового русского-европейца" изобразил в точности.

Бармин Виктор   01.10.2021 19:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.