Умницы и умники. Шиллер. Кондратьева Настя
C древних времен человеческое общество развивалось в борьбе с враждебным ему миром. Чтобы выжить человек научился запасать еду. Он придумывал оружие и орудия. Думал, как сохранить пищу и сделать посуду, строить хранилища. Для борьбы с холодом люди научились добывать огонь, шить одежду и строить жилища. Чтобы оставить потомство, человечество старалось не только как можно больше родить детей, но и научить их выживать, передавало опыт – воспитывало.
Что же дальше? Что ещё требовалось нашим предкам? Психолог Абрахам Маслоу структурировал иерархию потребностей человека, где на самом низшем уровне идут физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение.
Если понимать ЛЮБВЬ как потребность в продолжение рода, то все «двигатели» Шиллера есть базовые потребности человека. Если бы это было всё, мир не сдвинулся бы в своём развитии далее первобытных цивилизаций.
Граф Монтекристо, выйдя на свободу, отомстил своим врагам. Им двигала и любовь и ненависть. Он много сделал добра и изменил мир, но, сколько ему хотелось причинять боли. По Фрейду Танатос - разрушительная сила – оборотная сторона медали – Эроса, очевидно, тоже находится на базовом уровне. Как ни посмотри, заложенные в человеке базовые влечения сильно влияют на мир.
Есть мнение, что лень является двигателем прогресса. Ленивые люди придумывают, как обеспечить себе жизнь и изобретают приспособления и машины. Сегодня большая часть подростков сидит у компьютера или телевизора, ест фаст-фуд и более ничем не интересуется. Им ничего не нужно изобретать: всё уже изобретено для них. Им не хочется что-то менять. Их потребности, сформированные в достаточно обеспеченных семьях, но с низким уровнем культуры, примитивны. Именно семья, исходя из культурных ценностей, прививает понятие красота, закладывает эмоциональный интеллект. Это не гарантирует успех ребёнку в жизни, но без этого трудно самому прокладывать себе путь.
По Маслоу у человека есть «высшие» потребности: желание быть любимым, уважаемым, признанным, добиться успеха. Дальше – дальше приобщиться к понятию красота, гармония, развитие собственной личности. Современному человеку доступно это с детства: много свободного времени, от взрослых зависит, чему оно будет посвящено. Во многих семьях ребёнку стараются привить не только стремление получить диплом о высшем образовании, но показать красоту этой жизни. Семья даёт чаду карту мира и помогает найти на ней путь.
Если у человека есть ощущение прекрасного, появляется желание созидать. Если мы созданы по образу божьему, а Бог наш – Творец, то и мы можем творить. Как говорил Ницше: «Я бы поверил только в такого Бога, который умел бы танцевать!» И мы должны танцевать – прекрасные движения души тоже танец. Человечество уже создало столько прекрасного, и думаю, не всё было создано представителями одного пола для привлечения другого. Те, кто пробовал рисовать, строить, лепить… двумя словами – творить и созидать, знакомы с ощущением счастья, удовольствия от самого процесса. Это увлекает.
Человеку нужно всегда больше, чем необходимое. Нужно, верно, уметь делать и бесполезные вещи, чтобы чувствовать себя свободным. Только человек, созидающий прекрасное и бескорыстное, вырастет до Сверхчеловека. И думаю, человечество придёт к своей желанной утопии, где все будут Людьми. «Красота спасёт мир», она же им правит.
Свидетельство о публикации №213090500986