Идеальная церковь, идеальные люди...

Я люблю мою церковь. И люди в ней мне особенно дороги. Они моя семья и мне есть дело до каждого из них. Но… как у псалмопевца: «ревность моя снедает меня о доме Твоем».

Знаете что меня настораживает в церкви среди христиан?

Идеальные люди. Конечно, все мы понимаем в глубине души (где-то очень-очень глубоко, чтобы другим было не видно), что никто не может быть идеальным человеком. Что идеален только Бог.
Тогда откуда эти идеально натянутые на лица улыбки? Или что еще хуже – жутко серьезные  и высокомерно-занятые мины? Разве может идеальный человек снизойти к простому смертному - поздороваться, улыбнуться? Особенно к  тому, кого плохо знает, и… уж тем более…. сделать это первым? Зачем? Это ведь страшно глупо. Точнее СТРАШНО. Потому что придется не только сказать «здрасте», но и поговорить, узнать кто этот человек, зачем он здесь и рассказать, соответственно, кто я сам такой и зачем я сюда хожу. Лучше не ставить ни себя, ни людей в неудобное положение. Ведь  все увидят меня настоящего, неидеального, глуповатого, неинтересного… увидят неидеальную церковь из неидеальных людей. Ну, уж нет! Дудки! Зачем сбрасывать маску идеальности и показывать себя… это ведь так страшно – быть настоящим.
   
Однажды невольно опоздав в одну церковь, и протискиваясь на свое место во время служения, я спросила у стоящего рядом мужчины с пустым взглядом, можно ли присесть, не занято ли. Ответ был резким и шокирующим: «Не видишь, я с Богом разговариваю!»
Супер-духовность – это еще один способ демонстрации идеальности. У меня идеальные отношения с Богом, я не позволяю себе злиться на него, задавать Ему глупые вопросы.  Например, почему Он был так жесток, что позволил родиться мне у таких неидеальных родителей, и не послал мне в мужья ни принца на белом коне ни хотя бы малюююююсенького милиардерчика. Или где был Бог, когда мой муж был в постели чужой женщины? С ними… или со мной? Или почему я работаю с утра и до утра, да еще и жертвую, жертвую в церковную кассу, а денег вечно не хватает даже на самое необходимое? Бог, где Ты? Почему Тебя нет, именно тогда, когда Ты нужен больше всего?

Можно  демонстрировать свою супер-духовность часами, рассуждая о библейских понятиях, уча других в окружении мирно склонивших головы и уже засыпающих прихожан. Для некоторых это очень удобный способ отсидеться, отмолчаться или спрятать себя настоящего под покров благочестия и набожности. А может начать задавать неудобные вопросы? И прежде всего - самому себе?

Нет, мы не такие... Это не про нас. Точка. Иногда самые смелые из нас даже готовы  рассказать о своих трудностях.  Иногда. Чуть-чуть. И стоп. И хватит. А самые приятные в общении готовы проявить свою приветливость с родственниками и друзьями. И тоже стоп. И снова хватит. А дальше стена. Граница. Мы прекрасные люди. Но … У нас не забалуешь.
Мне интересны  открытые и честные люди. Но по настоящему меня восхищают смелые. Те, кто не боится показаться глупым, странным, кто путает слова, запинается и краснеет на каждом шагу, кто способен расплакаться и размазать по лицу идеальный макияж. И я просто готова аплодировать тем, кто признается в своих ошибках в конкретной ситуации и просит прощения у конкретных людей, а не говорит смиренно-показушно потупив глаза – мол, все мы грешны.
 
Однажды я разбирала антресоли и нашла старую ржавую гайку. Я спросила мужа, зачем он хранит ее? И знаете, что он сказал в ответ? «Я хочу повесить ее на видное место как символ своей глупости. Безумия.»  Вокруг меня слишком много умных людей.  Умных настолько, что скорее предадут анафеме любого, кто посмеет в этом усомниться.  Кто-то безукоризненно умен, а кто-то безумен Христа ради.  Кто-то носит лавровые венки, а кто-то вешает гайки.
 Но почему-то я устала от этой идеальной демонстрации ума,  демонстрации знания идеальных истин, безукоризненно воспитанных, идеально сильных, идеально законопослушных и идеально примерных христиан. Я отнюдь не призываю к бунту, к разрушению устоявшихся добрых традиций. Просто мне не хватает любви и тепла. Семейного тепла в моей родной церкви.

А еще  мне трудно быть неидеальной, со своей наивностью и глупыми вопросами, трудно быть слишком категоричной, слишком болтливой и слишком мечтательной среди такого количества спокойствия, невнятного шепота в закоулках, осторожности, уравновешенности и мудрости.  Что-то подсказывает мне, что мне и дальше будет трудно молчать об этом.  Я знаю, что как в американской полиции любое мое слово или высказывание может быть использовано в суде против меня. Но мне нечего терять, ведь я далеко не идеальна. И у меня нет этому оправданий.

Более того:  я гораздо хуже, чем вы думаете. И это не сарказм.


Рецензии
Здравствуйте, Вера!

Не уверен, что здесь самое подходящее место для серьёзных разговоров о религии и вере, но всё же: быть может, проблемы от "ограниченности" канонического христианства? Опуская причины, стоит отметить, что давным-давно оно для многих превратилось в набор неких ритуальных действий без какого-либо усилия мысли относительно базовых провозглашённых ценностей. Да и вообще: можно ли доверять известным интерпретациям событий древности?
Во младенчестве и сам был крещён, всю жизнь при советской власти в соответствии с торжествовавшими тогда идеологическими установками прожил атеистом и с наступлением периода "возврата к исконным ценностям" попытался совместить своё мировосприятие с христианством. Не получилось, однако, ибо на слишком много логических нестыковок пришлось бы глаза закрыть, не говоря об очевидных и крайне удивительных сейчас проявлениях откровенного мракобесия. Вот так и вышло, что более привлекательными показались иные концепции, существенно старшие в сравнении с христианством.
В любом случае деление на своих и чужих исходя из конфессиональной принадлежности - не самый верный путь, но такая точка зрения разделяется далеко не всеми, в том числе и по чисто меркантильным соображениям. Вы об этом уже читали, потому для подтверждения своих слов ограничусь лишь небольшим фрагментом из "Разговоров в поезде":
"...«правда» у каждого своя, а во многих случаях ею просто прикрывают банальный материальный интерес и ничего более. Осознание этого факта особой радости не доставляло, но иногда хотя бы помогало понимать истинные цели многочисленных вождей, прорицателей, проповедников, различных «продавцов счастья» и прочих подобных «специалистов» по использованию чужих мозгов в личных целях..."

С уважением,

Андрей Девин   10.07.2016 14:40     Заявить о нарушении
Доброе время суток Андрей. Система она и есть система - этим все сказано. С ней не то что бороться, вообще даже вступать в диалог бессмысленно. А люди как люди. Любое богословие должно быть практическим, реально действующим в моей собственной жизни. "Спаси себя и довольно с тебя". Я для себя понимаю одно - каков поп, таков приход. Если человек несет свет и надежду - уже хорошо, а совершенного ничего не бывает. И спасение для многих из нас незаслуженно. Не потому что мы что то сделать успели или нет хорошего сделать, а то на каком пути находимся. Вера - это путь. Христос - это путь. А что до несовершенства церкви - я для себя нашла выход. То есть приход, с такими священниками, у которых действительно есть чему учиться. И не только в теории. Хотя это тоже немало.Понимаю, что и священники несовершенны. Но я вижу что они из себя представляют и как живут. По моему глубокому убеждению, священник не должен быть богаче чем его прихожане. Отсюда все беды. Отсюда и искажение пути и прочего. Можно долго рассуждать на эти темы. Но пока это все. С уважением, Вера.

Вера Степанова   10.07.2016 19:52   Заявить о нарушении
Мне хотелось в своём комментарии обратить внимание не столько на личностные качества отдельных священников, сколько на изъяны самой системы, причём не только в части нравственности и меркантильности, но и в том, что касается мировоззренческих основ. Однако Вы правы: говорить на эту тему можно долго, и не всегда результативно.

Андрей Девин   10.07.2016 22:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.