Путевые заметки. По святым местам православия

                Праздник в святой обители   
               
16 июня 2012 года мы с протоиереем Игорем и детьми из города Кокуя поехали в поселок Атамановка на престольный праздник Всехсвятского женского монастыря. Приехав в монастырь, отец Игорь совершил вечернюю службу с таинством исповеди, после чего был крестный ход вокруг обители.   Историческая справка: в 2001 году в 20 км от Читы на окраине поселка Атамановка был заложен первый камень и освящено место под строительство обители в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. В основание монастыря были положены частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской, и преподобных жен Дивеевских: Александры, Марфы и Елены.
   Возведение монастыря велось силами строительных подразделений Забайкальской железной дороги, которая в лице своих руководителей В.Ф. Сехина, а впоследствии С.Ю. Иванова, не оставляет обитель своим попечением и после возведения храма и келейного корпуса, помогая благоустраивать монастырскую территорию.
   29 июня 2003 года в день Всех святых, в земле Российской просиявших, Преосвященнейшим Евстафием, епископом Читинским и Забайкальским, в сослужении читинского и бурятского духовенства монастырь был освящен. В основание престола монастырского храма была положена частица мощей святого великомученика Евстафия Плакиды – небесного покровителя правящего архиерея. Так и на забайкальской земле засияла золотыми куполами первая после богоборческих лет обитель, напоминая звоном колоколов осуетившимся людям о Боге и Его заповедях, о жизни и смерти, об аде и рае, о вере и покаянии.
   В обители возносится Богу усердная монашеская молитва о мире всего мира, о Богохранимой стране нашей Российской, о властех и воинстве ея, о «во службах сущих» и «в немощах лежащих» и о всякой душе христиан православных. Каждый день вокруг стен обители сестры совершают крестный ход с Казанской иконой Божией Матери и пением молитвословий. Этот крестный ход составляет невидимую надежную ограду.
   В монастыре есть Распятие с частицей древа Животворящего Креста Господня, иконы с частицами мощей святителя Николая Чудотворца, святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Варлаама Чикойского, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, преподобномученицы Рафаилы, блаженной Матроны Московской, а также Владимирская икона Божией Матери, подаренная обители Святейшим Патриархом Кириллом в его бытность митрополитом Смоленским и Калининградским, в память о посещении монастыря 24 сентября 2004 года. На самом большом монастырском колоколе – благовесте с одной стороны изображены первые русские святые Борис и Глеб, а с другой – одни из последних прославленных российских святых – Царственные страстотерпцы. Именами царственных мучениц Александры, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии наречены в монашестве пять сестер монастыря. Две сестры названы в иночестве в честь преподобномучениц Елисаветы и Варвары.   
   С июля 2010 года настоятельницей монастыря является монахиня Ольга (Василькова). Решение об утверждении ее в этой должности с правом ношения наперсного креста было принято на заседании Священного Синода РПЦ 26 июля 2010 года, проходившем в городе Киеве.
   Утром следующего дня была проведена Божественная литургия в сопровождении Епископа Читинского и Краснокаменского Евстафия. Служба шла очень долго, вначале Епископа переоблачали алтарники. Наконец подошел ответственный момент – таинство святого причащения. Причастившись, мне стало необычайно легко и радостно. После крестного хода мы с вниманием слушали проповедь Епископа. В своей проповеди Евстафий сказал, что “Крестный ход – это своего рода духовная дезинфекция” и что “это такая радость в сегодняшний день здесь совершить службу”, и в заключение пожелал нам “Ангела за трапезой”. После чего началась трапеза. Праздничный стол насельницы монастыря накрывали на тысячу человек.
   Мне очень понравилось внутреннее убранство их храма: на центральных аналоях лежали праздничные иконы: Воскресение Христово и украшенная цветами икона Всех святых, в земле Российской просиявших. В монастыре присутствовала атмосфера добра и спокойствия, особенно понравилось, как пели монахини. Так же мне понравилось, как трудились паломники: с особым усердием и молитвой. Матушка Анастасия говорит, что уйти из монастыря означает предательство, за которым прячется тяжкий грех. Я надеюсь, что их монастырь будет славиться большим числом паломников и монахинь, а сама обитель с каждым годом будет становиться все красивее.




                В ростове Великом
 
                Ростов- Ростов - районный городок,
                Глядятся в Неро домики резные...
                Но ты великой Родины росток -
                С таким красивым именем - Россия!
                В.Пономаренко

11 июля 2012 года я прибыл в город Ростов – Великий. Сев на автобус, я поехал до поселка Варницы.
   Впервые в летописи Ростов упомянут за 862 годом, как уже существующий, крупный для своего времени город. Возник он на берегу речки Пижермы, впадающей в озеро Неро, на землях, заселённых угро-финским племенем меря.      
В 988-1010 годах ростовским княжеством управлял Ярослав Мудрый, заложивший, для защиты Ростова и контроля торгового пути по Волге, город Ярославль. В одиннадцатом веке в Ростове была построена удивительно красивая дубовая церковь. Сейчас на этом месте стоит Успенский собор. В XII веке развитие Ростова связано с князем Юрием Долгоруким, по повелению которого на землях ростовского боярина Кучки был заложен град Москва. Правда, свою резиденцию Юрий Долгорукий перенёс из Ростова в Суздаль. Его сын Андрей Боголюбский построил в Ростове первый каменный Успенский собор.
   Первым удельным ростовским князем считается Константин Всеволодович, который вел борьбу за великокняжеский престол . В этой борьбе принимал активное участие знаменитый ростовский богатырь Алеша (Александр) Попович, деревянный замок которого находился недалеко от города. Здесь же в 1218 году Алеша (Александр) Попович проводит съезд русских богатырей.
   Ростовский князь Василько был ранен и пленён монголами, а затем зверски убит. Князь-герой похоронен в Успенском соборе города Ростова. А его жена, княгиня Мария, после гибели мужа успешно помогает своим детям, малолетним князьям Борису и Глебу, управлять княжеством в этот нелёгкий период ордынского ига. Княгиня Мария, единственная женщина-летописец на Руси, похоронена в Спасо-Преображенском соборе, основанного ею Спасского на Песках (Княгининого) монастыря.
   В Ростове первые годы своей земной жизни провёл Игумен Земли Русской, преподобный Сергий Радонежский. В годы решающей борьбы с ордынским игом преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича (Донского) на Куликовскую битву.
   В XVI веке русский царь Иван Грозный часто посещает Ростов. Здесь по его указам возводятся новые церкви.
   Через минут пятнадцать я уже стоял около входа в Троице – Сергиев Варницкий монастырь.
   Огромная обитель была окружена белой стеной. Я и представить себе не мог, что скрывается за этими стенами.
   Пройдя через врата обители, я увидел красно-белый храм, разные постройки и множество клумб с розами, бархатцами и другими цветами.
   Название Троицкого монастырь получил из первоначально воздвигнутому при нем храму в честь Живоначальной Троицы. Причину же построения начального храма именно в честь Живоначальной Троицы существующее местное предание тесно связывает с тем обстоятельством, что место, ныне занимаемое монастырем в XIV веке входило в состав поместья Кирилла и Марии, - благочестивых родителей преподобного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца, и что на этом самом месте явился ангел Господень отроку Варфоломею (мирское имя преподобному Сергию). Благочестивые наши предки с целью увековечить в памяти грядущих поколений место родины великого сподвижника Земли русской, воздвигнув храм и обитель в Варницах Ростовских, в подражание основанной Сергием обители Троицкой (ныне Троице - Сергиева Лавра), - также назвали ее Троицкой. Что же касается названия Варницкий, то оно присвоено монастырю потому, что близ него со времен отдаленной древности до конца XVII столетия находились соляные варницы.
    Троице-Сергиев Варницкий монастырь был основан в 1427 году Ростовским архиепископом Ефремом (+1454; местночтимый святой, память 27 марта) на том месте, где находился родительский дом Преподобного Сергия Радонежского. Обитель расположена на северо-западной окраине Ростова Великого, в поселке Варницы. Неизвестно, как называлось это селение в XIV веке, когда здесь жил Преподобный. Описи писцовых книг 1624 года сообщают, что в XVI-XVII веках это была Никольская слобода
   Появление монастыря на родине Преподобного не случайно. Игумен Радонежский еще при жизни был широко известен во всей Русской Земле и за пределами ее. А уж на родине, рождение его в Ростове, и при жизни великого старца было предметом благоговейной памяти жителей, воспитанных среди святынь, которыми издавна славился древний город. Ростовская земля, казалось, только и ждала всероссийского прославления Преподобного Сергия, чтобы обозначить свою причастность к жизни и подвигу угодника Божия строительством приличного для данного случая памятника. Таким памятником и явился Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Ко времени основания обители в Ростове были еще живы люди, знавшие от своих родителей, где находилась усадьба боярина Кирилла, отца Преподобного. Да и в свои посещения Ростова игумен Радонежский бывал на родине, где прошли его годы детства и отрочества. Поэтому место строительства обители было обозначено точно.
   Я вошел в одно из зданий. На стенах висели портреты выпускников и картины из жизни гимназии. В углу стоял письменный стол с листовками.
   Меня проводили в келью на втором этаже.
   Келья была с двумя спальными местами, в углу на полке стояли иконы.
   Я быстро освоился на новом месте. Мне здесь все нравилось.
   Каждое утро мы со всеми абитуриентам строем идем на утреннее правило в Троицкий храм.
   Троицкий храм очень красив. Я думаю, что ни один храм не может сравниться с ним в красоте и роскоши. Своды и стены собора искусно украшены гипсовыми картушами, расписанными великолепной живописью. В Троицком соборе обустроено два придела, причем один из них освятили в честь преподобных святых Никона и Сергия, которые в свое время были Радонежскими игуменами. Второй придел был освящен во имя особенно почитаемых православных святителей Кирилла и Афанасия – Александрийских Патриархов. Каждый из приделов имел золоченный резной иконостас. Наибольшее количество икон было пожертвовано благотворителями, и располагались в богатых серебряных окладах.
  Над соборной папертью возвышается колокольня, которая первоначально была выстроена трехъярусной и оснащалась девятью колоколами. В конце 1892 года был достроен еще один – четвертый ярус – для пожертвованного в дар колокола.
  После утреннего правила мы завтракали и выполняли послушания. Работы в гимназии много, поэтому все были заняты.
   В монастыре работала иконная лавка. Возле нее стояли две тары с кирпичами. В иконной лавке платишь за маркер и на кирпиче пишешь свое имя. Эти кирпичи называли именными.
   Наконец, у меня начались вступительные экзамены. Каждый из воспитателей проводил со мной беседы.
   У меня появилось свободное время и поэтому, я отправился прогуляться по городу и посмотреть местные достопримечательности.
   Только сегодня я рассмотрел необычную красоту города. Первым делом посетил Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Рядом с воротами обители стояли люди и продавали Ростовскую финифть.
   Финифтью на Руси называют художественную эмаль. Единого мнения относительно происхождения слова "Финифть" не существует. Одни учёные считают, что оно происходит от греческого фингитис, что означает "светлый, блестящий камень", другие же полагают, что оно произошло от Византийского слова химипет, в свою очередь ведущего начало от греческого глагола, означающего "лить, плавить".
   В настоящее время этот термин в основном используется лишь применительно к ростовскому художественному промыслу и присутствует в одноимённом названии фабрики: "Ростовская финифть".
   Первооткрывателем техники, которую унаследовала фабрика "Ростовская финифть", был французский ювелир Жан Тутен. В 1632 году он первым раскрыл секрет эмалевых красок и тем самым расширил рамки использования художественной эмали. В этом же столетии в мастерских Московского Кремля появились первые изделия.
   Первые упоминания о Ростовской финифти относятся ко второй половине 18 века. В собраниях Государственного Исторического музея, Государственного Русского музея и Ростово-Ярославского музея-заповедника хранится финифть, которую можно датировать этим временем.
    Ростовская финифть быстро завоевала заслуженное доверие во многих городах России, что не удивительно, ведь возникновение школы расписной финифти в Ростове Великом было подготовлено небывалым расцветом изобразительного искусства и архитектуры этого старинного русского города во второй половине 17 столетия.
    Этот расцвет во многом был обязан деятельности митрополита Иоана Сысоевича, построившего и украсившего множество храмов земли Ростовской, в том числе знаменитую ростовскую звонницу и большую часть храмов Ростовского Кремля. На эту грандиозную стройку приглашалось множество мастеров из других городов, например, мастера Московского Кремля. В Ростове, как известно, работали такие знаменитые мастера иконописи, как Гурий Никитин и Дмитрий Григорьев. Так или иначе, к концу 18 века в Спасо-Яковлевском монастыре образуется первая мастерская художников-миниатюристов, которая становится известной во всей России.
   Со временем у ростовской финифти образуется свой стиль – экспрессивный, с динамичной композицией, отличный от иконографии того времени и берущий своё начало скорее в стиле барокко. В Ростовском музее-заповеднике хранятся великолепные произведения мастеров того времени: А Всесвятского, А.Мощанского, П.Иванова, С.Петрова и других.
   Красочные блюдца, расписанные колокольчики меня очень порадовали.
   Я вошел на территорию Спасо – Яковлевского монастыря и мне стала удивительно легко и приятно.
   Историческая справка: на берегу озера Неро стоит Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, основанный в 1389 году. Это монастырь с длинной, сложной и очень богатой событиями историей. Изначально на этом месте были заложены два монастыря ; мужской Яковлевский и женский Спасо-Песоцкий. Женская обитель была основана в середине XIII века дочерью князя Михаила Черниговского Марией, супругой князя Василька Ростовского, погибшего после неудачной для русских битвы на реке Сить в 1238 году. Овдовев, княгиня решила уйти от мира и основала за пределами города, у берега озера Неро, монастырь Спаса Преображения, который называли также Княгининым монастырем. Там Мария прожила до самой смерти, а перед кончиной приняла монашеский постриг. От женской обители до наших дней сохранился лишь храм Спаса на Песках. В 1764 году указом Екатерины II женский монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому.
   Спустя более века после основания Спасского монастыря рядом с ним был основан еще один монастырь – мужской. Святитель Иаков, епископ Ростовский, вызвал гнев горожан, отказавшись выдать им для казни женщину. Ростовцы изгнали святителя из города, и он, выйдя из города, на глазах у изумленных жителей чудесным образом проплыл по озеру Неро на своем расстеленном плаще и остановился у Спасского Княгинина монастыря, где и заложил новую обитель, назвав ее Зачатьевской. После смерти святителя Иакова монастырь стал называться Яковлевским. Все постройки обоих монастырей были деревянными, и от них ничего не сохранилось.
    Постепенно обе обители стали беднеть и разрушаться. И не имел бы Ростов Великий одного из своих лучших памятников, если бы не митрополит Иона Сысоевич, строитель Ростовского кремля (Архиерейского двора). Он поддержал Яковлевский монастырь, выстроил над могилой святителя Иакова новую церковь и в камне перестроил Зачатьевский собор (1686-1691), который первоначально после постройки был освящен как Троицкий, а переосвящен позднее. Монастырь приписали к Архиерейскому дому.
   В начале XVIII века в Ростов прибыл святитель Димитрий, который был поражен красотой и духовной атмосферой обители. «Се покой мой. Здесь вселюсь в век века», ; сказал он. Святитель Димитрий Ростовский был поставлен сюда митрополитом, а похоронить себя завещал в Яковлевском монастыре, что и было выполнено в 1709 году. Святитель был погребен в Троицком (Зачатьевском) соборе.
   В сентябре 1752 года в соборе вдруг покоробился пол. Его вскрыли, чтобы отремонтировать, и обнаружили под ним мощи св. Арсения, митрополита Ростовского, возле которых вскоре начали происходить чудесные исцеления, и Синод принял решение об общерусском прославлении святителя.
   Спасо-Яковлевский монастырь – настоящая жемчужина Ростова Великого, его украшение как со стороны озера Неро, так и со стороны дороги, откуда его видят приезжающие из Москвы путешественники. В советское время в 1923 году он был закрыт, в 1928 году запрещены богослужения в сего храмах. Настоятель монастыря Иосиф (основатель движения «иосифлян») был арестован и погиб в ссылке на Аральском море. В зданиях монастыря прекратились богослужения, и вместо изгнанной братии там расположились квартиры, детский сад, склады. Как памятник, имеющий важное государственное значение, он не утратил своих храмов, хотя и лишился множества ценных икон, утвари, изъятой в 1920-е годы и бесследно исчезнувшей.
   С 1991 года монастырь возвращен церкви, в нем ведутся службы, проживает 11 человек братии, которая занимается иконописью, шитьем, ведет натуральное хозяйство. Туристов в монастыре пропускают на одну из башен, с которой открывается великолепный вид на озеро и на весь монастырь.
   Внутри монастыря красовались клумбы с цветами, паломники трудились, поливая их. Об истории монастыря я узнал из информационного стенда, находящегося посреди дорожки в храм. Перед входом в Димитриевский собор Спасо – Яковлевского монастыря находится трапезная со сводчатыми перекрытиями, которые опираются на два квадратных столпа. В трапезной два придела, посвященных св. Димитрию Солунскому и св. Николаю Чудотворцу.
   Димитриевский собор нередко именуется Шереметьевским в честь его строителя – графа Н. П. Шереметева, а так же его сына Д. Н. Шереметева.
  Я зашел в этот собор. Храм бесстолпный, огромный купол опирается на сильно выступающие пилоны, украшенные двумя парами пилястр, выполненных из искусственного мрамора. В соборе очень светло благодаря окнам алтаря, высоким боковым окнам и продолговатым окнам барабана.
   Храм украшен лепниной работы Ивана Фохта и Г. Замараева. Главное скульптурное изображение храма – “Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского” – находится на фронтоне северной стороны.
   Стенные росписи исполнены большей частью ростовским художником Порфирием Рябовым в начале XIX века. В центральном куполе изображена Святая Троица, на двенадцати овалах – апостолы, на парусах – евангелисты, на стенах – мученица Александра, преподобный Иларион, св. Александр Невский, св. Сергий Радонежский, на столпах – св. Леонтий Ростовский, св. Николай Чудотворец, в трапезной – орнаменты и сцены из жития св. Димитрия Ростовского.
   В храме я приложился к мощам Святителей Димитрия и Авраамия Ростовских и к мощевику, в котором содержатся частицы мощей некоторых святых, в том числе и моего святого Нестора Летописца, в честь которого мне дали имя при таинстве крещения.
   Выйдя из этого удивительно красивого храма, я поднялся на смотровую башню и оттуда любовался красотой города и озера Неро. С башни было видно весь монастырь. Купола храма очаровывали своей красотой.
   Налюбовавшись красотой города и монастыря, я спустился с башни. Проходя по территории монастыря, я заметил маленькую часовенку. Когда я вошел в нее, заметил колодец с текущей водой. Как оказалось, – это был святой источник. Немного испив из него, я покинул территорию монастыря с небывалым восторгом.
   Вторым на пути был – Ростовский кремль.
   Строительство Архиерейского двора (кремля) продолжалось около 30 лет. На том месте, где теперь стоит кремль, до 1670-х годов находился Архиерейский дом, гораздо более скромный, но многие его здания попали в состав новых. Митрополит Иона Сысоевич не успел достроить свое детище, и заканчивал работы его преемник митрополит Иоасаф. Комплекс получился действительно грандиозным: двое великолепных Святых ворот с надвратными храмами, затмевающими своей красотой и центральный храм двора; множество каменных палат, небольшой прудик посреди двора. Вид с озера Неро на комплекс с красивыми башнями и многочисленными главками храмов ; один из лучших видов берегов; в этом Ростов может поспорить с ориентированными на воду городами Поволжья. Исследователи сходятся во мнении, что главным архитектором этого грандиозного проекта был мастер Петр Досаев ; по-видимому, выходец с Востока и наверняка искусный мастер, если митрополит поручил ему такое ответственное дело. И действительно, некоторые восточные мотивы можно усмотреть в убранстве зданий Ростовского кремля.
   Архиерейский двор выполнял свои функции недолго: в 1778 году митрополичью кафедру перенесли в  Ярославль, и грандиозный комплекс в Ростове оказался почти никому не нужен. Его храмы и здания стали постепенно приходить в негодность, и в начале XIX века Синод даже предлагал разобрать на кирпичи Григорьевскую и Иоанновскую церкви, для постройки теплого храма при Успенском соборе. К счастью, жители Ростова оказались неравнодушны к своим архитектурным памятникам и подали прошение о восстановлении всех пяти храмов Архиерейского двора. Кроме того, в город стали привлекать богомольцев обретенные в XVIII веке мощи святого Димитрия Ростовского, почитаемого на Руси.
   С тех пор храмы поддерживались главным образом на пожертвования паломников, ростовских купцов и мещан. А Архиерейский двор стал называться кремлем.
   С 1880 года на пожертвования горожан началось быстрое восстановление и возрождение Ростовского кремля.
   Кремль был очень красив. Святые ворота с надвратной Воскресенской церковью были сооружены в 1670 году. Интерьер церкви полностью расписан. Даже иконостас здесь нарисован на каменной алтарной стене. Церковь Иоанна Богослова, построенная в 1683 году, также имеет нарисованный непосредственно на стене иконостас.

По другую сторону от центрального двора возвышается большой корпус митрополичьих хором, возведенный при митрополите Ионе во второй половине XVII века. Он с самого начала предназначался для жительства митрополита, а также для хранения его богатейшей казны. В одном ряду с митрополичьими хоромами располагается комплекс Государских хором, построенный в это же время, или, как его еще называют, "Красная палата". Здание отличается живописной компоновкой объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Еще большую живописность Государским хоромам придает великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами.
   Мне здесь очень понравилось, даже уходить не хотелось. Но, к сожаленью, времени было мало. Я сделал несколько фотоснимков, и мне пришлось покинуть кремль. Я отправился
к церкви Николая Чудотворца на Подозерье.
   Церковь святителя Николая на Подозерье выстроена на месте ранее существующей старинной деревянной церкви в конце 1745 года на денежные средства прихожан – данное обстоятельство послужило новым этапом в каменном строительстве города Ростов после продолжительного запрета. Известно, что в 1744 году Петр Великий издал указ, запрещающий каменное строительство за пределами Санкт-Петербурга. На данном месте на протяжении долгих лет находились деревянные церкви, первая из которых была выстроена до того, как хан Едигей напал на русские земли.
   Храм Николы – каменный, имеет одну главу, два престола, один из которых освящен во имя святого Николая, а второй – в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость», которая особенно почитается вместе с иконой святителя Николая Чудотворца. Благодаря сохранившимся летописным источникам история храма в подробности дошла до нашего времени. Таким образом, нам много известно не только о процессе строительства, но и о ремонтных и реставрационных работах, проводимых в храме.
   В конце 1744 года один из священников еще деревянной церкви по имени Андреев Петр, а также Никитин Григорий – диакон, объединившись с приходскими людьми, решили обратиться к Ярославскому и Ростовскому митрополиту Арсению с просьбой о разрешении строительства на месте деревянного храма каменного в честь Николая Чудотворца. Предполагалось, что в храме будет придел, освященный в честь пресвятой Богородицы; старинную деревянную церковь хотели отдать крестьянам из селения Шугори, относящемся к Ростовскому уезду. Освящение нововыстроенной церкви произошло в 1751 году; процесс освящения проводил митрополит Арсений.
   Храм выстроили из кирпича, хотя кровля была сделана из дерева. Церковный иконостас – очень красивый, золоченый и резной формы, при этом выполнен в барочном стиле. На сегодняшний день имеется опись, относящаяся к 1853 году и повествующая о событиях того времени: предалтарный иконостас Никольского храма был выстроен согласно традициям барочной моды, а именно в изящном вкусе. Он был выставлен на тумбы, которые разделяли его на несколько ярусов, оснащенных карнизами с цировкой, а также ажурной резьбой. Поверхность иконостаса вызолочена при помощи червонного золота. К тому же иконостас утвержден на равном с алтарем небольшом возвышении при несущей стене.
   Первоначально в каменном храме не было ни одной росписи, но спустя некоторое время было потрачено много времени и труда, чтобы осуществить роспись согласно предусмотренным темам.
   Со временем во внутреннее оформление Никольского храма было внесено множество изменений, о которых имеются соответствующие сведения. Например, в 1768 году обветшавшая деревянная кровля была заменена на кровлю, выполненную из луженого железа – именно она сохранилась до настоящего времени. Также известно, что старая кровля была заменена исключительно на денежные средства прихожан.
   В конце 1832 года к Никольскому храму была пристроена новая паперть. Спустя три года, была произведена масштабная опись всего церковного имущества, причем здесь упоминается и совершенно новый иконостас. В конце 1845 года вокруг храма была сооружена высокая деревянная ограда. В 1853 году была заново отделана настенная живопись.
    В 1853 году состоялось проведение новой описи, в которой говорилось о том, что назначенный храм во имя святителя Николая Чудотворца является холодным; в нем имеется теплый придел, освященный во имя Пресвятой Богородицы – Всех скорбящих радости. Разделение осуществлено на алтарную часть, непосредственно храм, паперть и трапезную комнату. Церковь – одноэтажная, кровля выполнена при помощи листового железа и окрашена медной краской. На главке имеется большой крест, выполненный из железа и вызолоченный червонным золотом по гольфабре. На главке есть яблоко, прикрепленное к главке через железные цепи. В трапезной комнате – покрытие крыши листовое и выкрашено медянкой. С наружной стороны храма стены побелены при помощи извести, но без штукатурки.
   В 1920 году храм Никола был закрыт. В 1930-е годы разобрались глава и колокольня, утрачена ограда и внутреннее убранство.
   К сожалению, мне не довелось побывать внутри храма.
   Но это ничего. Я любовался красотой снаружи.
   Следующим святым местом моего посещения был Богоявленский Авраамиев монастырь.
   Богоявленский Авраамиев монастырь – один из древнейших на территории современного Ростова Великого. Монастырь стоит на берегу озера Неро и очень живописно смотрится с воды. Он был основан в конце XI или начале XII века знаменитым святителем, Преподобным Авраамием Ростовским, поселившимся здесь, на берегу озера, рядом с языческим капищем, где стоял идол бога Велеса. По преданию Авраамий, желавший сокрушить этого идола после бывшего ему видения, пошел в Царьград, но не успел отойти немного от Ростова, как у переправы через реку Ишню встретил Иоанна Богослова, который вручил ему чудесный посох. Этим посохом и был сокрушен идол, а на Ишне Авраамий выстроил церковь Иоанна Богослова. А на месте древнего языческого капища, где был разрушен Велес, Авраамий основал храм Богоявления. К преподобному стали стекаться верующие, желавшие остаться здесь под его руководством; так появилась на берегу озера Неро мужская обитель, просуществовавшая много столетий, вплоть до 1915 года. Авраамий Ростовский был канонизирован в XV веке, но мощи его почитались уже с конца XII века.
     До XVI века монастырь был деревянным. Только в 1553 году по личному повелению Ивана Грозного был возведен грандиозный многопридельный собор Богоявления Господня, ровесник храма Василия Блаженного в Москве. Храм в Авраамиевом монастыре был поставлен также в память о взятии Казани. Такое внимание к ростовскому монастырю неслучайно: монастырская летопись указывает, что, отправляясь в поход на Казань, царь взял с собой святыню ; посох Иоанна Богослова, хранившийся вместе с мощами Авраамия. Есть предположение, не подтвержденное документально, что для строительства собора Иван Грозный присылал из Москвы своего мастера Андрея Мал;го.
    Богоявленский собор получился поистине грандиозным. Высокое четырехстолпное здание, увенчанное пятиглавием, поставлено на высокий подклет и с юга расширено галереей, по типу ярославских храмов. Также манера зодчих Ярославля проявилась и в том, что в юго-западном углу галереи поставлена колокольня, а восточная часть галереи заканчивается приделом. Всего в храме три придела, они посвящены Авраамию Ростовскому, Иоанну Богослову и Иоанну Предтече (небесному покровителю Грозного). Особенно замечателен юго-восточный придел Авраамия Ростовского, увенчанный красивым шатром. В приделе были положены мощи святого Авраамия, с его архимандритской шапкой и крестом от чудесного жезла.
     Собор неоднократно подвергался перестройкам, была надстроена колокольня и, возможно, сделаны выше барабаны. Вместо фигурного позакомарного покрытия, придававшего собору устремленность вверх, было сделано более простое четырехскатное. Однако это не мешает собору оставаться грандиозным и величественным сооружением времен Ивана Грозного.
    В годы игуменства будущего ростовского митрополита Ионы Сысоевича в монастыре была построена вторая каменная церковь ; Введенская. Она датируется 1650 годом. Это простая классическая трапезная церковь монастыря, четырехугольная в плане, одноглавая и с восьмискатным покрытием, выстроенная из большемерного кирпича. Вероятно, она изначально была соединена переходом-галереей с Богоявленским собором; переход позднее был разобран. В подклете храма, под алтарной частью, сохранилось погребение отца Ионы, схимонаха Сысоя.
    В 1691 году на средства бояр Мещериновых была построена надвратная церковь Николая Мирликийского. Сейчас она выглядит не так, как в XVII веке, ; в середине XIX века Никольская церковь была значительно перестроена. Но сохранились две башни, обрамляющие церковь, ; похожие башни украшают входы в  Ростовский кремль и в Борисоглебский монастырь под Ростовом. А перестроен храм был сначала после пожара в 1730 году, а потом ; из-за того, что в 1826 году в нее, такое высокое здание, ударила молния. Тогда ярославский архитектор П.Я.Паньков и восстановил храм по своему проекту, сохранив, впрочем, на фасаде старинные детали убранства. Тогда же Никольская церковь превратилась в церковь-колокольню, с ярусом звона вместо обычных барабанов.
     Уцелели на территории монастыря и настоятельский корпус, перестроенный в 1837 году также Паньковым, и небольшая одноэтажная трапезная палата 1892 года постройки. Практически не сохранилась лишь ограда монастыря, возведенная в XVIII веке.
     Была разрушена в советское время небольшая часовня над могилой старца Пимена, с именем которого связано монастырское предание. Пимен был затворником и подвижником, не снимавшим вериг. Однажды он исцелил своими молитвами купца Хлебникова от мучившей его мигрени, и тот в благодарность выстроил после смерти старца над его могилой часовню. В монастыре сохранялись вериги весом в 1 пуд 19 фунтов (около 25 кг) и гири, с которыми старец не расставался. Некоторые богомольцы возлагали вериги на себя и с ними троекратно обходили часовню Пимена.
     После того, как был канонизирован Димитрий Ростовский, из ростовских монастырей наиболее популярным стал  Спасо-Яковлевский, а о стоящей на отшибе Авраамиевой обители стали забывать. Хотя почитание преподобного Авраамия все равно было достаточно сильно, и иногда монастырь посещали очень высокие гости ; члены царской семьи, Иоанн Кронштадский, будущий Патриарх Тихон. В 1915 году сильно сократившуюся братию монастыря перевели в Спасо-Яковлевский, а в здания бывшей мужской обители въехали сестры Полоцкого монастыря (из Белоруссии), которые привезли с собой мощи основательницы своей обители, игуменьи Евфросинии. Позже монахини возвратились в Полоцк.
     В советское время на монастырь обрушились гонения. Были изъяты ценности, часть келий заняли рабочие квартиры. В 1929 году были запрещены богослужения в храмах монастыря, а мощи Авраамия перенесли в музей. Многие монахи были арестованы, репрессированы. Богоявленский собор отдали под склад зерна, а в Введенском храме сначала расположился детский сад, потом санаторий, а после ; и вовсе вытрезвитель. К 1990-м годам монастырские храмы и здания пришли в весьма тяжелое состояние. С 1994 года собор часть зданий были переданы подворью Патриарха Московского и Всея Руси; тогда же в качестве приходской открылась Никольская церковь. Монастырские здания постепенно возвращаются к жизни.
   Этот монастырь очень древний. И несмотря на то, что со стен храма валится штукатурка, он мне все равно понравился.
   Далее лежал путь в церковь Вознесения Господня.
   Церковь Вознесения, иначе называемая Исидора Блаженного - один из древнейших каменных храмов Ростова. Ранее в церкви существовала каменная плита с храмозданной надписью, в которой говорилось, что церковь построена в 1566 г. повелением царя Иоанна Грозного при архиепископе Никандре Ростовском. В надписи упоминалось и имя зодчего - Андрей Малой. Церковь построена на месте погребения блаженного Исидора, в ней под спудом покоятся его святые мощи. По своей архитектуре церковь имеет много общего с московскими посадскими храмами того времени. Это бесстолпный храм, перекрытый крестчатым сводом. Наружные стены разделены лопатками на три части и имеют "трёхлопастное" завершение. Отсюда необычное, волнообразное покрытие храма.
   В XVIII и XIX вв. церковь не раз перестраивалась. В 1786 г. к южной стене храма был пристроен теплый придел св. Исидора Блаженного. Была изменена форма покрытия церкви, сооружена луковичная глава, растесаны окна. В XIX в. пристроили западную паперть и вместо прежней шатровой колокольни выстроили новую в классицистических формах, существующую по сей день. Первоначальные формы архитектуры храма были восстановлены при реставрации в 1956 - 1959 гг. (архитектор Л.А. Давид). В ходе работ был разобран южный придел, реконструированы шлемовидная глава, трехлопастное покрытие церкви, формы окон, профили цоколя и порталов.
   Интерьер церкви первоначально не был расписан. Стенопись появилась, как предполагают, в 1720-е гг. и после этого несколько раз поновлялась (в 1760-1770-х гг., 1873, 1890 и 1913 гг.). При создании росписи был разобран древний четырехъярусный иконостас, вклад Иоанна Грозного, и восточная стена получила оформление по образцу церквей Архиерейского дома - на ней стенным письмом был написан иконостас традиционного состава.
   В 1930 г. церковь была закрыта и передана в ведение Ростовского музея. В 2002 г. в храме возобновились богослужения. Настоятелем храма назначен священник Олег Ельцов. Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни. Молебны блаженному Исидору с водосвятием проводятся по субботам в 11 часов.
   Я поднялся на колокольню и стал любоваться местными красотами. Здесь так красиво и так приятно.
   Проходя по городу, я любовался многоцветными деревянными домами с причудливой кружевной резьбой по дереву.
   Через час я уже был в Троице – Сергиевом монастыре.
   В монастыре во всю кипела работа.
   Через неделю я сдал все нужные экзамены и меня перевели в братский корпус.
   Несколько раз у меня было послушание помощника трапезного. Я помогал поварам накрывать на стол, во время вечернего молитвенного правила читал вечерние молитвы.
   Один раз мне довелось подняться на колокольню Троицкого собора. Я слушал и смотрел, как некоторые ребята мастерски звонили в колокола.
   12 августа – празднование апостола Силуана. У настоятеля обители Архимандрита Силуана сегодня День ангела. По этому поводу в паломнической трапезной были накрыты столы. Все присутствующие здесь люди поздравляли его и желали Ангела хранителя.   
   Гармоничный звон колоколов, греческий распев “Господи помилуй”, отношение ко мне, неисчерпаемая доброта здешних жителей – все это очень радовало меня. Мне даже не хотелось покидать такое благодатное место, но, к сожалению, поступить мне сюда не получилось, и поэтому нужно было возвращаться домой.
   Здесь я обрел множество друзей. Так не хотелось с ними расставаться.
   Напоследок я снова прошелся по городу. 13 августа я уже был по дороге домой, а 18 дома в окружении любящей семьи.
   Я благодарен Богу за то, что смог побывать на земле Ростовской, в этой жемчужине России, за то, что побывал во многих храмах и монастырях и смог приложиться к мощам Ростовских святых.
   


Рецензии