Д. Митчелл. Облачный атлас - впечатления от прочит

Дэвид Митчелл. Облачный атлас.

"Само название „Облачный атлас“; облако относится к постоянно меняющимся проявлениям атласа, который является неизменной человеческой природой, которая всегда остается и всегда будет оставаться таковой. Так что темой книги является жажда, с которой люди охотятся на отдельных лиц, группы — на группы, народы — на народы, племена — на племена. Я просто взял эту тему и в некотором смысле переродил её в другом контексте…"
Д. Митчелл

Роман 2004 года, изданный в России в серии «Интеллектуальный бестселлер», экранизация состоялась в 2011 году.

Кому-то больше нравится фильм, кому-то – книга. На мой взгляд, это исключительно дело вкуса.

На мой вкус, книга хороша. ; Как своей интересной структурой, так и основной мыслью сюжета.

Собственно, идея романа в том, что люди бесконечно перерождаются, продолжая свою линию судьбы, начертанную на небесном атласе. И эта линия судьбы похожа на большое путешествие сквозь века. Она соединяет прошлое с будущим, рождение с умиранием. Мы не всегда помним, кем мы были и когда мы были.

Но отзвуки прошлой мелодии продолжают звучать в нашей душе. И мы невольно узнаем места и людей, с которыми, казалось, не могли бы быть знакомыми. А иногда несколько тактов услышанной музыки вдруг кажутся нам родными до боли и рождают странный щемящий отклик в душе.

Мы узнаем себя – в себе… Мгновениями… А тайна нашего пути сохраняется неприкосновенной и кажется такой манящей.

«Все правда, если хватает людей, которые верят, что так оно и есть…»
Связь времен в судьбе одного персонажа, который появляется в разные исторические периоды, словно комета на небосклоне, передана очень глубоко и естественно.

Отличительный знак – родинка под лопаткой в форме кометы – сопровождает эту душу из рождения в рождение.

Сменяются цивилизации – от XIX века до антиутопичного будущего. Но терзающая человечество жажда власти, жажда сильного поработить слабого сохраняется, невзирая на смену временных и культурных рамок.

И эта тема тоже очень четко выписана автором.

Структура романа заслуживает отдельного внимания. Кто-то говорит о том, что «ничто не ново под луной» и  вложение историй одна в другую подобно матрешкам, использовано в литературе многократно, кто-то говорит об уникальности. Не суть важно.

На мой взгляд, уникальность может проявляться только в мастерстве автора, в его стиле, в его отношении к героям и в том, что собой представляют эти герои.
Структура романа всего лишь подчеркивает основную мысль и позволяет держать читателя в напряжении на протяжении всех шестисот страниц.

Поначалу мне хотелось обозначить сюжетную линию как спираль, которая из прошлого постепенно разматывает клубок времени и уходит далеко в будущее – от расцвета цивилизации, какой мы ее знаем, к незнакомому и отталкивающему будущему, а затем и к гибели цивилизации на планете.

Но честно говоря, история, как ее рассказывает автор, описала круг, возвратясь к тому же, с чего все начиналось.

Если коротко пройтись по сюжету, то он представляет собой шесть историй с шестью вариациями одного персонажа, переходящего из жизни в жизнь, подобно путешественнику, странствующему по волнам времени.

Душа каждый раз надевает новую одежку, но нечто в ней постоянно остается неизменным, сохраняя отголоски того, что было, и что утратила память.
«Сознание не терпит пустоты, а потому склонно населять его призраками…»

Первая история – Адам Юинг, адвокат Сан-Франциско времен золотой лихорадки, XIX век. Он плывет от Чатемских островов домой. И его длинное путешествие по Тихому океану наполнено переживаниями, встречами с другой культурой, мыслями о том, что сильный всегда порабощает слабого. И какими бы красивыми словами не прикрывались миссионеры, выгоняя дикарей на поля, суть остается той же – слабые становятся рабами сильных.

И какими бы красивыми словами не прикрывались миссионеры, выгоняя дикарей на поля, суть остается той же – слабые становятся рабами сильных.

На протяжении всего путешествия он ведет дневник.

И именно этот дневник случайно попадется в руки следующему персонажу – талантливому музыканту Роберту Фробишеру.

Фробишер – молодой человек из богатой семьи, лишенный отцом наследства. Повеса и гуляка, прожигатель жизни. Однако у него есть настоящий талант, музыкальный дар.  Он вынужден стать секретарем знаменитого музыканта, его руками и глазами, записывать музыку, которая рождается в душе старого обессиленного полуслепого человека, изможденного тяжелой болезнью. Но и собственная музыка рождается в нем, зреет. И как кульминация – вырывается из его души, оставшись на страницах нотных листков.

Секстет «Облачный атлас» - все, что осталось от Роберта Фробишера после того, как он покончил жизнь самоубийством.

Музыка вечна в отличие от бренной человеческой оболочки…

Эта история – Лондон и Брюгге в период между Первой и Второй мировой войной…
И на этот раз повествование ведется не в форме дневника, а в форме – писем к другу.
Следующая история – это уже 1975 год. Время – привычное, но названия городов вымышлены. И реальные персонажи пересекаются с вымышленными так органично, что кажется, будто попадаешь в какую-то параллельную реальность. Вроде бы это наша привычная история, да вот только – с небольшими вариациями на тему…

А тема все та же – жажда наживы, жажда сильного подчинить себе слабого.

На этот раз – в центре внимания постройка атомной электростанции. Ее реактор может в любой момент взорваться, выпустив демона радиации на мирных жителей Калифорнии. И один из ученых, Руфус Сиксмит, готов предать гласности правдивый отчет о состоянии реактора. Однако, власти и владельцам станции он невыгоден. Ведь это окажет влияние на прибыль и на власть. Что такое человеческая жизнь в сравнении с алчностью?

Ради того, чтобы отчет Сиксмита, никогда не увидел свет, гибнут люди. Прежде всего,  сам Руфус Сиксмит.

«Поступай так, как не можешь не поступить…»

Кстати, тот самый Сиксмит, возлюбленный Роберта Фробишера, которому адресованы все его письма…

Да и расследование ведет журналистка Луиза Рей со странным родимым пятном в форме кометы, под лопаткой. Секстет «Облачный атлас» кажется ей мучительно знакомым, он рождает в ней странное чувство узнавания и трепета.

И внимательный читатель как будто соприкасается с тайной каждый раз, переходя к следующей истории.

Следующий персонаж – Тимоти Кавендиш – лондонский книгоиздатель примерно нашего времени. Автор рассказывает его историю с изрядной долей юмора, почти сарказма. Издав роман, написанный убийцей, он вдруг начинает получать гонорары, сделавшие его богатым человеком.

Но братья автора романа требуют своей доли. Прячась от шантажа и угроз, Тимоти Кавендиш внезапно оказывается в доме престарелых, больше похожем на тюрьму для пожилых и нежеланных родственников.

История его побега и пребывание в этом мрачном заведении тесно связана с рукописью «Расследование Луизы Рей», которая связывает нас с предыдущими историями.
«И только хватая последние глотки воздуха перед смертью, ты поймешь, что твоя жизнь была лишь каплей в бескрайнем океане! Но что есть любой океан, как не множество капель?»

А дальше мы вслед за автором попадаем в некое государство будущего – Ни-Со-Копрос, которое симпатий совершенно не вызывает.

Огромные корпорации захватили мир, поделив его на «чистокровных» и клонов, выращиваемых в «маточных цистернах». Генные модификации позволяют создать прислугу с любыми уникальными качествами. Именно такая прислуга с искусственным рождением выполняет всю работу в этом отталкивающем мире.

Но что же чистокровные? Счастливы ли они в своем технократическом безделье? Деградация и снова все та же борьба за власть… Человечество, почти утратившее человеческие черты. Основной персонаж этой истории – Сонми 451, искусственно выращенное человеческое существо, прислуга из ресторана, которая внезапно становится новым Мессией для человечества.

Шестая история является центральной в романе, к ней сходится  каскад начальных историй, оборванных на полуслове, и с нее начинается завершение историй тех де персонажей, с которыми мы познакомились в начале.

Старик Закри из далекого постапокалиптического будущего рассказывает о маленькой цивилизации дикарей, выживающих на одном из островов. Собственно, человечество снова скатилось к дикости и варварству, утратив все, чем владело. Последние очаги разума гибнут в междоусобных варварских войнах. А те, кто сохранил остатки цивилизованности, гибнут от болезни, чумы нового века.

Есть ли надежда у этого человечества? Кто знает…

Как утверждает автор: «Предвкушать конец света – самое древнее развлечение человечества».

Собственно, от этой ключевой точки романа начинается обратный отсчет. И мы знакомимся с завершениями каждой из предыдущих историй таким образом, что в конце романа снова остаемся с Адамом Юингом, самым первым персонажем…

Роман оставляет чувство грусти и где-то неизбежности. Но, тем не менее, захватывает, вызывает сопереживание героям и уважение к мастерству автора.


Рецензии
Лично мне, этот роман очень напомнил, прочитанную мной ранее книгу - Вербер - "Танатонавты". Или "Империя ангелов", а так же "Мы Боги".

Мейстер Вероника   25.09.2013 20:37     Заявить о нарушении