Пушкин и Достоевский Предчувствие будущего...
сквозь Сирийский кризис...
(Вопрос и Парадокс Пушкина и Достоевского).
Вот, чтО мне открылось Вдруг: вот это! Вопрос А.С.Пушкина и Парадокс Ф.М.Достоевского...
И вот, это Вдруг, открылось из слов признания одного автора, нашего современника, как:
"...Войны затеваются Россией, и продолжаются по сей день.
А серьезного протестного движения народа против агрессивных войн, ведущихся Кремлём, так и не возникло".
(Бродский Дмитрий. 18 июля 2010 г.)
Вот, эти слова Дм.Бродского для меня стали очевИдностью действительности, ПРОЗРЕНИЕМ ВРЕМЕН (прошлого, настоящего и будущего)...
И из глубины проЗрения открывается "Предчувствие будущего" А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского...
(Клеветникам России. А.С. Пушкин)
"О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре...
............ Вот вопрос...
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда..."
(А.С. Пушкин).
"...Лакеи вечные Европы,
Её духовные рабы,
Вы извратили отчий опыт
И предков предали гробы,
По прихоти дурной холопы,
Прислужники чужих затей,
Вы быдлом сделались Европы,
Вы полюбили свист плетей.
Вы предавали Русь стократно,
Чужому - вверившись - уму.
Вас Русь прощала, но обратно
Тянули шею вы к ярму.
Вам Родины милей - чужбина.
И суждено вам потому
Знать волю... только господина
И вечно кланяться ему..."
(А.С.Пушкин)
Вопрос Ф.М. Достоевского - Восточный вопрос:
"...весь вопрос в том и состоит: чтО считать за Правду...".
Но, прежде, Вот, "Предчувствие будущего" Достоевского, исходя из статьи нашего современника: «США представили доказательства химатаки Асада» (от 31.08.2013) (Виктор Гликман)...
"...Глава вторая.
2. Самый лакейский случай, какой только может быть.
...А какое лакейство вместо просвещенной-то деликатности, не правда ли? И какой смешной случай! Это самое комическое из наверстаний своего "у себя дома" за тяготу неловкого мундира европейской деликатности, в котором мы щеголяем перед Европой. Самый лакейский случай случился с этими пылкими господами и застал довольно многих из нас совсем врасплох. Это уже посерьезнее, чем врасплох подать пальто англичанину...
...И заметьте еще (это очень важно), это не граф Биконсфильд - говорит: тот может выразить такие же разбойничьи и зверские убеждения, принужденный к тому политикой, "английскими интересами", а ведь Форбес - частный человек, не государственный, на которого соблюдение интересов Англии во что бы ни стало и чего бы ни стоило не возложено, да еще человек-то какой: честный, талантливый, правдивый, гуманный, по прежним письмам своим. Тут именно, именно причиною какая-то западно-европейская гадливость ко всему, что носит имя славянства. Этих болгар можно заварить кипятком, как гнезда клопов в старушечьих деревянных кроватях! Нет ли тут именно какого-нибудь инстинкта, предчувствия, что все эти славянские восточные племена, освободясь, займут когда-нибудь огромную роль в новом грядущем человечестве, вместо сбившейся с правого пути старой цивилизации, и станут на её место? Сознательно западные люди, конечно, это не могут теперь представить и допустить даже, точно так же как нельзя им представить гнезда клопов - за что-то высшее и грядущее сменить их. Но тут Россия, тут, очевидно, поднята идея совершенно новая, всем на соблазн, на гнев и удивление, тут показалось уже знамя будущего, а так как Россия не "гнездо клопов", как для них болгары, а гигант и сила, не признать которую невозможно, и так как Россия тоже славянская нация, то как, должно быть, эти западные люди ненавидят теперь и Россию в сердцах своих даже инстинктивно, безотчетно, радуясь всякому её неуспеху и всякой беде её! Именно тут инстинкт, ТУТ ПРЕДЧУВСТВИЕ БУДУЩЕГО..." (Ф.М. Достоевский "Дневник писателя" (1877)).
Именно, тут у Достоевского "Предчувствие будущего", если еще исходить из того, что какую позицию Россия занимает в Сирийском вопросе... Но это еще только начало Предчувствия Достоевского... Основное у Достоевского сказано писателем в "Дневнике..." под заглавием как "Мой парадокс"...
Итак, "Парадокс" Достоевского...
"Глава вторая.
1. Мой парадокс.
...Вновь... на сцене бесконечный Восточный вопрос, вновь на русских смотрят в Европе недоверчиво... Но, однако, чего нам гоняться за доверчивостью Европы? Разве смотрела когда Европа на русских доверчиво, разве может она смотреть на нас когда-нибудь доверчиво, а не враждебно? О, разумеется, когда-нибудь этот взгляд переменится, когда-нибудь и нас разглядит и раскусит Европа получше, и об этом когда-нибудь очень и очень стоит поговорить, но пока - пока мне пришел на ум как бы посторонний и боковой вопрос... Я сказал, что русских не любят в Европе. Что не любят - об этом, я думаю, никто не заспорит, но, между прочим, нас обвиняют в Европе, всех русских, почти поголовно, что мы страшные либералы, мало того - революционеры и всегда, с какою-то даже любовью, наклонны примкнуть скорее к разрушительным, чем к консервативным элементам Европы... Что русские действительно в большинстве своем заявили себя в Европе либералами, - это правда, и даже это странно. Задавал ли себе кто когда вопрос: почему это так? Почему чуть не девять десятых русских, во все наше столетие, культурясь в Европе, всегда примыкали к тому слою европейцев, который был либерален, к "левой стороне", то есть всегда к той стороне, которая сама отрицала свою же культуру, свою же цивилизацию, более или менее, конечно...
...именно самые ярые-то западники наши, именно борцы-то за реформу и становились в то же время отрицателями Европы, становились в ряды крайней левой... И что же: вышло так, что тем самым сами и обозначили себя самыми ревностными русскими, борцами за Русь и за русский дух, чему, конечно, если б им в свое время разъяснить это, - или рассмеялись бы, или ужаснулись. Сомнения нет, что они не сознавали в себе никакой высоты протеста, напротив, все время, все два века отрицали свою высоту и не только высоту, но отрицали даже самое уважение к себе и до того, что тем дивили даже Европу; а выходит, что они-то вот и оказались настоящими русскими. Вот эту догадку мою я и называю моим парадоксом. Белинский, например...
...Недаром сказал Аполлон Григорьев, тоже говоривший иногда довольно чуткие вещи, что "если б Белинский прожил долее, то наверно бы примкнул к славянофилам". В этой фразе была мысль...
2. Вывод из парадокса.
...Но позвольте: консерваторы в Европе и, напротив, совершенные отрицатели России. Они становились разрушителями России, врагами России! Итак, вот что значило перемолоться из русского в настоящего европейца, сделаться уже настоящим сыном цивилизации, - замечательный факт, полученный за двести лет опыта. Вывод тот, что русскому, ставшему действительным европейцем, нельзя не сделаться в то же время естественным врагом России. Того ли желали те, кто прорубал окно? Это ли имели в виду?.. Но всё это переходное, все это, как я сказал уже, постороннее и боковое, а теперь на сцене вечно неразрешимый Восточный вопрос...
3. Восточный вопрос.
...Вопрос ли это? Для всякого русского это не может и не должно составлять вопроса. Россия поступит честно - вот и весь ответ на вопрос. Пусть в Англии первый министр извращает правду пред парламентом из политики и сообщает ему официально, что истребление шестидесяти тысяч болгар произошло не турками, не башибузуками, а славянскими выходцами, - и пусть весь парламент из политики верит ему и безмолвно одобряет его ЛОЖЬ: в России ничего подобного быть не может и не должно. Скажут иные: не может же Россия идти во всяком случае навстречу явной своей невыгоде?.. Но нам нечего бояться их приговоров: в этом самоотверженном бескорыстии России - вся её сила, так сказать, вся её личность и все будущее русского назначения. Жаль только, что сила эта иногда довольно-таки ошибочно направлялась...
4. Утопическое понимание истории.
...И кто бы мог предсказать это заблаговременно? Если же возможны такие перевороты, уже случившиеся в наше время и на наших глазах, то может ли ум человеческий вполне безошибочно предсказать и судьбу Восточного вопроса? Где действительные основания отчаиваться в воскресении и в единении славян? Кто знает пути божии?.." (Ф.М. Достоевский "Дневник писателя" (1876)).
Вот, ПРОРОЧЕСТВО Достоевского, касательно как "русского коммунизма" в России, так и русского либерализма, русских "всеевропейцев", ИЗ ГЛУБИНЫ Восточного Вопроса!..
Именно, Из глубины Восточного вопроса Достоевского нам открывается Предчувствие писателя-художника, выраженное вот в этом отрывке романа:
"...Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нём смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. (...) Эту ненависть к России, ещё не так давно, иные либералы наши принимали чуть не за истинную любовь к отечеству и хвалились тем, что видят лучше других, в чём она должна состоять, но теперь уже стали откровеннее и даже слова "любовь к отечеству" стали стыдиться, даже понятие изгнали и устранили, как вредное и ничтожное. Факт этот верный, я стою за это и... надобно же было высказать когда-нибудь правду вполне, просто и откровенно; но факт этот в то же время и такой, которого нигде и никогда, спокон веку и ни в одном народе, не бывало и не случалось. (...) Такого не может быть либерала нигде, который бы самое отечество своё ненавидел."
(Ф.М. Достоевский, "Идиот", часть третья, реплика Евгения Павловича Радомского).
Именно, то что сказал автор Дм.Бродский, как : "Войны затеваются Россией, и продолжаются по сей день. А серьезного протестного движения народа против агрессивных войн, ведущихся Кремлём, так и не возникло...", как и то что говорит автор В.Гликман в своей статье "США представили доказательства химатаки Асада" (от 31.08.2013), вот это и есть свидетельство и доказательство от противного, свидетельство профетического Предчувствия Достоевского, как и, прежде, Пушкина.
Но вот теперь хочу сказать про то, чтО мне открылось в ПРОЗРЕНИИ из глубины Сирийского вопроса, Восточного вопроса... Ведь, мне раньше и в голову такое не могло бы прийти, ведь, это же надо было такое придумать, как это сказано Дм.Бродским, что, мол, "войны затеваются Россией, и продолжаются по сей день...".
Ну, да, конечно же, конечно, а кем же еще-то, как не Россией затеваются войны, и, конечно же, Россия и развязала войну в Сирии, а кто же еще-то?.. До того, чтО не могут даже посметь додуматься политики США, Британии и Франции, могут додуматься наши новоявленные "русские всеевропейцы", как Дмитрий Бродский. Ну, конечно же, "войну в Сирии развязала Россия", и сотворила-де в Сирии восстание повстанцев, сотворила революцию в Сирии и снабжала боевиков-террористов оружием прямиком из Турции, ну и самое главное, конечно же, Россия и поставляла-де хим.оружие боевикам-террористам в Сирию через Саудовскую Аравию и Турцию. Конечно же, господа, а кто же еще-то?.. Ведь, смешно же не признать-де Россию виновницей в Сирийской войне?..
Именно, уже не смясь, скажу, ведь, это же и есть логическая цепочка окончательного вывода, завершающей точки в Восточном Сирийском кризисе, как обвинить Россию во всех грехах и развязать в России революцию, то есть повторить аналогичный сценарий, что совершен в Сирии, уже на территории самой России. Здесь даже и неперепутаешь в словах, только лишь, всего лишь переместить две буквы, вместо "Сирия" на "Россия"...
Не правда ли, профетическое ПРЕДЧУВСТВИЕ будущего у Пушкина и у Достоевского?.. Если заменить слова как "Клеветникам России" на "Клеветникам Сирии" и наоборот, что не изменит сути дела и Вопроса...
Вот! кАк ЛОЖЬ может линять и сбрасывать свою лживую змеиную кожу, пуская яду в СЕРДЦЕ своего Отечества... После всего этого понимаешь в ЧЁМ самый страшный грех на свете - это самый горячий поцелуй Иуды в губы Спасителю... А после Распятие на Голгофе. Сколько раз Россия проходила за свою многострадальную историю через Распятие, сколько раз распинали Россию??? Но, вновь и вновь, она всегда воскресала исполином, из глубины русской Земли...
ЛОЖЬ, что подменяет Правду, всегда на стороне сильного. Конечно, вы сильней, бомбите наших детей, отцов-стариков, матерей и жен, братьев и сестер, бомбите... Но знайте одно, что сказано нашими отцами: "Не в силе Бог, а в Правде"... Ибо...
"Бог правду видит, да не скоро скажет", но Он скажет ее в конце концов" (Б.П. Вышеславцев)...
Именно, по-русски сказано Борисом Вышеславцевым, эсхатологически, "в конце концов"... Именно, в этом "конце концов" и заКлючена русская Правда из глубины сердца народного, того, кто много выстрадал и претерпел в своей истории...
Вот, чтО нам усвоить надо: из глубины Сирийской Войны и её еще неясного исхода-завершения открывается прямой взгляд на подобие Смуты в России, что было (в 1612, в 2012 г.г.) и с чем нам еще возможно предстоит столкнуться. Ибо тут, как говорил Достоевский, "тут предчувствие будущего" из глубины Восточного вопроса...
Но дОлжно, дОлжно раскрыться в России то, что открылось Достоевскому:
«Я за идею мою стою…
«Красотою мир спасется»…
…Нет, не мечом, но духом возродится мир,
и Россия найдет в себе силы сказать миру это
великое слово – Возрождение…»
(Ф.М. Достоевский)
«Всё в будущем столетии… Россия – новое Слово…» – записывает Достоевский в свою тетрадь. ...но слово – ему хотелось верить в это, – слово его переживет те времена и пространства всемирных потрясений, которые не то что предвиделись, но явно ощущались им. И пусть только там и тогда услышится его слово, все-таки коли услышится, то и отзовется…» (Ю.И. Селезнев, с. 435-475, 1990).
(Если хотите, здесь и предварительное вступление к "Предпоследнему слову в защиту Достоевского" от опальной клеветы одного профессора)...
(3 сентября 2013 г.)
Свидетельство о публикации №213090300972
Её духовные рабы..." Пушкин не мог быть автором этих строк. Очень уж примитивно. Пушкин сам был европеец. А это какой-нибудь современный стихослагатель.
Теймураз Твалтвадзе 01.10.2021 11:34 Заявить о нарушении
Бармин Виктор 01.10.2021 19:13 Заявить о нарушении
Георгий Данелии в фильме "Паспорт" эту иронию "грузина-европейца" или "нового русского-европейца" изобразил в точности.
Бармин Виктор 01.10.2021 19:20 Заявить о нарушении