Голод

      Судя по публикациям либерально-демократических «историков» и публицистов новой России, голод в нашей стране – это результат безответственных действий большевиков, лично И.В.Сталина,  имеющих своей конечной целью уничтожение цвета нации и даже некоторых народов. Но соответствуют ли такие утверждения действительному положению дел?
Известный исследователь голода в России, профессор еще дореволюционного Московского университета В.Н.Лешков посчитал, что с начала XI и до конца XVI веков на каждое столетие приходилось по 8 неурожаев, которые повторялись через каждые 13 лет, вызывая иногда жестокий голод. Причинами их были засуха, избыток дождей, ранние морозы, «прузи» (саранча) и т. д.

     Страшный голод был в 1601 и 1602 годах. Затем голод в 1608, 1630 и 1636 годах. Число неурожаев и голодовок в течение XVII, XVIII и XIX столетий увеличивается - в XVIII столетии было 34 неурожая, а в течение только первой половины XIX столетия  до 1854 года их было уже 35.

     В 1842 году было официально зафиксировано, что неурожаи теперь повторяются через каждые 6—7 лет и продолжаются по два года кряду. За вторую половину XIX столетия особою жестокостью отличались голода, порождённые неурожаями 1873, 1880 и 1883 годов. В 1891—1892 году голодом были охвачены 16 губерний Европейской России (Воронежская, Нижегородская, Казанская, Самарская, Тамбовская) и Тобольская губерния с общим населением 35 миллионов человек. В Поволжье в эти же годы от катастрофического голода пострадали 20 губерний чернозёмной зоны  с 40-миллионным крестьянским населением. В 1892—1893 годах голод повторился в менее обширном районе, но не с меньшей интенсивностью бедствия.

      Голод приводил к тому, что в очень неурожайные годы народ употреблял в пищу несъедобные растения. В 1121 году в Новгороде «ядяху люди лист липов, кору берёзовую, а инии мох, конину». Также питались и во время голода 1214—1215 годов.  А в 1230—1231 году «инии простая чадь резаху люди живые и ядяху, а инии мёртвые мяса и трупие обрезаече ядяху, а другие конину, псину, кошки».
 
      Особенно распространено было употребление суррогатов в злосчастные 1601—1602 годы, когда ели солому, сено, собак, кошек, мышей, всякую падаль, такую мерзость, что, как говорит летописец, «писать недостойно».

      В 1734—1735 годах во время голода в Нижегородской губернии крестьяне питались гнилою дубовой корою, ели дубовые жёлуди и т. п.

      В 1822 году в Повенецком уезде Олонецкой губернии в массовом  употреблении крестьян вместо муки была сосновая кора. В 1833 году хлеб заменялся желудями и древесной корою, а муку смешивали с глиной. В некоторых местностях во время голода 1891 года  лебеда считалась роскошью.

      Министерство внутренних дел России в 1843 году рассылало инструкции, как делать хлеб из винной барды или из картофеля с примесью ржаной муки, а в 1840 году рекомендовало крестьянам способы приготовления муки с примесью свекловицы. Неизменный результат такого питания — болезни и высокая смертность.

      Одной из главных причин наступления голода являлось отсутствие у крестьян, ведущих полунатуральное хозяйство, средств для покупки хлеба. Когда в 1873 году страдала от голода левая сторона Поволжья — самаро-оренбургская, на правой стороне -саратовской — был хороший урожай и хлеб не находил сбыта даже по низким ценам. То же самое наблюдалось в 1884 году в Казанской губернии – в то время, как казанские мужики питались всяческими суррогатами, на волжско-камских пристанях той же Казанской губернии гнили 1 720 000 четвертей хлеба.

      В 1891 году восток Европейской России был объят неурожаем и голодал. А в это же время в малороссийских, новороссийских, юго-западных, прибалтийских губерниях и на севере Кавказа урожай хлебов был таков, что, в среднем по России, на душу населения имелось больше тех 14 пудов, которые были признаны тогда достаточными для пропитания всех крестьян в течение года. Не было лишь денег, чтобы купить этот хлеб.

      Следует также отметить, что даже в годы особого свирепствования голода Россия продолжала продавать хлеб за границу миллионами пудов. «Недоедим, но вывезем» — говаривал министр финансов Российской империи И.А.Вышеградский.

      Таким образом, вопрос о помощи населению в случае неурожая и связанного с ним голода являлся самым древним общественным вопросом, острейшим для России и неоднократно отмеченным в летописях.

      Однако принимаемые властью меры всегда были недостаточны. Они состояли в поощрении ввоза хлеба в пораженные неурожаем местности и запрещении его вывоза, запрещении скупки хлеба со спекулятивными целями, регулировании цен, продажи хлеба по пониженной цене из царских житниц. Как крайняя мера применялась конфискация частных запасов для продажи и раздачи нуждающимся. Непосредственная помощь неимущим оказывалась в виде безвозвратных или заимообразных пособий - деньгами или натурой, а иногда в виде организации общественных работ. Обязанность кормить крепостных лежала на их владельцах. По Уложению 1649 года бояре и чиновные люди должны были в голодное время кормить своих холопов под страхом утраты прав на них. Холоп, отосланный боярином в голодное время со двора, получал свободу.

     Система мер по обеспечению продовольствием начинает формироваться только в XVIII веке. Петр I пытается создавать для этого особые правительственные учреждения, которым поручалось не только думать о том, «каким образом во время недорода народ довольствовать», но и заботится, чтобы «везде запасной хлеб был, дабы не в урожайные годы народ голоду не терпел».

      При императрице Анне Иоанновне, в 1734 году, вопрос об изыскании способов, «как бы во всех местах недостаток от хлебных недородов отвратить» возникает снова, но опять так и не решается еще более ста лет. За эти сто с лишним лет время от времени подтверждалась обязанность помещиков, дворцовых и синодальных управителей «кормить крестьян и по миру для милостыни ходить не допускать» под угрозой «взыскания с немалым штрафом», «жестокого истязания и вечного разорения без всякого милосердия». Иногда производились закупки хлеба для раздачи нуждающимся в качестве ссуд, а бедным крестьянам, которые «ходя по миру, глад претерпевают», — в виде милостыни (1735, 1749 и другие годы). Но все эти меры  носили  случайный характер.

      Новый подход к борьбе с голодом был сделан 14 февраля 1761 года. Сенат своим указом предписал всем крупным землевладельцам создать для себя и для всех людей их ведомства запасы продовольственного и семенного хлеба. Указом было объявлено, что правительство слагает с себя дальнейшие заботы о прокормлении их крестьян.
Указом 20 августа 1762 года Екатерина II потребовала завести во всех городах хлебные магазины. Однако комиссия, занимавшаяся учреждением государственных магазинов, посчитала, что  расходы на осуществление этой меры составят  126 миллионов рублей. Такое предприятие комиссия нашла «напрасным, бесполезным, невозможным и вредным казне и сущей всего общества пользе». Вместо «магазинов» комиссия посчитала более полезным  развитие хлебной торговли, улучшение путей сообщения и т. п. Для предупреждения голода от неурожая комиссия рекомендовала создать  повсюду «запасы не за счет казны, а на местные средства — в селениях помещичьих попечением владельцев, в государственных — местных начальников вместе с миром, а в городах — магистратов».
 
       Проект комиссии в таком виде не был реализован, но содержащиеся в нем идеи и предложения  стали основой  всего последующего "антиголодовочного" законодательства.

       Начиная с 60-х годов XVIII столетия, был издан ряд правительственных распоряжений об устройстве «запасных магазинов». Но ни одно из них, как и прежде, не дало положительных результатов.

       У меня имеются пространные выписки из различных решений и законов по преодолению последствий неурожаев, если кто-то заинтересуется, могу предоставить для индивидуального ознакомления. Вообще-то, читать их довольно скучно. Важно, что серьезного улучшения положения дел они не приносили.

       Регулярные неурожаи и следовавший за ними голод уносили сотни тысяч жизней среди сельского населения и в XX веке.

       1901 год – голодали 30 миллионов, умерли 2,8 миллиона;

       1905-1908 годы – от голода умерли 4 миллиона человек;

       1911 – от голода умерли 1 миллион;

      Во время самого расцвета экономики России, в самом урожайном году – 1913 – в России от голода умерло, как сообщает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1913 год издания) 1 млн. 200 тыс. человек. Добавлю, что именно в 1913 году отмечен и самый крупный экспорт зерна из России.

      Представляется целесообразным и интересным рассмотреть вообще состояние питания различных слоев населения в предреволюционной царской России.


Рецензии
Очень полезная информация! А какое ваше мнение по поводу голода 1933 года?

Александр Царёв   03.07.2019 22:13     Заявить о нарушении