От народных трибунов к Общественной палате

Создание в начале 2005 Общественной палаты Российской Федерации и ее активная деятельность стали импульсом к формированию региональных общественных палат.

Общественная палата Саратовской области была учреждена Законом Саратовской области от 9 ноября 2007 г. N 243-ЗСО «Об Общественной палате Саратовской области».

Согласно принятому закону Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, проживающих на территории области, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти области и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности.

Были ли раньше в мировой истории подобные институты? Я задался этим вопросом и сделал вывод, что были.

В какой то мере аналогом подобной структуры была одна из Магистратур Древнего Рима - институт так называемых народных трибунов. Немного истории:  в 494 году до н. э. плебсу было позволено выбирать своих магистратов, пользовавшихся неприкосновенностью и правом оказывать притесняемым плебеям поддержку против властей. Неприкосновенность личности и прав трибунов была признана не сразу, прошло немало лет как плебсу удалось добиться её лишь при помощи революционных средств. Плебеи обязались за себя и за своих потомков наказывать смертью всякого, кто оскорбит их избранников или будет препятствовать их действиям, направленным в защиту плебса, и скрепили это решение общей клятвой, откуда и власть трибунов называлась «Sacrosancta potestas».

Сначала трибуны были предводителями плебса, но по мере того, как росли права плебса, расширялось и значение трибуна. Первоначально главной задачей трибунов было оказывать поддержку угнетаемым плебеям против патрицианских магистратов. Чтобы помощь была действительной, трибуну надо было лично явиться перед магистратом, действие которого он хотел остановить, вмешательство через посредников или письменное было недействительно. Главное требование, чтобы трибуны являлись доступными для всех, искавших их защиты; они обязаны были, поэтому, постоянно находиться в городе, не имели права удаляться из дома на целый день, а двери их были открыты всегда, даже и ночью. Так как трибунская защита была тем доступнее, чем больше было трибунов, то число их, первоначально равнявшееся двум, затем пяти, скоро (по Титу Ливию — в 457 году до н. э.) было увеличено до десяти.

 В дальнейшем развитии многочисленными и очень важными последствиями сопровождалось право трибунов сноситься с народом. Оно давало им возможность созывать собрания плебса, руководить ими, вносить свои предложения и наблюдать за исполнением принятых плебсом решений. В руки трибунов перешла законодательная инициатива, на которой и покоится в дальнейшем почти все значение трибуната. Изменилось и их отношение к сенату. Первоначально трибуны не имели прямого отношения к сенату и не пользовались правом заседать в нём. Когда им необходимо было осведомиться о том, что делается в сенате, они садились на скамье, поставленной за дверями залы заседания сената, и только слушали. Теперь они получили доступ в сенат и право говорить в нём, даже созывать его. При новом значении трибуна сам сенат был заинтересован в том, чтобы заранее узнать отношение трибунов к той или другой мере. Из защитников отдельных лиц и одного сословия трибуны обратились в избранников народа, блюстителей его интересов, охранителей его прав и достоинства; они стали главным органом прогрессивного демократического законодательства.

 Законодательство сосредоточивается с тех пор главным образом в руках трибунов. Это объясняется прежде всего самой постановкой трибуна: трибуны не были, подобно другим магистратам завалены массой дел по управлению и поэтому могли сосредоточивать свое внимание на вопросах законодательства и на надзоре за деятельностью других властей. Ротации и политические процессы, в которых трибуны являются представителями интересов народа, поглощают с тех пор большую часть их сил и времени. И тогда, однако, отрицательная власть не потеряла смысла: она была гарантией против злоупотреблений магистратов — злоупотреблений, особенно возможных и опасных вследствие того, что по римским законам во время отправления своей должности магистрат не мог быть привлечен к ответу частным лицом, страдавшим от произвольных и противозаконных действий магистрата.

Трибунами были тогда такие замечательные деятели демократической партии, как братья Гракхи, Луций Аппулей Сатурнин, Сульпиций Руф.

 С 70 году до н. э., в первое консульство Красса и Помпея Великого, эти ограничения были уничтожены, и трибун вновь занял прежнее положение. Позднее в эпоху Империи трибунат стал влачить жалкое существование, как один из пережитков старины, лишь в силу привычки; он стал, по выражению Плиния, «пустой тенью и названием без почета».

В связи с вышеизложенным считаю, что надо расширить полномочия как в целом Общественной палаты России, так и палат регионов дополнив к праву законодательной инициативы, право накладывать вето на законы как федеральные, так и региональные.
Уровень доверия к органам власти постепенно в нашем обществе снижается, и именно Общественная палата может стать той структурой, которая на деле может контролировать власть и влиять на неё, отстаивая интересы граждан.


Рецензии