I. 2. Античная философия - Полный текст

I.2. Античная (греко-римская) философия (VI в. до н. э. – V в. н. э.)- Полный текст.

Это раздел из книги, на которую получены авторские права:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)".
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011


СОДЕРЖАНИЕ

I.2.1. Пифагор
I.2.2. Сократ
I.2.3. Демокрит
I.2.4. Платон
I.2.5. Аристотель
I.2.6. Эпикур
I.2.7. Августин

I.2.1. Пифагор

Пифагор (Др. Греция, 570-497 гг. до н. э.) – философ, математик, политик, учёный.

Родился и жил на о. Самос, затем поселился в Южной Италии, в г. Кротоне, где и основал Пифагорейский союз, который одновременно был школой, политической партией и религиозным братством. У Пифагора было около 300 учеников. Их учение продолжалось 15 лет. Первые 5 лет ученик должен был молчать: это приучало его к сосредоточенности. Вторые 5 лет ученики могли только слушать речи учителя, но не видеть его. Только последние 5 лет ученики могли беседовать с учителем лицом к лицу.  Пифагор имел величественный вид, и ученикам казалось, будто это сам Аполлон. Целью  братства было очищение души («катарсис»), избавление от порочности, для чего следовало заниматься науками и искусствами. Он довёл до совершенства геометрию. Нашёл, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Из фигур считал прекраснейшими среди объёмных – шар, а среди плоских – круг. Занимался также врачеванием. В излишествах замечен не был – ни в еде, ни в любви, ни в питие. Считал, что начало всего – Единица, которая является священной Монадой, первоначалом и основой окружающего мира (она причастна к первопричине). Единице подлежит неопределённая Двоица (учитывает различия, неравенства, то, что делимо и состоит из частей). Понятия единицы и двоицы означает то же самое, что «двоякое», «неравное», «инородное». Таков же смысл и других чисел: всякое из них соответствует какому-то значению. Так, всё, что в природе вещей имеет начало, середину и конец, пифагорейцы называют Троицей, и всё, в чём есть середина, считают Троичным. То же самое относится и к другим числам. Пифагорейцы утверждают, что Десять – это совершенное число, совершеннейшее из всех, и что в нём заключено всякое различие между числами. По их мнению, из единицы и неопределённой двоицы исходят Числа, из чисел  – Точки (единицы), из точек – Линии (двойки), из линий – Плоские фигуры (тройки), из плоских фигур – Объемные фигуры (четвёрки), из объемных фигур – Чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы: Огонь, Вода, Земля и Воздух. Перемещаясь и превращаясь, они порождают мир – одушевлённый, разумный, шаровидный, в середине которого земля. Пифагор считал, что нечётные числа сильнее, чем чётные, потому что чётное можно разделить пополам, и от него ничего не останется, а нечётное нельзя разделить бесследно – от него всегда останется единица в остатке. Поэтому числом женщины будет двойка – первое чётное число, а числом мужчины – тройка – первое нечётное число (единица не в счёт), числом брака – их сумма, т.е. – пятёрка.  Также  указывалось, что пирамида – знак огня, куб – знак земли, восьмигранник – знак воздуха, двенадцатигранник – знак воды. Семь струн на лире, семь светил на небе, каждое из них звучит, как струна, и звуки их слагаются в музыку сфер.
Эллины называли Пифагора «божественным мужем». Пифагор признавал бессмертие души, и её переселение в другое тело. При этом человек помнит все свои перевоплощения (инкарнации) в прошлом. Пифагор говорил, что живёт уже не в первый раз – сначала, по его словам, «он был Евфрбом, потом Эфалидом, затем Гермотимом, потом Пирром и, наконец, стал Пифагором». Душа состоит из трёх частей: ума, рассудка и страсти, причём рассудок есть только в человеке. Ему принадлежит выражение: «Сам сказал!» Пифагор первым достиг такого знания человека и умения распознавать природу каждого, что ни с кем не дружил и не знакомился, не определив по лицу, каков этот человек. Друзей любил безмерно. Это он сказал, что «у друзей всё общее и что друг – это второй я».
Пифагорейцы жалуются, что «Платон, Аристотель, Спевсипп,  Ксенократ присвоили все их выводы, изменив разве самую малость».
Ницше: «Философию пифагорейцев, по определению Аристотеля, следует трактовать в заключение всех предыдущих систем и раньше платоновского учения об идеях. Её основные принципы исходят из учения Элеатов. Пифагорейцы открыли значения числа».

Характеристика некоторых чисел:
               
Число/Обозначение/Характеристика

1 Разум. Так как неизменна
2 Мнение. Так как изменчива и неопределённа
4, 9 Справедливость. Величина, помноженная сама на себя, т.е. квадрат
5 Брак. Соединение первого мужского (двойки) и первого женского числа (тройки)

I.2.2. Сократ

Сократ (Др. Греция, 469-399 гг. до н. э.) – философ  из Афин.

Не оставил ни строчки сочинений, считая слово мёртвым. Сведения о его учении оставили его современники – Ксенофонт, Платон, позднее Аристотель. Его учение было направлено на самопознание и достижение мудрости. 27 лет с невозмутимостью переносил голод, бедность, непослушание своих детей, злобный нрав жены и под конец клевету, угнетение, темницу, оковы, яд.  Он во всём был первым и в бою, и в труде, и на пиру – в состязании «кто кого перепьёт» всегда выходил победителем.               
От Сократа берёт начало Этика.
В 399 г. до н. э. его обвинили в том, что он «не чтит богов, развращает юношество», приговорили к  смерти, и он принял чашу с цикутой. Ученики предлагали ему спастись бегством. Но он отказался, сказав, что следует повиноваться законам.
Сократ был основателем нескольких школ.
Ницше: «От всех прежних философов Сократ отличается своим плебейским происхождением и очень незначительным образованием. Он был поразительно безобразен и наделён от природы сильнейшими страстями: плоский нос, толстые губы, выпуклые глаза. Ему говорили, что он вмещает в себе самые гнусные пороки и вожделения. Сократ отвечал на это: «Вы хорошо меня узнали!» Сократ и Платон – симптомы упадка, орудия разложения Греции. С появлением Сократа диалектика входит в почёт у греков. До Сократа диалектические приёмы считались признаком дурного тона. К диалектике прибегают только в том случае, когда нет никакого другого средства для того, чтобы заставить признать себя правым. Диалектик предоставляет своему противнику доказывать свою глупость и тем приводит его в бешенство, а также лишает ум противника всякой власти.
Сократ всегда враждебно относился к культуре и искусству, а также к естественным наукам. Астрономию он причислял к божественным тайнам, исследовать которые было бы безумием. «Геометрия нужна только для того, чтобы иметь возможность правильно судить при покупке, продаже и разделе земли: глупо заниматься изучением сложных фигур». Всю физику он устранял. Точно также ни во что он ценил искусство. Он принадлежал к тем, кто презирает трагедию. Он никогда не пополнил самообразованием того, что было упущено в молодые годы учения.
Он был чрезвычайно вспыльчив. Аристотель писал, что «это громадная сила воли, направленная на этическую реформу». Она представляла для него единственный интерес. Познание, как путь к добродетели, отличает его философский характер: диалектика – вот единственный путь. Борьба против удовольствия, алчности, гнева направляется против незнания, лежащего здесь в основе. Он – первый философ жизни, и все его школы являются, прежде всего,  жизненными философиями. Жизнь, руководимая мышлением! Мышление служит жизни, когда как у всех прежних философов жизнь служила мышлению и познанию: истинная жизнь является здесь целью, там цель – высшее истинное знание. Таким образом, сократовская философия носит абсолютно практический характер: она враждебна всякому знанию, не связанному с этическими последствиями. Он ненавидел представителей образования и науки, софистов.
Никто не мог сказать, ради чего учит Сократ. Куда бы он ни приходил, он всюду вызывал чувство сознания своего невежества, он раздражал людей и вызывал у них жажду к знаниям. Он подготавливал почву для обучения, изобличая своих современников в незнании. Вырытая им пропасть поглощает все течения, идущие от древнейших философов.
Сократом кончается ряд оригинальных и типичных мудрецов, и настаёт новый век мудрецов, начинающихся Платоном – век более сложных характеров, являющихся продуктом соединения течений, идущих от оригинальных и односторонних мудрецов».
Аристофан осмеял Сократа в комедии «Облака».
Бергсон: «Именно Сократ был вдохновителем всех великих философских учений Греции, несмотря на то, что он не создал своего учения и не написал ничего. Сократ ставил превыше всего деятельность разума, и особенно логическую функцию духа. Сократ учит, потому что ему так предвещал дельфийский оракул. В связи с этим он наделён миссией. Он беден и должен оставаться бедным. Он ничего не пишет, чтобы его живая мысль передавалась умам, которые понесут её другим умам. Он не чувствителен к холоду и голоду, отнюдь, не будучи аскетом, но он свободен от потребностей и от своего тела. Стоики, эпикурейцы, киники, все моралисты Греции происходят от Сократа – не только потому, что они развивают в различных направлениях теорию учителя, но также и потому, что они заимствуют у него позицию, которую он создал, позицию Мудреца. Сократ, действующий несравненным обаянием своей личности, вернул философию с небес на землю».
Для Монтеня Сократ был идеалом мудреца.

I.2.3. Демокрит

Демокрит (Др. Греция, 460-370 гг. до н. э.) – философ и учёный.

Родом из Абдер во Фракии, где правил, почитаемый за свою мудрость. Был прозван «Мудростью», а также «Смеющимся», т. к. смеялся над пустыми занятиями людей. Сохранившихся до нашего времени книг – две: «Великий диакосмос» («Великое миростроение») и «О строе природы» («О природе мира»), а также «Изречения (гномы) Демокрита».
Демокрит разрабатывал физику, этику, науки, входящие в круг общего образования, был одним из основоположников математики, а также родоначальником греческой научной медицины, имел опыт в области искусств.
Демокрит много путешествовал – ездил в Вавилон, Персию и Египет, учился у магов и жрецов. Имел глубокие и разносторонние знания. Исходил из положения: «Ничто не возникает из ничего и ничто не переходит в ничто». Пришёл к мысли о существовании мельчайших неделимых частиц (атомов), благодаря соединению и разъединению которых образуется всё бесконечное разнообразие существующих вещей. Наряду с атомами признавал существование и небытия – Пустоту.
Отрицал случайность и считал, что всё происходит по необходимости. Это понимание необходимости вызвало возражение со стороны Эпикура. Отрицал бессмертие души, т. к. душа человека состоит тоже из атомов и имеет лишь временное существование. 
Считал, что мир бесконечен, т. к. он никем не создан.
Для объяснения восприятия внешних предметов органами чувств выдвинул Теорию истечений (эманацию). Этой теорией он объяснял также симпатии и антипатии людей. Теория истечений была намечена Эмпедоклом и развита Демокритом.  Ему принадлежит первый в Древней Греции трактат по Логике, который был направлен против метафизики элейцев и пифагорейцев и получил дальнейшее развитие в Эпикурейской школе (хотя о самом Пифагоре он отзывался восторженно).
Демокрит добровольно лишил себя зрения, полагая, что рассуждения и исследования его ума в изучении законов природы будут сильнее и точнее, если не будет помех, создаваемых зрением. По другой версии «он выколол себе зоркие глаза солнечными лучами, чтобы не видеть, как хорошо живётся дурным гражданам».
Платон хотел сжечь все книги Демокрита, но ему указали, что это бесполезно, т. к. они уже у многих на руках. И неудивительно: ведь Платон, упоминая почти всех древних философов, Демокрита не упоминает нигде, даже там, где надо было бы возражать ему. Ясно, что он понимал: спорить ему предстояло с лучшим из философов (см. Ведение – Атомизм).
Многие в древности считали, что из философов выделяются Демокрит, Платон и Аристотель.
Цицерон противопоставляет «тёмного» Гераклита «ясному» Демокриту.
Эпикур очень уважительно относился к Демокриту. Считалось, что если бы Эпикура не научил Демокрит, то сам он бы не дошёл до мудрости. Разногласие между ними заключалось в том, что Эпикур признавал все атомы малыми, а Демокрит полагал, что есть атомы весьма больших размеров.
Аристотель писал, что «За исключением Демокрита никем ничего и ни в чём не было обосновано, разве что нечто поверхностное. Лишь Демокрит, кажется, рассуждал обо всём и разбирался во всём».
Ницше: «О его жизни имеется мало данных, но много россказней: громадные путешествия, обеднение, почёт, одиночество, большая работоспособность. Он – великий писатель. Цицерон ставит его наряду с Платоном. Исходным пунктом его учения служит положение Элеатов. Особенно сильное влияние было Парменида. Исходный пункт о реальности движения присущ как Демокриту, так и Эмпедоклу, и Анаксагору. С Гераклитом у Демокрита общая вера в движение: что всякое движение предполагает некоторую противоположность, что борьба есть матерь вещей.
Из всех древнейших систем демокритовская – наиболее последовательная. Образование мира он представлял следующим образом: в бесконечном пространстве носятся атомы в вечном движении. Всякое движение он выводит из пустого пространства и тяжести: более тяжелые атомы падают вниз и своим давлением изгоняют дальше более лёгкие. Душа состоит из самого подвижного вещества – из огня. Между каждыми двумя телесными атомами Демокрит помещает по одному атому души. Душа – есть наиболее существенная часть в человеке: тело не более как сосуд для неё.               
Материалистов сравнивали с бароном Мюнхгаузеном, который, плывя на лошади по воде, вздумал, было приподнять на воздух и себя, и свою лошадь, таща себя за свою свесившуюся наперёд косу. Абсурд заключается в том, что материализм исходит из объективного (как он думает), тогда как в действительности, всё объективное, самым разнообразным образом,  обусловлено познающим субъектом, а потому исчезает, если отвлечётся от субъекта».

I.2.4. Платон

Платон (Др. Греция, 429-347 гг. до н. э.) – 2-й Гений (оказал влияние на  Шеллинга и Гегеля).

Ведёт свой род от мудреца Солона в шестом поколении по линии матери. Подлинное имя – Аристокл. «Платон» – прозвище, означающее «широкоплечий» или «широколобый», или прозван так за широту своего слога.
Платон соединил учения Гераклита, Пифагора и Сократа. Первым выступил с опровержением почти всех предшествующих ему философов. Платон не выступал лишь против Демокрита. Он враждовал со всеми известными учениками Сократа – киником Антисфеном, Ксенофонтом, руководителем киренской школы Аристиппом.
В древней трагедии поначалу только один хор вёл действие, потом Феспис ввёл одного актёра, чтобы дать отдых хору, потом Эсхил – второго, Софокл – третьего. После этого трагедия достигла своей полноты. Так и философия поначалу знала только один род рассуждения – физический, Сократ ввёл второй – этический, а Платон третий – диалектический и тем завершил философию. Хотя считается, что Зенон Элейский первым стал сочинять Диалоги, Платон довёл этот вид сочинений до совершенства, поэтому, по праву может почитаться  Первым как в красоте, так и в изобретательности. В четырёх Диалогах он был боговдохновенен: «Тимей»; «Государство»; «Федра» и «Феэстет». Его «Диалоги» относятся к Великим книгам. Аристотель говорил, что образ речи Платона – среднее между поэзией и прозой. 
Главным учителем Платон считал Сократа.
По доносу Платон был продан в рабство, откуда выкуплен одним из его поклонников – Анникеридом Киренским. Во второй раз его должны были посадить в тюрьму, но пифагореец Архит добился для него прощения и свободного возвращения в Афины.
Платон отказался от сократовской иронии и обычая бродить по базару и мастерским, охотиться за молодыми людьми и заводить с ними беседы. Отказался он также от важной надменности пифагорейцев, от их вечно запертых дверей и от их довода «Сам сказал!» Платон со всеми был общителен и доброжелателен.
Платон трижды участвовал в военных походах, где сумел отличиться. По возвращению в Афины открыл знаменитую философскую школу – Академию (находилась в роще, посвящённой мифическому герою Академу).  Здесь после смерти он и был похоронен.
Платон – основоположник объективного идеализма. Центральное место в его философии занимает учение об идеях. Истинный мир – это царство идей, которое является миром только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления.
Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой. Внизу пирамиды – идеи конкретных объектов, например лошади или быка, выше – более общие идеи – четвероногие, ещё выше – животные. Венчает пирамиду одна единственная идея – идея «Блага».
Творцом является Ум-демиург (или Бог).
Платон создал одну из первых моделей идеального государства (существует не для людей, а ради самого себя). В идеальном государстве существуют три основные группы граждан: правители-философы, стражи (воины) и ремесленники с земледельцами. Принадлежность к сословию определяется не происхождением, а личными способностями. Правители и стражи не имеют семей, так как жёны и дети у них общие (сексуальные связи при этом регламентируются таким образом, чтобы «лучшие сходились с лучшими» для получения лучшего потомства). Живут они все вместе в общественных помещениях за счёт налогов, собираемых с ремесленников и земледельцев.
Платон считал, что лучший размер для государства – 5040 семейств, «потому что этого достаточно, чтобы обороняться от врагов и помогать друзьям».
Понятие «Платонической любви» не отвергает телесное любовное влечение, но представляет его как низшую примитивную форму, не выходящую за пределы бренного, ненадёжного, недолговечного, а то и мимолётного.
Ницше: «Моё отношение к нему вполне скептическое. Он смешивает все формы стиля и является первым декадентом стиля. Пленяться его диалогами, этой самодовольной и наивной диалектической болтовнёй, могут только те, кто не читал хороших французов. Платон скучен. Он – «великий сумасброд». Дорого пришлось поплатиться за то, что этот афинянин посещал школы египтян (или, может быть, евреев в Египте?)»

I.2.5. Аристотель

Аристотель (Др. Греция, 384-322 гг. до н. э.) – 3-й Гений (оказал влияние на  Декарта и Канта).

Прозвище – Стагирит (т.к. был уроженцем Стагиры, находящейся в Древней Македонии). Аристотель пришёл к Платону, когда ему было 17 лет. Проучился в Академии 20 лет, вплоть до смерти Платона. Но ещё при жизни Платона отошёл от него. Он высоко ценил своего учителя, но в некоторых вопросах его критиковал: «Платон мне друг, но истина дороже». Платон на это сказал: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребёнок свою мать».
Аристотель «был шепеляв в разговоре, ноги имел худые, а глаза маленькие, но был приметен одеждою, перстнями и причёской. У него был сын от наложницы Герпеллиды Никомах» («Жизнеописания» Тимофея Афинского).
Аристотель четыре года был учителем А. Македонского, прибыв в Македонию, когда Александру было 13 лет.
Аристотель открыл свою философскую школу – Ликей (Лицей), которая находилась в роще, посвящённой Аполлону Ликейскому, где преподавал 13 лет.
Учеников и последователей Аристотеля часто называли «Перипатетиками» (прогуливающимися), т.к. в Ликее философией было принято заниматься во время прогулок по роще.
Аристотеля заслуженно называют энциклопедистом, т.к. он является основоположником логики, психологии, биологии, политологии, экономики, истории философии и ряда других наук. Аристотель был первым историком философии.
Об учении Аристотель говорил: «Корни его горьки, но плоды сладки».
Аристотель – основоположник формальной (классической) логики, теории логического вывода – силлогистики (силлогистика – учение о правильных и неправильных видах умозаключения – силлогизмах).
Аристотель предложил для самого общего понятия обо всём, что есть на свете, слово «Лес» – лес как строительный материал, из которого делаются любые постройки. Римляне, перенимая греческую философию, перевели это слово на свой язык: по-латыни «строительный лес» будет «материус». А отсюда пошло то слово, которым и до наших дней философы обозначают всё вместе взятое, что существует на свете – «Материя». 
Аристотель являлся дуалистом, признавая существование двух самостоятельных первоначал – материи и формы. Колебался между материализмом и идеализмом. Его понятие «формы» близко к понятию «идеи» Платона.
Высшая сущность бытия – первоформа, которая ещё представляет собой  некий Мировой ум, мыслящий сам себя. Бога вслед за Платоном Аристотель объявлял бестелесным. Душу он также считал бестелесной.
Мир в принципе познаваем и состоит из 4-х стадий: чувственное восприятие (конкретные, единичные вещи), опыт (множество конкретных, единичных вещей), искусство (общее, что имеется у множества вещей). Высшей стадией познания является философия, способная познать высшие формы и цели всего сущего.
Аристотель отвергал теорию о переселении душ.
Счастье достижимо только при добродетельной жизни. Наивысшее счастье достигается при занятиях философией.
Высшая цель государства, как и отдельного человека, состоит в «счастливой и прекрасной жизни». Лучшей формой правления считал «политию», где нет резкой поляризации бедных и богатых, худшей – тиранию и крайнюю демократию.
Физический труд – удел рабов, рабство существует «от природы» и рабами должны быть в основном варвары (не греки).
Аристотель первым стал писать как профессор: он – профессиональный учитель.
Его книга «Метафизика» относится к Великим книгам.
Аристотель умер в Халкиде в возрасте 63 лет.
Аристотель, как и Платон, оказал величайшее воздействие на всю последующую философию. Логика Аристотеля признавалась вплоть до появления в XX веке неклассической логики, космология – до революционного переворота в астрономии, совершённого Коперником в XVI веке, физика – до конца эпохи Возрождения.
Метафизика Аристотеля в эпоху эллинизма была не популярной. Но в IX-XII вв. активно развивалась в мусульманской и еврейской философии. Начиная с XIII в. метафизика (в виде томизма) стала доминирующей в Европе. В эпоху Возрождения её опять начал «теснить» платонизм.
Философскую систему Платона определяют как идеализм, а философскую систему Аристотеля – как «материалистический идеализм». Аристотель поставил науку (разум) выше нравственности (совести). Платон, по сути, проповедовал «античный коммунизм» (отрицание семьи, частной собственности и др.). Противопоставление Аристотеля Платону привело к тому, что за последним закрепилась слава «философа-поэта» и «философа-мифолога», тогда как первого фактически канонизировали. После смерти Аристотеля прошло две тысячи лет, прежде чем мир произвел на свет философа, которого можно было бы рассматривать как приблизительно равного Аристотелю – Канта.

I.2.6. Эпикур

Эпикур (Др. Греция, 341-271 гг. до н. э.) – величайший греческий просветитель, продолжатель учения Демокрита, основоположник эпикуреизма.

Его благочестие перед богами и любовь к отечеству несказанны. Высказал мысль о том, что впервые в мире, богов создал страх.
Скромность Эпикура доходила до такой крайности, что он даже не касался государственных дел. Друзья сами съезжались к нему и жили в его Саду. Жизнь эта была скромной и неприхотливой: им было вполне довольно кружки некрепкого вина, обычно же они пили воду. Эпикур писал другу: «Пришли мне горшочек риса, чтобы можно было пороскошествовать, когда захочется». Вот каков был человек, учивший, что предельная цель есть наслаждение. Он был благодушен и добр, но всю жизнь страдал от камней в печени. Поэтому был очень худым, с измождённым лицом. Он почти не выходил из дому, а с друзьями и учениками беседовал, лёжа в своём афинском саду.
Из древних философов ближе всего ему был Анаксагор, а также учитель Сократа – Архелай.  Сам себя Эпикур называл самоучкой. В 32 года он основал свою школу – сначала в Мителенах и Лампсаке, а через 5 лет переехал в Афины, где преподавал в Саду. Писателем он был изобильнейшим и множеством книг превзошёл всех: они составляют около 300 свитков.   Соперничал с ним только Хрисипп, но он часто повторялся, а выписок из других авторов (со стороны) было такое множество, что ими одними можно  заполнить целые книги, как это было и у Зенона Китийского, и у Аристотеля.
Крупнейший представитель эпикуреизма – Тит Лукреций Кар, поэма которого «О природе вещей» является основным источником сведений об эпикуреизме и относится к Великим книгам (подробнее о Лукреции – см. Раздел III.6.7).
Девиз эпикуреизма – «Проживи незаметно!»
Главная цель философии – достижение счастья.
Эпикур не отрицал существования богов, но утверждал, что они наслаждаются блаженством и не вмешиваются в дела людей, т.к. любое вмешательство нарушило бы их безмятежное состояние.
Привыкай думать, что смерть для нас – ничто: ведь всё и хорошее, и дурное заключается в ощущении, а смерть – есть лишение ощущений. Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.
Самая простая снедь доставляет не меньше наслаждения, чем роскошный стол, если только не страдать от того, чего нет. Даже хлеб и вода доставляют величайшее из наслаждений, если дать их тому, кто голоден. Поэтому привычка к простым кушаньям и здоровье нам укрепляет, и при встрече с роскошью делает нас сильнее, и позволяет не страшиться превратностей судьбы. Поэтому когда мы говорим, что Наслаждение – есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности, нет, мы разумеем Свободу от страданий тела и от смятений души.
Интерес к этому учению снова появился в эпоху Возрождения (Монтень). Широкое распространение оно получает среди французских просветителей (Дидро).

I.2.7. Августин

Августин Аврелий (Блаженный) (Др. Рим, 354-430 гг.) – 4-й Гений.

Родился и умер в северной Африке. В 387 г. принял крещение.
Его воззрения формировались в период зарождения христианской философии (в 325 г. по указу императора Константина христианство стало государственной религией Римской империи).
Августин Аврелий – основоположник христианской философии, крупнейший представитель западной Патристики,     т. е. учения отцов церкви.
Патристика делится на западную и восточную. Учения западных отцов церкви (особенно Августина Аврелия) сыграли ведущую роль в развитии католической теологии и философии, а учения восточных – православной.
Отцы западной патристики: Медиоланский, Иероним, Августин Аврелий, Григорий Великий. В 1567 г. пятым отцом церкви был признан Фома Аквинский.
Отцы восточной патристики: Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Основные идеи Августина заключаются в следующем.
Бог создал мир из ничего, и существование мира постоянно поддерживается Богом.
Из состояния греха падшие могут выйти только соединившись с Богом.  Для этого есть два пути: путь разума и путь авторитета:
– по первому пути шли древние (дохристианские философы), лучшим из которых был Платон: изучение мира позволяет нам приблизиться к Богу;
– второй путь – это вера в Бога через Откровение (Священное Писание, т. е. Библию).
Таким образом, у Аврелия провозглашается примат Веры над Знанием.
Душа нематериальна и бессмертна. До своего грехопадения Адам и Ева были свободны в выборе: грешить или не грешить. После грехопадения и они, и их потомки не могли не грешить. После искупительной жертвы Христа, избранники Божьи опять получили возможность жить не греша.
Аврелий положительно относился к языческой (античной философии), считая, что она имеет общие корни с христианством, поэтому её изучение необходимо.
Аврелий – создатель концепции Божественного предопределения: Бог ещё до рождения каждого человека предопределил одних людей к добру, спасению и блаженству, а других – к злу, погибели и мучениям.
Аврелий различает два вида любви, присущей людям: любовь к себе, доведённая до презрения к Богу («Град Земной»), и любовь к Богу, доведённая до презрения к себе («Град Божий»). Первые являются потомками Каина и обречены на вечное проклятие, вторые – потомки Авеля и определены к спасению.
Аврелий составил периодизацию человеческой истории (первая попытка создания философии истории):

Первая эпоха От Адама до Ноя (до Потопа)
Вторая эпоха От Ноя до Авраама
Третья эпоха От Авраама до Давида
Четвёртая эпоха От Давида до Вавилонского пленения
Пятая эпоха От Вавилонского пленения до первого прихода Христа
Шестая эпоха (настоящее время) От первого до второго прихода Христа (т.е. до Страшного Суда – конца света)

В умах людей существуют три вещи, тесно связанные, но которые заслуживают тщательного различения: Понимание, Вера и Мнение:
– понимает тот, кто постигает что-либо достоверным образом;
– верит тот, кто, побуждаемый каким-либо авторитетом, считает истинным даже то, что он не постигает достоверным образом;
– мнит тот, кто полагает, что знает то, чего не знает.
Учение Аврелия оказало решающее воздействие на западноевропейскую философию периода Средневековья (в эпоху позднего Средневековья соперничая с Томизмом).
В эпоху Возрождения учение о божественном предопределении послужило основой учения Кальвина.
В заключение этой Главы следует отметить, что взгляды любого мыслителя в истории европейской мысли за две с половиной тысячи лет, бесконечно упрощая, всегда можно будет свести или к взглядам Фалеса и Демокрита, или к взглядам Пифагора и Платона, или, в конечном счёте, – к Материализму, или к Идеализму.

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.