Ожерелье воспоминаний детства

ЛЮБОВЬ КИРСАНОВА - http://www.proza.ru/avtor/lyubovkirsanova - ПЕРВОЕ МЕСТО В ТЕМАТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ "НАЗАД ПО ЛЕСТНИЦЕ ВРЕМЕНИ" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ


У меня накопилось несколько бусинок - миниатюр. Я решила нанизать эти бусинки на путеводную нить дороги, которая ведёт в город моего детства, и сплести ожерелье воспоминаний.

Бусинка первая   "Русский романс прошлого"

В доме моих родителей было много старых пластинок с записями Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Надежды Обуховой, Бориса Штоколова, Клавдии Шульженко и других известных певцов. Эти пластинки когда-то покупали ещё мои бабушка и дедушка. Часто в выходные дни папа, мама и я сидели в небольшой комнате на старом, уютном диване и слушали незабываемые романсы прошлого. "Я встретил Вас", "Калитка", "Брызги шампанского", "Гори, гори, моя звезда", "Утро туманное", "Тёмно-вишнёвая шаль", "Ах, зачем эта ночь"... Только потом я поняла, что такие вечера были счастьем. Сейчас можно купить диски с записями старых романсов. Можно послушать их на компьютере, стоит только подойти и включить его. Но я продолжаю бережно хранить старые пластинки. Иногда я беру одну из них в руки, завожу старый проигрыватель, пластинка оживает, слышится её характерное шипение, чувствуется очарование ушедшего времени, и в моём сердце оживают страницы прошлого.

Бусинка вторая   "Самое вкусное в мире пирожное"
               
Помню, oднажды мы с родителями зашли в кoндитерский магазин. Меня поразило огромное количество и разнообразие тортов, пирожных, печенья. А какой стоял вкусный, неповторимый аромат. Мы купили несколько пирожных - "Эклер", "Наполеон"... Больше всего мне понравилось пирожное "Картошка". Когда к нам из деревни приехала моя бабушка, собрались гости, мы пили чай и ели пироги с картошкой, капустой и вишней. Я была недовольна и сказала бабушке, что чай с пирожными намного вкусней. Все растерялись от моего нахальства, а бабушка ответила, что сейчас принесёт самые вкусные на свете пирожные и ушла на кухню. Гости продолжали пить чай, а мама с папой потихоньку отчитывали меня за невежливость. Через несколько минут появилась бабушка с блюдом, на котором лежали тонко нарезанные куски белого хлеба, намазанные маслом и посыпанные сахарным песком. Все с удивлением смотрели на блюдо, а бабушка сказала:
- Когда я была маленькая, моя семья жила бедно, белый хлеб с маслом и сахаром был для нас самым вкусным пирожным...
Прошло много лет. Когда я болею или у меня неприятности, или мне немного грустно, я беру кусок белого хлеба, намазываю его тонким слоем масла и посыпаю сахарным песком. Настроение у меня моментально улучшается и я говорю себе:
- Люба, ты такая счастливая, у тебя самое вкусное в мире пирожное.
               
Бусинка третья   "Подушка из моего детства"

Прошло много лет, а я до сих пор помню подушку-думку, которая была у моей бабушки. Вернее их было много, но запомнила я одну, свою любимую. Бабушка вышивала её крестиком. Я очень любила играть с этой думкой. Она снилась мне долгие годы, снится иногда и сейчас. Люблю, когда на диване лежат горы разнообразных подушек, особенно в зимнее время. В моей квартире их много. Два дня назад подарили ещё одну. Каждый раз, когда мне приносят подарок-подушку, мой разум понимает, что это не бабушкина думка, а непослушное сердце замирает в ожидании. Я открываю пакет и вижу новую, красивую подушку. Но такой, как была у бабушки нет и никогда не будет.
               
Бусинка четвёртая   "Живое пламя свечи"

Однажды, когда мне было лет пять, в нашей квартире погас свет. Я испугалась и заплакала. Мама зажгла свечи. Помню, меня так заворожило пламя, что я перестала плакать и не отрываясь смотрела на него. Потом я много дней ждала, когда у нас погаснет свет и вновь будут гореть свечи. Но свет больше не отключали. Таинственное, живое пламя, манящий огонек свечи. Как давно вы смотрели на него?
               
Бусинка пятая   "Пшённая каша"

Однажды, прочитав рассказ Николая Носова "Мишкина каша", мы с Таней, так звали мою подругу, почувствовали голод.
- Давай сварим кашу, - предложила Таня.
- Больше всего люблю манную, - ответила я.
Мы пошли на кухню, но манной крупы не нашли. Решили сварить пшённую кашу. Тоже очень вкусно. Когда каша сварилась, мы набрали две полные тарелки, положили масло, но каша оказалась несолёной, горьковатой и в ней что-то хрустело. Мы оставили кашу в покое и поели хлеб с колбасой. Тоже очень вкусно. Скоро вернулась с работы Танина мама. Мы сообщили, что сварили пшённую кашу, но она хрустит. Мама заглянула в кастрюлю и спросила:
- А вы крупу перебрали, промыли?
Мы переглянулись и сказали, что Мишка этого не делал.
- Какой Мишка? - удивилась Танина мама. А потом долго смеялась, когда мы прочитали ей рассказ про кашу. Oна объяснила нам, что пшённую крупу надо перебрать и промыть. С тех пор прошло много лет, но когда мы с Таней встречаемся, обязательно варим пшённую кашу. Едим и вспоминаем былое.
               
Бусинка шестая   "Александр и Любовь"

С Сашей Дроздовым я познакомилась, когда мне было около двух лет. Конечно, я этого не помню, но Саша мне неоднократно рассказывал:
- Однажды в парке, я увидел девочку в красном пальто с капюшоном. Девочка мнe понравилась и я не хотел от неё уходить.   
Позже мы часто встречались в этом парке, вместе играли, качались на качелях. Саша был старше меня на несколько лет, мы учились в разных классах, но в одной школе, и после уроков он провожал меня домой. Было время, когда ребята дразнили нас, особенно Сашу, что он дружит с такой малявкой, но потом все привыкли и воспринимали нашу дружбу, как должное.
Мы вместе гуляли, смотрели телевизор, читали книги. Шли годы. Мы встречались редко, но по-прежнему оставались друзьями. Мне было пятнадцать лет, когда Саша окончил школу и его призвали в армию. Всё это время мы переписывались. Прошло два года, и он вернулся домой. Молодой, высокий, крепкий блондин с серыми глазами нравился многим девушкам, а он в тот же день пришёл ко мне домой и предложил пойти погулять. Мы шли по тенистым дорожкам парка, где познакомились детьми, и говорили обо всём на свете. Об армии Саша сказал:
- Жить можно везде, и в армии тоже. Ребята там подобрались неплохие, даже появились друзья. Один из них скоро приедет ко мне в гости. Так что всё было хорошо, но, конечно же, хотелось домой, увидеть родителей, друзей, тебя. Мне с тобой всегда интересно.
Вскоре Саша устроился на работу и поступил учиться в институт на вечернее отделение. Я училась в последнем классе школы. Мы встречались в выходные дни. Однажды он неожиданно пришёл ко мне с букетиком моих любимых ландышей. Саша показлся мне неестественно молчаливым. Я говорила, а он только коротко отвечал "да" или "нет". Это было совершенно на него не похоже. Я не выдержала и спросила:
- Саша, что с тобой? Что-то случилось?
Смутившись и слегка покраснев, он ответил:
- Никто не верит, что мы с тобой просто друзья. Вот я и подумал, что, возможно, ты ждёшь чего-то большего, а не только дружбы. Я приглашаю тебя на свидание.
Услышав эти слова, я растерялась, а потом не выдержала и стала смеяться. Саша подошёл ко мне и поцеловал в щёку. Мне стало ещё смешнее, я хохотала и не могла остановиться. Думаю, что Саша обиделся, но потом он заразился моим смехом и стал смеяться ещё громче, чем я. На этом наши романтические отношения, не успев начаться, закончились навсегда. Вскоре Саша начал встречаться с девушкой из соседнего дома, через несколько месяцев они поженились. На их шумной и весёлой свадьбе я познакомилась с парнем, который служил в армии вместе с Сашей. Шли годы. Жизнь развела нас по разным городам. Встречаемся мы редко, но по-прежнему дружим. Я ни о чём не жалею, а на память о нашем первом и последнем романтическом вечере у меня остался цветок ландыша. Бережно беру его в руки, прижимаю к щеке и мне кажется, что я ощущаю нежный аромат моих любимых цветов.
               
Ожерелье воспоминаний почти готово. Осталось только нанизать последнюю бусинку и завязать узелок.

Бусинка седьмая   "Узелок на память"

У моей бабушки жила беспородная кошка Мурка, которая любила свободную жизнь, уходила гулять и возвращалась домой, когда хотела. Мурка заботливо и нежно относилась к своим многочисленным котятам - чёрным, белым, рыжим, серым, полосатым, пушистым, гладким ... разным. Я всегда с интересом наблюдала жизнь уютного, кошачьего семейства. Мурка привыкла ко мне и позволяла гладить своих деток. Тем временем моя бабушка находила новых хозяев для котят, а Мурка возвращалась к своей свободной жизни. Через некоторое время появлялись новые котята.
Моя бабушка никогда не пользовалась косметикой и не носила украшений. Но она бережно хранила жемчужные бусы в бархатном вишнёвом футляре. Эта простая бижутерия была подароком её покойного мужа, моего дедушки. Однажды, когда мне было лет пять или шесть, я открыла футляр и взяла в руки бусы. Мурка тоже заинтересовалась бусами и ... нитка порвалась, бусины рассыпались по всему полу. Мурка обрадовалась и стала за ними гоняться, а я испугалась и заплакала.
На шум прибежала бабушка. Мурку выгнали в коридор, а мы с бабушкой собрали бусинки в коробку, взяли иголку с ниткой и сели на диван. Бабушка вела неспешный рассказ о себе, о дедушке, о жизни, о жемчужных бусах. Она говорила, я слушала, и мы нанизывали бусинки на нитку. Потом бабушка завязала узелок и сказала мне, что это на память о сегодняшнем дне...
Прошло много лет. Нет моей бабушки, нет и кошки Мурки. В моей комнате на маленьком столике стоит шкатулка с золотыми и серебрянными кольцами, кулонами, серьгами, бусами из натуральных камней. Я всё это люблю и часто надеваю. Но самые дорогие для меня бусы лежат в бархатном вишнёвом футляре. Иногда я открываю его, беру в руки  жемчужные бусы, смотрю на узелок и вспоминаю тот день, кошку Мурку, бабушку и её  рассказ о жизни.
Сергей Вшивцев сделал замечательный рисунок к миниатюре "Узелок на память" http://www.proza.ru/2012/11/09/1938

Надеюсь, что ожерелье воспоминаний получилось красивым и читателям было интересно. Спасибо.


Рецензии
Поздравляю с победой в конкурсе.
С уважением Любовь

Любовь Чурина   08.09.2013 20:37     Заявить о нарушении