Умницы и умники. Шиллер. Кондратьева Настя

Шиллер сказал: «Любовь и голод правит миром», а что по-вашему правит миром?

C  древних времен человеческое общество развивалось в борьбе с враждебным ему миром. Чтобы выжить человек научился запасать еду. Он придумывал оружие и орудия. Думал, как сохранить  пищу и сделать посуду, строить  хранилища. Для борьбы с холодом люди  научились добывать огонь, шить одежду и строить жилища. Чтобы оставить потомство, человечество  старалось не только как можно больше родить детей, но и  научить их выживать, передавало опыт – воспитывало.
  Что же дальше? Что ещё требовалось нашим предкам? Психолог Абрахам Маслоу  структурировал иерархию потребностей человека, где на самом низшем уровне  идут физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение.   
 Если понимать ЛЮБВЬ  как потребность в продолжение рода, то  все «двигатели» Шиллера  есть базовые потребности  человека.  Если бы это было всё, мир не сдвинулся бы в своём развитии  далее первобытных цивилизаций.
 Граф Монтекристо, выйдя на свободу, отомстил своим врагам. Им двигала и любовь и  ненависть. Он много сделал  добра и изменил мир, но, сколько ему хотелось причинять боли.  По Фрейду Танатос  - разрушительная сила – оборотная сторона медали – Эроса, очевидно,  тоже находится на базовом уровне.   Как ни посмотри, заложенные в человеке базовые влечения  сильно  влияют на мир.
  Есть мнение, что лень является двигателем прогресса. Ленивые люди придумывают, как  обеспечить  себе жизнь и изобретают  приспособления и машины. Сегодня большая часть подростков сидит у компьютера или телевизора, ест фаст-фуд и более ничем не интересуется. Им ничего не нужно изобретать: всё уже изобретено для них. Им не хочется что-то менять. Их потребности, сформированные в  достаточно  обеспеченных семьях, но с низким уровнем культуры,  примитивны.  Именно семья, исходя из культурных ценностей, прививает понятие красота, закладывает  эмоциональный интеллект.  Это не гарантирует успех  ребёнку в жизни, но без этого трудно самому  прокладывать себе путь.
  По Маслоу  у человека есть  «высшие» потребности: желание быть любимым, уважаемым, признанным, добиться успеха. Дальше – дальше  приобщиться к понятию красота, гармония, развитие собственной личности.  Современному  человеку доступно  это с детства: много свободного времени, от взрослых зависит, чему оно будет посвящено. Во многих семьях ребёнку стараются привить не только стремление  получить диплом о высшем образовании, но показать красоту этой жизни. Семья  даёт  чаду  карту мира и помогает найти на ней путь.   
Если у человека  есть  ощущение прекрасного, появляется  желание  созидать. Если мы созданы по образу божьему,  а Бог наш – Творец, то и мы  можем творить. Как говорил  Ницше: «Я бы поверил только в такого Бога, который умел бы танцевать!»  И мы должны танцевать – прекрасные движения души тоже танец.  Человечество уже создало столько прекрасного, и думаю, не всё было создано  представителями одного пола для привлечения другого. Те, кто пробовал рисовать, строить, лепить… двумя словами – творить и созидать, знакомы с ощущением счастья,  удовольствия от самого процесса. Это увлекает.
    Человеку нужно всегда больше, чем необходимое. Нужно, верно,  уметь делать и бесполезные вещи,  чтобы чувствовать себя свободным. Только  человек, созидающий прекрасное и бескорыстное,  вырастет до Сверхчеловека. И думаю, человечество  придёт к своей желанной утопии, где все будут  Людьми. «Красота  спасёт мир», она же им правит.


Рецензии