Вандалы - 2
В зубовском клубе состоялся концерт, после которого были объявлены танцы. Этот шабаш, названный "молодежным вечером" был своего рода аморальным эпилогом безбожной эпопеи. Он завершился, как и следовало ожидать, массовым побоищем.
В местном кафе пиршествовали блистательно главари общественных подразделений — Антихристов, Драконов и Дроволомов.
— Большое дело сотворили! Спасибо вам, товарищи! — расчувствовался председатель сельсовета.
— Да это вам спасибо за инициативу и смекалку, Матвей Васильевич! — оскалился в улыбке Антихристов.
— И за угощение! — добавил начальник милиции, вытирая широкий рот салфеткой. — Люблю покушать после напряженной работы. Помните песню?
Наша служба и опасна и трудна,
и на первый взгляд как будто не важна!
— А у нас кто не работает — тот не ест! Принцип социализма, помните? — смущаясь, пояснил Драконов.
— Ежели честно, то это библейский принцип, друзья: апостол Павел впервые изложил этот тезис, а мы оформили его по-марксистски — от каждого по способностям, каждому — по труду! — блеснул своей эрудицией представитель райкома.
— Я ув...важаю вас, — икая и подобострастно обращаясь к эрудиту, воскликнул глава сельсовета.
После краткой паузы он добавил:
— За вашу ер...ерундицию. Недаром вы носите такую громкую фамилию. Откровенно говоря, я завидую вам.
— Дружище, твоя фамилия не слабее моей, — разоткровенничался разгоряченный вином райкомовец. — Но я не менее уважаю и товарища Дроволомова, ибо наши фирмы звучат почти одинаково "райком, райотдел" — в общем, их корень — слово "рай".
— Да, пожалуй, мы — одного поля ягоды, — охотно согласился милицейский вожак, — или как говорят, одним миром мазаны и жизнь у нас райская. Только вот церковники ее портят. Об аде напоминают. За это мы их еще в ад... админкомиссию вызовем.
В собеседовании возникла более продолжительная пауза. Каждый думал о своем.
— Ну, мне пора, товарищи, — прервал молчание Антихристов, — надо ехать в рай. Я хотел сказать — в райцентр.
— Мы вам дадим машину с водителем.
— Прошу не беспокоиться. Я отплываю на собственном лимузине. Что доложить товарищу Козлюку? — заплетающимся языком осведомился он.
— Скажите, что тело... то есть, простите, дело в шляпе. Задание партии выполнено на 200% — согласно запланированной режиссуре, — оживился Драконов.
Антихристов уехал. Председатель постепенно загрустил, на его глаза навернулись слезы.
— А что же я доложу теще? — чуть ли не зарыдал он.
— Она уже, наверное, обо всем знает, — сказал Дроволомов. — Вы, Матвей Васильевич, что-то расклеились совершенно. Возьмите себя в руки. Бога-то нет!
— А почем я знаю, что Его нет?
— Вы же сами это говорили, — утешал горемыку начальник милиции.
— А вот теща заверяет, что есть. И кто доказал, что Бога нет? Ежели бы доказали научно, что нет, — то не было бы верующих. А вдруг Он есть? Что нам тогда будет? Не дай Бог, конечно.
— Но не доказали же, что Он есть — и слава Богу за то! — вздохнул Дроволомов.
— И НЛО, тарелки какие-то летают, — испуганно залепетал Драконов, глядя в пустую тарелку. — Эх, что-то нехорошо мне, — признался он, — тошнит, на рвоту тянет.
— Тогда давайте выйдем на свежий воздух, — предложил милиционер.
— Товарищ начальник, в клубе драка на танцах, наших бьют гражданские, — раздался голос из темноты.
— А сколько там наших?
— Человек десять.
— А остальные — где?
— Остальные разбрелись кто — куда.
Поспешно простившись с Драконовым, Дроволомов уселся в автомобиль. Запульсировала "мигалка". Завыла сирена. Машина понеслась в сторону сельского клуба.
— 5 —
В первый день наступившего лета Ивана Ивановича Козлюка вызвали в Ивано-Франковский обком партии. Там собрались все члены обкома, был областной прокурор, начальники области по УВД, и представитель из Москвы — от Совета по делам религий.
— Товарищи, — сказал первый секретарь обкома Волков, — мы собрались здесь для того, чтобы обсудить и осудить то, что произошло в селе Зубовка Калужского района. Там разрушены две церкви. Две культурных и исторических ценности нашего народа. Разрушены варварски жестоко по инициативе местных органов власти. Это — вандализм! Иного слова для обозначения такого преступления я не нахожу. Это событие стало поводом для многочисленных жалоб верующих, поскольку еще сопровождалось истязанием служителей культа. Хуже того, об этом отвратительном факте нас поставили в известность зарубежные радиостанции. Наше расследование подтвердило правдивость этой печальной информации. Преступление совершено не без ведома и благословения партийных властей. В связи с этим мы привлекаем к ответственности товарища Козлюка — первого секретаря Калужского райкома.
— Простите, что вмешиваюсь в ход собрания, — поднялся с места представитель из Москвы. — Я — заместитель председателя Совета по делам религий при Совете министров и хотел бы знать, — присутствуют ли здесь непосредственные руководители этой дикой вандалистской акции Антихристов, Драконов и Дроволомов?
— Они не могут здесь быть по уважительным причинам, — изменившись в лице, ответил Иван Иванович.
— Почему?
— Видите ли, Антихристов погиб в автомобильной катастрофе, будучи в нетрезвом состоянии. Он, кстати, оказался виновником аварии. Драконов после попойки умер от отравления, а Дроволомов находится в тюрьме за превышение своих полномочий. Ко всему прочему, во время потасовки в клубе он необоснованно применил оружие.
— А что стало с разрушенным храмом?
— Его сделали "Домом гражданских панихид".
— Ну и кого же там отпевают?
— Если честно и откровенно, то первым покойником, угодившим туда, был председатель сельсовета Драконов, столь усердствовавший в этом направлении.
— Потрясающе: верующие писали нам в Москву о его пророческих словах: "Многие коммунисты хотели бы, чтобы с ними прощались в церкви". Так что его желание исполнилось: он как в воду глядел!
— А что думает по этому поводу областной прокурор?
— Товарищи, по делу ведется следствие. Все те, которые вне нашей досягаемости, я имею в виду Антихристова и Драконова, не могут быть наказаны народным судом, разве что на страшном Суде им придется давать объяснения. А все живые соучастники, уверяю вас, будут привлечены к уголовной ответственности.
Снова слово взял Волков.
— Поступило предложение: за преступную халатность, превышение служебных полномочий и безответственное попустительство погрому тов. Козлюка из партии исключить и от должности освободить. Кто "за"?
— Единогласно! Спасибо. Думаю, это послужит всем серьёзным уроком.
Бледный как полотно Иван Иванович схватился за сердце, захрипел и потянулся инстинктивно за валидолом. Прибывшая бригада "скорой помощи" констатировала обширный инфаркт миокарда.
На следующий день бывший райсекретарь Козлюк скончался...
Страшно впасть в руки Бога живого! Господь поругаем не бывает, — так примерно рассуждали все те люди, которые узнали об этой горькой истории.
(Этот рассказ из цикла "Горькие истории про времена застойные" был опубликован в московском альманахе «Новые нивы», №1, 1991, а затем в авторской книге «Пальма», 1995).
Свидетельство о публикации №213090401212
спасибо, Александр, за яркий и образный рассказ.
Ната Гранковская 28.12.2015 15:49 Заявить о нарушении
Впрочем, ещё Давид об античных богоборцах отзывался нелестно: «Сказал безумец в сердце своём: «Нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Псалом 13:1).
С благодарностью за комментарий –
Александр Азовский 01.01.2016 00:20 Заявить о нарушении