Эмоциональные компетентность и некомпетентность

М. Рейнолдс (M. Reynolds) в книге «How to outsmart your brain. Using your emotion to make the best decisions» (2002) использовал понятие эмоциональной компетентности (ЭК) для объяснения успеха группы при выработке консенсуса или принятии решений. Не меньший смысл имеет тогда введение, наряду с понятиями дефицита панорамного мышления, агрессивности и поспешности умозаключений, еще и понятия эмоциональной некомпетентности (ЭнК) для объяснения неуспеха при том или другом виде деятельности.

Можно пойти дальше по линии обобщения и соотнести ЭК и ЭнК с целью коллективной деятельности, которая может подкрепляться эмоционально, способствуя достижению цели, или, наоборот, препятствовать ее достижению. При этом можно допускать, что ЭК и ЭнК могут быть как качествами, присущими членам группы, так и индуцированными самим коллективным характером деятельности. Иначе говоря, индивиды, отличающиеся по ЭК, могут в каких-то группах проявлять свою ЭнК, и наоборот. Можно представить себе стороннего наблюдателя-психолога, который смог бы оценить степени ЭК и ЭнК тех или других членов группы, в том числе и того, кто своим эмоциональным участием больше остальных способствовал успеху коллективного дела, и того, кто более других препятствовал достижению цели или даже вовсе не дал ее достигнуть.
 
Ретроспективно, когда остывшие эмоции дадут больше возможностей быть объективными, такого рода психологический анализ может быть проведен и самими членами группы.

Соотнесение ЭК или ЭнК с целью не всегда может быть явным, но это не является поводом, чтобы эти понятия не использовать. В самом деле, весьма обычным явлением в семейных или дружеских отношениях следует считать охлаждение, отчуждение или даже разрыв, произошедшие вопреки намерениям, как будто бы из ничего. Если цель – разрыв, отчуждение – не ставилась, то есть смысл говорить об ЭнК тех, кто до этого довел.

Понятно, что в ЭнК может быть повинна больше одна сторона, чем другая, но сам результат свидетельствует об ЭнК обеих сторон. И наоборот, обе стороны в той или иной степени проявляют ЭК, если могут улаживать возникающие конфликты.


Рецензии