Хроники ротмистра Кудашева. Глава 15

ПАРКИН Владимир Павлович
«Меч и крест ротмистра Кудашева».
Историко-приключенческий роман.

«Хроники ротмистра Кудашева или Тайна Туркестанского золота».
Книга V историко-приключенческого романа «Меч и крест ротмистра Кудашева».

©  Владимир П.Паркин, автор, 2013.

*****     *****     *****
*****     *****     *****

ГЛАВА XV.

*****

Мак’Лессон и его рабочие маски. Личные интересы Шломо Фридмана, Гюль Падишаха, Рами Радж-Сингха и геополитика Большой, Очень Большой Игры. Люфтваффе Дойче Кайзер Рейха. «Восточный экспресс». Багдадская железная дорога. Равновесие – это Бог!

*****

28 января 1914 года.
Дойче Кайзер Рейх. Берлин.

Двадцать восьмого января Алан Мак’Лессон покинул Берлин. Разумеется не под именем собственным и даже не под именем Шломо Фридмана. В его паспорте, выданном в Департаменте иностранных дел Истанбула, значилось: подданный Османской Турецкой Империи Фазыл Ахмет из  города Эрегли, писарь. Именно писарь, мелкий служащий, не заслуживающий внимания, при роскошной фигуре эреглинского паши, чей чистый вес в сто десять килограмм, сопутствующая этому весу хроническая отдышка и не своевременные сердечные колики помешали планам Мак’Лессона воспользоваться услугами германского гражданского воздушного флота.

Обыкновенная для Берлина черепичная крыша серого здания аэровокзала примечательна воодруженным на неё стальным венком дубовых листьев, венчающим тяжёлую литую фразу: «Deutsche Luftschiffahrts Aktien Gesellschaft» – «Немецкие воздушные перевозки».

Цельнометаллический красавец дирижабль типа «цеппелин» с именем собственным «Швабия» рейса «Берлин-Истанбул» принял последних пассажиров, груз, начал прогревать моторы. Служба эллинга очистила поле.

Делать нечего. Придётся задержаться в дороге. «Градоначальник шахр-Эрегли» страдал аэрофобией. Человеческий фактор.

Касса оплатила возвращённые билеты с комиссией в пользу авиалинии в двадцать процентов.
Команде Мак’Лессона из пяти человек пришлось срочно менять маршрут. Ничего не оставалось, как бросить прощальный взгляд на красавец «цеппелин», принайтованный между двумя стальными ажурными мачтами, напоминающими «парижскую монстру Эйфеля», и ехать поездом.

От эллингов аэропорта «Flughafen Berlin-Tempelhof» – «Флюгхафен Берлин-Темпельхоф», что на Темпельхофское поле, пришлось вернуться и снова прокатиться по утренним, еще свободным от карет и автомобилей улицам столицы Пруссии и всего Дойче Кайзер Рейха. Но без всякого удовольствия. Взор не радовали городские пейзажи, шедевры немецкой классической архитектуры – Унтер ден Линден, Бранденбургер Тор, Рейхстаг, музей «Пергамон»…

На Берлинском «Силезском», или по простонародному, «католическом», железнодорожном вокзале не задержались. Через тридцать минут после прибытия уже ехали в одном вагоне, но в разных купе. Писарь Фазыл Ахмет в одном купе вместе с градоначальником Эрегли эфенди Мехмет Джабриэль-пашой. Охрана – в купе соседнем.

Эфенди Мехмет Джабриэль-паша недолго выглядел, словно больная побитая собака. В поезде он вновь почувствовал себя «на коне». Закрутил выкрашенные хной уже начавшие седеть усы, промокнул большим расшитым шёлком платком большой, похожий на сизый баклажан, нос и громогласно потребовал от проводника чаю и коньяку.
С таможенной службой обращался запанибрата. Одарил офицеров наборными мундштуками для сигарет, агатовыми чётками, начал, было, сам раскрывать свои чемоданы и мешки… Таможенники были невозмутимы. Нравы турецких пашей и торгашей были им хорошо известны. Подарки приняли, багаж досматривать не стали. Молча, поставили отметки в паспорт паши и в паспорта всех его четырёх слуг.
Мак’Лессон только улыбнулся про себя. Что ж, человек проявляется в своих добрых и дурных качествах не в один день. Не убивать же пашу за сердечный приступ. Сам виноват, не предусмотрел подобную ситуацию. Придётся, по возвращению отправить градоначальника на отдых. Заслужил. А пока пусть маршрут до своего Эрегли отработает добросовестно.

Звон вокзальной рынды. Свисток кондуктора. Гудок локомотива.
Поезд «Берлин – Вена» тронулся.

*****

Стоя у закрытого окна хрустальной чистоты, – Германия! – Мак’Лессон в уме ещё раз прошёлся по узловым точкам предстоящего маршрута возвращения в Нью-Дели.
На минуту пожалел, было, упущенную возможность полёта на дирижабле.
Полёт по прямой – 1810 километров.  Это на шестьсот километров короче, чем поездом!
Аэронавтам курс поддерживать легче, чем экипажам кораблей в море. Навигация точнее не только по приборам – визуально! Незапланированный манёвр дирижабля в воздухе, почти всегда сопряжён с изменившимися метеоусловиями. Прямая от точки до точки – экономия горючего. В воздухе дорогого стоит. Два двигателя развивают скорость от 80-ти до 130 км в час. Попутный ветер может эту скорость удвоить. Следовательно, у Компании есть все основания утверждать, что перелёт Берлин – Стамбул займёт от 18-ти до 22-х часов. Перегрузок и болтанок, как в самолётах, дирижабль не испытывает. Кают-компании, курительные комнаты, ресторан, даже танцзал! Захочется вздремнуть, пожалуйста, каждый пассажир обеспечен индивидуальным спальным купе. К услугам пассажиров кинематограф и радиотелеграф! Ну, кто ещё сомневается в превосходстве расы белокурых голубоглазых потомков тевтонов не только над аборигенами Азии, Африки и Америки, но и над иными народами Европы! Просто так с досады не сплюнешь. Что есть, то есть.
А что есть? В багаже группы Мак’Лессона десяток тяжёлых папок с полной технической документацией как на «мягкие» дирижабли класса «Парсеваль», так и на дирижабли класса «Цеппелин» жесткого типа. Ну, возможно, это устаревшая информация. Но есть в багаже и папка с технической документацией на новейший, месяц как принятый на вооружение сверх секретнейший жесткий дирижабль нового класса – «Шютте-Ланц». С этими монстрами, на строительство которых кайзер не жалел средств, противникам Германии на полях театра военных действий придётся серьёзно считаться.
Мак’Лессон не исключал возможности провала операции, возможности потери информации на оригинальных бумажных носителях с грифами «Streng geheim!» – «Совершенно секретно!». Тактико-технические характеристики аппаратов и основные перспективные возможности их применения он знал наизусть.
В случае опасности, багаж придётся бросить… Будет обидно. Хоть и не заказывался, а дуриком достался Шломе Фридману по случаю и не очень дорого.
Эту информацию, во что бы то ни стало, необходимо донести до Кабинета Министров Великобритании, лучше, конечно, до самого Премьер-Министра лорда Ллойд Джорджа. Через лорда Хардинга? Нежелательно. Информация не его юрисдикции. Политики не любят заниматься делами не своей компетенции. Придётся – по инстанции, через Уилфреда Маллесона. Тоже не фонтан. Прокиснет материал в Ми-6, в делах полковника сэра Мансфилда Смит-Камминга. Его, равно, как и сэра Уинстона Леонарда Спенсер-Черчилля, Первого Лорда Адмиралтейства, интересуют только военно-морские силы.

Картины пейзажа, мелькавшие за окном вагона, Мак’Лессона не интересовали. Глянул на часы: девять ноль три берлинского. Прикинул, в Вене должны быть к вечеру через десять часов сорок шесть минут в девятнадцать сорок девять. Неужели придём минута в минуту?
Так и пришли! Из Берлина в Вену через Дрезден, Усти-над-Лабем, Прагу и Гмюнд. Шестьсот восемьдесят километров или четыреста двадцать две с половиной мили, как считают в Великобритании. За десять марок бонами Дойчерейхбанка с мелочью. За билет с каждого.

На Венском вокзале «Вестбанхоф» (Westbahnhof) «Западном» пришлось отстоять очередь в таможенном терминале. Мимо терминала идут только немцы! Эфенди Мехмет Джабриэль-паша был, как всегда, на высоте. С готовностью раскрывал свои бесчисленные баулы, саквояжи, чемоданы, картонки и чувалы. Задаривал таможенников пахучими коробками турецких сигарет и рахат-лукума. На варварском немецком на весь терминал жаловался на плохую погоду и хвалил Его Величество императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа. Австрияки морщились от волны сладких запахов, исходящих от турка, отмахивались от его подарков. Чуть было не проявили интерес к двум тяжелым чемоданам с бумагами, но отвлеклись на скандал, инициированный сербским офицером, не позволившим таможенникам прикоснуться к своему холодному оружию. Офицер отстегнул от перевязи саблю, вынул клинок из ножен. Таможенник, проверявший турка, машинально поставил свои крестики на чемоданах паши, и стремительно поспешил на помощь к коллеге, спрашивая на ходу возмутителя спокойствия на сербском: «Шта се догодило?!» – «Что случилось?!». Под шумок группа Мак’Лессона без проблем получила квитанции на хранение багажа и покинула терминал. Это хорошо, подобный документ при предъявлении освобождает багаж от вторичного досмотра при отъезде. Таможенники тоже люди, хоть и немцы, дважды одну и ту же работу делать не любят.

Ночевали в «Отель Империал Вена», в настоящем роскошном дворце в стиле ампир, ещё полсотни лет  назад принадлежавшем герцогу Вюртембергскому. Заняли апартаменты из трёх покоев, заказали ужин в номер. Через час в номере появился и «сербский офицер», принёс билеты на знаменитый «Восточный Экспресс». Пошептался кое о чём с «писарем», получил от паши багажные квитанции и пухлый бумажник крокодиловой кожи. Отдал честь и удалился.

Утро 29 января встретили на перроне «Национального» вокзала (Staatsbahnhof), который венцы при всей их патриотичности предпочитали называть просто «Южным», «Зюйдбанхоф» (S;dbahnhof).
Завтракали уже в ресторане «Восточного Экспресса». Паша, «потерявший» любимый кальян,  лично проверил, без потерь ли погружен багаж. Проверив, многозначительно кивнул своему писарю.

В 1914-м году в Европе только ленивый и неграмотный не знал, что такое «Восточный Экспресс». Редкая газета на огромной территории от Стамбула и Санкт-Петербурга до Суэца и Гибралтара, и даже самого Альбиона,  не печатала хоть раз в месяц на первой полосе рекламу этой железнодорожной компании. Лучшие журналисты и фотографы почитали за честь прокатиться хоть один перегон за счёт «Экспресса», а потом опубликовать подробный репортаж с иллюстрациями. Репортаж с описанием лучшего в мире сервиса, ресторанной кухни, роскошных купе, а главное – скорости, точности и надёжности движения самых совершенных в мире поездов с их фирменными тёмно-синими лакированными вагонами с позолоченными наличниками, ручками, петлями, табличками и гербами. Репортёры, в тайне, всегда надеялись, что в таком поезде, насыщенном самыми богатыми и знаменитыми пассажирами, сливками аристократических обществ и владетельных домов Европы и Америки, им удастся прикоснуться или даже поучаствовать к происшествию, которое выльется в газетную сенсацию! Пусть, кража, пусть, убийство, пусть крушение – но сенсация!
Время шло. Своим стуком по стыкам рельсов вагонные колёса отсчитывали десятилетия за десятилетиями, а сенсаций всё не было. Это ли не надёжность. Тогда сенсации начали придумываться. Эти примитивные детективные повести до сих пор можно купить на книжных лотках перронов и набережных во многих городах.
Пассажир же платит деньги за скорость, точность и надёжность. И за комфорт, конечно. Деньги очень даже не малые. Сенсации ему не нужны. А «Восточный Экспресс» своему назначению и своей доброй славе всегда соответствовал!

Мак’Лессон, равно как и члены его группы, комфорта и роскоши поезда не замечал. Его больше устраивала сложившаяся не конфликтная атмосфера общения между собой пассажиров. Есть желание – обедаешь в купе. Хочешь пообщаться, завести знакомство, пройдёшь в курзал. Коньяк, виски, сигары, трубки, визитные карточки атласной тиснёной бумаги с гербами. Неторопливый спокойный разговор, новые интересные связи. Красивые дорогие женщины, которые сами выбирают себе элегантных и состоятельных поклонников. Вист, покер. Хорошие оркестры. Тихие ночи. Библиотека, почта, телеграф. В ресторане столики только на двоих. Но можно поужинать и одному. Никто бесцеремонно не подсядет.

Пассажиры – всех национальностей. Кого только не встретишь и в самой Европе. Бывали такие, что привлекали внимание: от китайских мандаринов и японских самураев до вождей бедуинских племён. Но не турки. Со дня присоединения к железной дороге пути на Стамбул турки стали неизменными пассажирами «Восточного экспресса». Сначала мотались в Париж, а с изменением политических ветров зачастили в Берлин. Союзнички. Ну, турки, они турки и есть. Не мешают, и то хорошо.

 На столе Мак’Лессона билеты на всю группу и листок-памятка с кратким описанием сервиса, предоставляемого «Экспрессом» и маршрутом предстоящего движения со станциями-остановками и хронометражем движения:
 – «Вена – Будапешт»  через Дьер – 250 км  за 3 часа 12 минут. «Будапешт – Белград» через  Кечкемет, Сегед, Футог и городок Индия – 370 км   за 4 часа 41 минуту. «Белград –  София» через Ягодину, Ниш, Бела-Полянку и Костин Брод – 390 км  за 5 часов 11 минут. «София  – Стамбул» через  Ихтиман, Пазарджик, Хасково, Эдирне и Люлебургаз – 570 км  за 6 часов 58 минут.
Мак’Лессон с минуту беззвучно барабанил по столу пальцами, считал:
– «Протяжённость маршрута 1580 километров. 20 часов 12 минут плюс три остановки по двадцать минут – один час, всего двадцать один час 12 минут. Крейсерская скорость 78 километров в час. В каком часу отправились? В восемь ноль-ноль. Следовательно, в Стамбул прибываем завтра на рассвете, как говорят в Персии «иншалла», в пять двенадцать. Хорошо. Нужно будет выспаться!».

Время в пути пролетело незаметно. Это было временем отдыха, если можно назвать отдыхом комфортное положение тела в кресле и полусон-полудрёму в пол глаза, по-волчьи.

Однако, обошлось. Ни конфликтов, ни слежки, ни провокаций.
Ауф видерзеен, Европа. Ассалам алейкум, Азия!

Утром 30 января 1914 года  в половине шестого берлинского времени, простите, в половине седьмого по истанбульскому, эфенди Мехмет Джабриэль-паша из Эрегли со своей свитой беспрепятственно миновал таможенный терминал вокзала Сиркеджи.
Времени зря не теряли. Два турка-таксиста на стареньких потрёпанных «Мерседесах-Бенц» в это утро хорошо заработали. Переезд не занял более двадцати минут, но наши путники только здесь смогли вздохнуть с облегчением, с удовольствием отмечая знакомые дворцы и мечети Истанбула, проплывающие за окнами автомобилей: Джираган, Долмахче, Йылдыз, Синан Паша, Ортакей… За мавзолеем императора Священной Римской Империи Фридриха Барбароссы, погибшего при переправе через Босфор, повернули к порту «Бешикташ».
– «Привет тебе, император Фридрих Барбаросса, с твоей родины. Не дождались тебя в Вене», – подумал Мак’Лессон. – «Увы, не всегда и не каждый завоеватель возвращается на родину с победой!».

В порту «Бешикташ» пришлось с час прождать отправки парома через Босфор в порт Ускюдар на азиатской анатолийской стороне Истанбула.

Пролив прошли, не замочив ноги.
Вокзал восточного Истанбула только строился, но поезд через Эрегли на конечную станцию «Рас-Эль-Айн» в провинции Сирия уже принимал своих пассажиров. Билеты в кассе уже были раскуплены. Железнодорожная полиция сгоняла безбилетников с крыш вагонов, бдительно охраняла от воров опломбированные грузовые вагоны и платформы, также прицепленные к пассажирскому поезду.
Эфенди Мехмет Джабриэль-паша расстарался: поезд отошёл с опозданием на двадцать минут, но к нему был присоединён ещё один пассажирский вагон, в котором и расположился градоначальник Эрегли со своей свитой.

*****

История строительства Багдадской железной дороги была хорошо знакома Мак’Лессону. Как было известно и то, что усилиями мировых европейских держав это строительство было приостановлено на неопределённое время сложившимся неустойчивым, но, всё-таки, равновесием усилий и противостояний Германии, Великобритании и России на территории Османской Империи Турции.  От её Анатолийского берега Босфора по провинциям Сирии, Северной и Южной Месопотамии через Багдад до города-порта с выходом в Персидский залив – Басры. 
Мак’Лессон должен был убедиться лично, что достигнутое равновесие интересов империалистов всех стран сохраняется, и строительство железной дороги от сирийского города Рас-Эль-Айн в направлении на Багдад не ведётся. 
Именно в этом равновесии заключался и его собственный интерес: политическая и экономическая независимость маленького княжества Киштвари, затерянного в горах Гималаях, как и сотня других княжеств, сумевших приспособиться к подобному существованию и не желавших прикрываться ни английским, ни германским флагами.
Лучшим противовесом англо-германским хищникам в этом неустойчивом равновесии была Россия. Противовесом. И только. Никак не равноценным партнёром. Нет, не Киштвари, не Мак’Лессону. Не тот масштаб. Самим Германии и Великобритании. В этом противостоянии интересы других держав практически не учитывались. Это были просто игральные карты в Большой Игре.
Свою собственную роль в геополитическом мире Мак’Лессон оценивал объективно. В герои мира «плаща и кинжала» не стремился. Это лавры не для его головы. Но старую английскую песенку о сломанном гвозде и потерянной подкове помнил с детства:

– «For want of a nail
The shoe was lost,
For want of a shoe
The horse was lost,
For want of a horse
The rider was lost.
For want of a rider
The battle was lost,
For want of a battle
The kingdom was lost,

And all for the want
Of a horse shoe nail!».

– «Гибнет королевство, армия бежит,
Рыцарь бездыханный под конём лежит,
Сломана подкова, не было гвоздя…
Без гвоздя простого воевать нельзя!».

___________________________________________
* Авторский перевод с английского В.П.Паркин.
____________________________________________

Коню понятно: железная дорога в Месопотамии строится германскими политиками, германским капиталом, германскими инженерами не для торгового оборота – немецкая техника и мануфактура в обмен на сахар, рис и пшеницу Междуречья. Будет окончена дорога, из Басры пойдут большегрузные составы с цистернами нефти Персидского залива для потребностей Кайзерлихмарине и Кайзерлюфтваффе! Для Военно-морского и Воздушного Флотов Германии. Следующим шагом Германской империи станут воинские эшелоны, движущиеся в Персию и в Индию под штандартами с чёрным тевтонским крестом и лозунгами:  «Дранг нах Остен!» – «Натиск на Восток!».

И почва для этого нового «немецкого райского сада» уже унавоживается.
За доказательствами далеко ходить не нужно: лучший «друг» Мак’Лессона махараджа Кашмира и Джамму получил при посредстве своего племянника десять горных скорострельных орудий Круппа калибром 75 миллиметров. Но он один ли?

Каким бы злом для Индостана ни были англичане, немцы, без сомнения, стали бы злом не сказано большим. Вряд ли Кайзер в случае поражения Великобритании оставил бы в силе положения Закона 1833 года, действовавшем со времён царствования Императрицы Виктории, дарующий равные права всем подданным Империи независимо от цвета кожи, национальности, расы и вероисповедания!

«Ни один уроженец Индии, так же как ни один человек, родившийся подданным Его Величества, не может быть лишён права на занятие определённого места, должности или исполнение работы по найму по причине своей религии, места рождения, происхождения или цвета кожи».

Да, да. Не стоит удивляться. Не исполнение Закона на местах отдельными подданными – ещё не сам Закон.

Восстание сипаев, две англо-сикхские войны не прошли для Империи в целом и Британской Индии в частности даром. Хищнический колониализм был обязан спрятать свои клыки.
В годы расцвета Викторианской эпохи именно в Индии из всех иных колоний началось самое широкое внедрение норм английского права, распространившееся и на прочие заморские территории. В Индии вырос, встал на ноги и окреп собственный социальный слой интеллигенции, представителей торгового и промышленного капитала. Колония из страны-жертвы агрессии превратилась в равноправное дружественное Королевство Индия. Стала экономическим, политическим и торговым партнёром метрополии. Что и было закреплено обеспечением  безопасности личности, собственности и свободы передвижения в пределах империи британских подданных независимо от места происхождения и расовой принадлежности.

Немцы прут на Восток не для того, чтобы нести его исконным жителям плоды европейской цивилизации. Они придут грабить. Только грабить. И убивать тех, кто будет противиться этому грабежу.
Германия имеет свои колонии. Германия не имеет таких законов.

Гвозди, подковы, железная дорога… Старые сказки!

Очень скоро над Месопотамией, Персией и Британской Индией небо закроют своими крыльями с чёрными крестами самолёты и дирижабли Дойче Кайзер Рейха. Один биплан «Авиатик Б-I», поставленный на конвейер, чего стоит. Двигатель «Мерседес» в 120 лошадиных сил, крейсерская скорость 72 км в час, максимальная – 120. Продолжительность полета почти четыре часа. Приобретено производство Австро-Венгрией, строится завод. Подписан договор с Болгарией на поставку четырнадцати машин.
У всех есть самолёты! Даже в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в Санкт-Петербурге инженер Сикорский строит и запускает в небо четырёхмоторные бомбардировщики.
Если верить последним известиям «Берлинер беобахтер», на испытаниях этот самолёт с именем героя русского античного эпоса «Ilia aus Murom» – «Илиа аус Муром» – поднял в воздух шестнадцать человек и собаку, общим весом 1290 кг!
Хорошо, хоть, до германских «цеппелинов» русские ещё не доросли.
Хорошо ли? Кто же им, немцам, тогда противостоять будет?!
О дирижаблях – отдельная тема. Напрасно в Адмиралтействе Великобритании недооценивают этот вид военного вооружения. С высоты в шесть-семь километров они будут бомбить английские броненосцы, но сами останутся недосягаемы для орудийного и пулемётного огня!

Как в старом еврейском анекдоте: «…вы будете смеяться», но в самой Британской Индии ещё никто ни разу до сих пор не видел в воздухе настоящего аэроплана!

*****

На станции Энгели градоначальник эфенди Мехмет Джабриэль-паша с поклоном получил от Мак’Лессона чек на предъявителя, распрощался и вместе со своим человеком покинул команду.
Мак’Лессон и двое с ним продолжили путь до сирийского Рас-Эль-Айна, а потом встречным поездом вернулись назад и вышли на станции Адана.
Мак’Лессон убедился лично: станция «Рас-Эль-Айн» на пути «Стамбул – Багдад» – конечная. Работы по прокладке насыпи, шпал и рельсов не ведутся, материалы не завозятся. От Рас-Эль-Айна идут перегруженные товарняки с зерном, хромовой и свинцовой рудой. Понятно, в Стамбуле они не задержатся, уйдут до мартенов сталелитейных заводов Круппа.
В уме сделал расчёт объёма грузопотока и пропускной способности дороги. Запомнил. Записей не вёл. И без них чемоданы полны самого взрывоопасного груза!
Всего: Стамбул – Адана 1162 км за 20 часов средняя скорость 60 км в час. Реальное время с учётом стоянок  –38 часов. Плюс, прогулка в Рас-Эль-Айн от Адана туда и обратно через Османие –  1040 км. Это ещё 15 часов.
Теперь – к морю! На верблюдах через Багдад слишком долго.
Железнодорожная линия Адана – Мерсин, построенная ещё английской концессией в 1897 году не действует. Шпалы заносятся песком. В средиземноморский порт Мерсин от станции Адана пришлось добираться наспех арендованными автомобилями. Ещё 85 км. Ещё час двадцать.

На старой заброшенной морской пристани Мерсина, дожидаясь моторного катера со «скаута», Мак’Лессон подвёл под своими расчётами черту: От Стамбула до Мерсина удалось добраться за  пятьдесят четыре часа двадцать минут. У Жюль Верна, конечно, было бы быстрее: «вокруг земного шара за восемьдесят дней"! Но Мак’Лессон был доволен. Не опоздал, пришёл с запасом в сорок минут. Опоздание на военно-морской крейсер стоило бы дорого.

*****

1 февраля 1914 года.  17.00.
Борт  океанского «скаута»-разведчика лёгкого крейсера третьего ранга «Лайтинг», приписанного к британской военно-морской базе Тамриды острова Сокотра.
В конечный порт Карачи шли через Суэц.
От Мерсина в Порт-Саид  триста сорок семь миль со скоростью двадцать пять узлов прошли за четырнадцать часов.

Суэцкий канал «Лайтинг» прошёл без очереди и вне обычного каравана судов торгового флота. Под «Юнион Джеком» в собственных Его Величества морских водах с кем церемониться?! Однако при скорости в шесть узлов, принятой для Суэцкого канала. Здесь не поспоришь. Поспешишь, сядешь на мель, пойдёшь под суд.
Маршрут Порт-Саид – Порт-Ибраим – Суэцкий залив Красного моря в восемьдесят восемь морских миль пройден за 14 часов 45 минут. Красное море от Порт-Ибраима до выхода в Аденский залив пройдено за сорок восемь часов тридцать минут.
5 февраля 1914 года, в 21 час 55 минут крейсер «Лайтинг» приветствовал свою родную базу на острове Сокотра орудийным выстрелом.
7 февраля 1914 года, в 15 час 55 минут крейсер «Лайтинг» лёг в дрейф на рейде в открытом море в полумиле от причалов порта Карачи.

Вечерним восемнадцатичасовым поездом Рами Радж-сингх вместе со своми людьми уже ехал по направлению к Нью-Дели.
Ночь провёл без сна. Дал отдохнуть собственной охране. Думал. Тревожно было на сердце. За всё время поездки трижды получал короткие известия: «Всё в норме». Они не успокаивали. Неизвестно, какие новые политические механизмы могли быть включены за это время. Ведь не один Мак’Лессон не бездействовал это время. А время работает не только на него одного. Как знать, где, когда и кем за это время мог быть нарушен с таким трудом и терпением выстроенный Мак’Лессоном баланс его собственного равновесия!

Последние сутки пути до Нью-Дели были самыми тяжёлыми. Никаких свежих новостей. Никакой деятельности. Только ожидание под стук колёс. Только мысли.
*****

Думал. О равновесии.

В России Мак’Лессону довелось наблюдать, как женщины носят воду ведрами, используя нехитрое приспособление – коромысло. Нечто подобное ему было знакомо ещё по Китаю. Там на коромыслах носят и грунт из штолен, и детей на прогулку.
Как ни странно, но общеизвестно: два ведра с водой нести легче, чем одно.
С технической точки зрения коромысло – это «рычаг с точкой опоры между точками приложения сил».
Так, цирковые силачи удерживают два разъезжающихся автомобиля, приводя в восторг легкомысленную публику, которой невдомек, что это сделать легче, чем удержать один двигающийся с той же скоростью автомобиль.
В чем секрет? Секрета нет! Просто силач использует физическое явление, при котором его собственное тело «находится под воздействием равных, противоположно направленных и потому взаимно уничтожающихся сил». Разумеется, автомобили должны двигаться с абсолютно одинаковой скоростью.

Древнейшие простейшие весы во всех странах и на всех континентах одинаковы: то же самое коромысло в своей центральной точке подвешено к чему-либо, либо прикреплено иным способом, при котором концы коромысла свободны. Если один конец силой опустить вниз, то второй поднимется вверх. Отпусти конец коромысла, и после недолгого колебания его концы примут горизонтальное положение. Прикрепив к концам коромысла по равной чаше, мы получим самые настоящие весы. В состоянии покоя чаши находятся строго друг против друга по горизонтали. Опустим в одну из чаш какой-либо предмет. Эта чаша опустится, но вторая поднимется. Положим во вторую чашу предмет, идентичный первому – чаши займут первоначальное положение – строго друг против друга по горизонтали. Своими действиями  мы нарушили равновесие весов, а затем снова их уравновесили.

Законы физического равновесия применяются не только в механике.
Где и в чем только не проявляются законы равновесия!

Нет такой замкнутой природной системы, где бы ни проявлялись законы равновесия, будь то хоть бассейн с золотыми рыбками. Только правильно найденное количественное и качественное соотношение объема воды, грунта, простейших, растений и самих рыб позволит такому водоёму быть жизнеспособным. Но чистить бассейн от погибших рыбок и разрастающихся водорослей придётся его хозяину. Равно, как и восполнять испарившуюся воду. Бассейн под испепеляющими лучами солнца? От перегрева воды и недостатка кислорода погибнут рыбки. В бассейн идёт ледяная вода природного ручья? Тоже беда, нет баланса для нормальной жизни. Но вот, всё улажено именно для золотых рыбок. Они растут, активно плавают, исправно кушают. И в один прекрасный день начинают метать икру! Жизнь продолжается.
 В этом бассейне создана сбалансированная экологическая система. Эта система так и называется – экологическое равновесие.

Синоним равновесию – баланс. 
Не существует механизма, в работе которого не использовалось бы явление баланса – соответствия между частями, уравновешивания одного другим. Не сбалансированный корабль пойдет ко дну, самолёт, как минимум, не взлетит в воздух. Финансист знает, что такое не сбалансированный бюджет. Бухгалтер ежеквартально, просчитывая доходы и расходы, до копейки сверяет баланс предприятия. Рыбаки москитного флота всех народов Индийского и Тихого океанов используют бамбуковый либо бальсовый противовес, закрепленный параллельно лодке, в качестве баланса, позволяющего не перевернуться своему суденышку даже в штормы.

Опытный фехтовальщик не возьмет в руки несбалансированное оружие. Основной принцип борьбы дзюдо – сохранить равновесие самому и вывести из равновесия противника. Если это удалось одному из борцов хоть на долю секунды – его противник побежден!

От техники коверной борьбы всего лишь шаг до техники борьбы подковерной!

Читая и перечитывая «Путешествия Гулливера» великого Джонатана Свифта невольно воспринимаешь описанное буквально, не сразу осознавая, что за ним стоит нечто иное более интересное, глубокое для понимания и страшное по своей сути. Речь идет о славных обычаях при дворе короля Лилипутии. На устраиваемых во дворце празднествах  придворные были обязаны демонстрировать королю и королевскому двору свое умение ходить по канату! Хочешь, не хочешь, но от камер-юнкера до камергера – вперед по канату! Прошел – живи дальше, не прошел – сам виноват, во дворце не место. Находились среди придворных истинные любители и мастера держать баланс на натянутом канате, иной раз, выделывая на нем такие штуки, что зрители рукоплескали от души. Правда, частенько случалось, что к общему удовольствию, кто-нибудь из таких мастеров все-таки терял равновесие и ломал себе шею!

У каждого в памяти свой собственный список политиков, уже свернувших себе шеи на этих увеселениях!

Наша Земля, как и обыкновенный аквариум, очень сложная, очень хрупкая и ранимая  замкнутая экологическая система. Нет в этой системе ненужных составляющих, нет в ней излишков воды, кислорода, иных природных ресурсов. Нет в ней никому не нужных или очень нужных кому-то (?!) инфузорий-туфелек и осьминогов, собак и кошек, ворон и мышей, носорогов и слонов, фламинго и лебедей, дельфинов и кашалотов! Все они и еще все-все неназванные от простых мух до горных орлов призваны осуществлять величайшую миссию – сохранять экологическое равновесие на планете Земля. Такой красивой, и такой беспомощной перед собственным безумным детищем – Homo sapiens!

Разумным ли?

Каждый имеет право остановиться в момент, когда он готов нажать на курок, а затем насладиться агонией умирающего зверя, нарядиться в его шкуру и съесть его мясо. Каждый имеет право остановить руку, бросающую камень в городскую ворону, чье преступление лишь в том, что она убирает останки бездомной собачонки, раздавленной лакированным автомобилем. Каждый имеет право в зимний день в двадцатиградусный мороз насыпать на свой подоконник горсть пшена для умирающих от холода и голода воробьев, поставить блюдечко молока в подъезде для бездомного котенка, и уж если не усыновить сироту, то хотя бы внести свою пусть скромную лепту в бюджет детского дома!

Не нужно удивляться и ужасаться уже участившимся фактам нападения птиц на людей. Чему удивляться? Это не вороны, не волки, не тигры, не кабаны, не слоны, не микроорганизмы время от времени переходят в контрнаступление, это планета Земля пытается защититься. Как здесь не вспомнить Великого Белого Кашалота Моби Дика, воспетого Мэллвилом! На знании природы человека Уинстон Черчилль основывал свою мысль: «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак!». Свифта стоит вспомнить еще раз: для Гулливера общество гуигнгнмов (лошадей) было более разумным, сбалансированным, справедливым и человечным, чем общество его сограждан – подданных Короны.
 
Характеризуя кого-либо, мы употребляем такие определения как «уравновешенный человек, неуравновешенная личность». Эти определения личности родились не сегодня, и не сто лет назад.

В мировой мифологической и религиозной философии равновесие является обязательной качественной составляющей личности. Это качество личности измеряется уже знакомым нам прибором – весами.
«Весы» – это седьмой знак Зодиака. Весы – всеобщий символ справедливости и правильного поведения; атрибут Юстиции, осуществляющей правосудие. В Древнем Египте бог мертвых Осирис в присутствии богини справедливости Маат взвешивает сердце мертвого, которое символически уравновешивается пушинкой, по результатам принимается решение о загробной судьбе усопшего.
Подобное взвешивание земных дел в судах потустороннего мира описывается в священных книгах Персии и Тибета. «Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (Книга притчей Соломоновых. 11,1).

Вторым эзотерическим инструментом, позволяющем решить вопрос характеристики усопшей личности на предмет уравновешенности, является «Мост». Мост – символ перехода из мира живых в мир бессмертных, из одного измерения в другое. Не случайно в католицизме первосвященник называется понтификом. Важно знать: в переводе с латинского «Pontifex» – «Мостостроитель».
Ислам дает представление о переходе из земного бытия в небесные сферы в образе моста, который узок, как лезвие меча. Человек праведный, уравновешенный, проходит по этому мосту легко. Грешнику на таком мосту не удержать равновесия, он срывается и падает в огненную пучину. Аналогичные представления существуют у зороастрийцев (парсов), у некоторых племен североамериканских индейцев. В древнекитайском мире образов Дао в потусторонний мир также можно пройти только по очень узкому мосту без перил, грешники падают с него в поток крови.   

Мир не удивить потоками крови. За всю историю общечеловеческой цивилизации кто только не заливал Землю кровью. Эта практика продолжается и в наши дни. Политикам не интересно уравновешивать международные конфликты системой сдержек, противовесов, уступок и компромиссов. Им кажется, что политические внешние и внутренние проблемы можно решать «большими батальонами», скорострельными орудиями, «дредноутами», «цеппелинами», террором, массовыми расстрелами, самоубийцами и динамитом.
 
Однако, удивителен следующий факт. Великий разрушитель, величайший нарушитель любого спокойствия, любого баланса, кумир умов, корсиканское чудовище и спаситель нации, император Наполеон Бонапарт, чей жизненный путь залит рекой человеческой крови, в конце своей жизни оставил короткое резюме в своей записной книжке. Эта строка опубликована после его смерти в «Записках узника Святой Елены»:
– «Равновесие – это БОГ!».

*****

8 февраля 1914 года. Дели.

Этот вечер Рами Радж-сингх провел в собственной усадьбе в черте старого Дели в обществе немногих близких ему людей. Ужинали, пили чай, слушали игру старого слепого виртуоза на ситаре. Говорил мало, больше слушал. Спать ушёл рано, сославшись на усталость с дороги. В спальне читал письма, расшифровки донесений, бегло просмотрел газеты. Отметил: организованная газетная кампания, направленная на дискредитацию кашмирского претендента на престол махараджи Кашмира и Джамму проведена по полной, заданной им, программе. Старый махараджа имел беседу с лордом Хардингом. Племянник махараджи, подозреваемый в связях с германским абвером, покинул Кашмир в неизвестном направлении. Военно-полевая полиция гарнизона Нью-Дели с разрешения махараджи провела в его усадьбе обыск, изъяла два горных орудия германского производства. Что ж, программа выполнена. Особо отчитываться перед Вице-королём Индии не придётся. Результат командировки в Германию уже известен.
 Мак’Лессон приготовился, было, потушить свет и задёрнуть полог, но в дверь постучал дворецкий. В щель приоткрытой двери показал сложенный бумажный квадратик телеграммы.

В телеграмме всего четыре слова: «Ом мани падме хум!». Они означали – раджкумар Джамму Радж Дигора Урсдон-Сингх и Джозеф Стивенсон благополучно и в срок прибыли в Джамму.
Добрая новость. Вот теперь можно по-настоящему отдохнуть перед аудиенцией у лорда Хардинга.
Уже засыпая, Мак’Лессон принял окончательное решение: не делать подарков Британской Короне. Не оценят. Традиционный консерватизм не позволит. Пока с «цеппелинов» не посыпятся бомбы, о них в Кабинете министров даже разговора не заведут. Эту сдерживающую составляющую нужно переводить на иное «коромысло». Туда, где смогут дать достойный отпор «натиску на Восток». В Россию. Адресат, что примет десять папок из Дойче Кайзер Рейха, надёжен, со связями с Первым лицом Империи. Есть и «фельдегерь», такой, что искать будешь, не найдёшь. Адресату не просто известен – дорог, нужен. Подозрения исключаются.
Сложилась мозаика!
Вот теперь и выспаться можно всласть.

*****

Джозеф Стивенсон, он же Александр Георгиевич Кудашев, он же доктор Джон Котович, он же Бхарати Бхерия-Сингх, отходя ко сну во дворце раджкумара Джамму, всерьёз обдумывал тот же самый вариант возвращения в Россию. Вот только с пустыми руками не хотелось появляться в РО ТуркВО под светлые очи полковника Евгения Фёдоровича Джунковского.


*****     *****     *****
*****     *****     *****

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

***  *****  ***
***  *****  ***


Рецензии
Отсюда вывод: да здравствует равновесие! Р.Р.

Роман Рассветов   04.01.2021 01:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.