Светлая память Вашим родителям! -5

Продолжение. Начало в главах 1-4.

В 90-е годы в стране начались большие перемены,  дефицит многих товаров, талонная система, приходилось всё  время стоять в очереди.  Раечка уходила с утра  по магазинам,  с  целью  достать  продукты  питания,  необходимые  товары. Молодые  работали, я  оставался  с  малышом. Очень уставал,  но справлялся.  С  трудом  устроили  Серёжу в  ясли, стало несколько легче.  Хотя перемены в  стране не радовали, порой становилось страшно  за будущее, постоянное   шарахание  из крайности в крайность, вызывало беспокойство,  не было уверенности в будущем, как  и стабильности тоже.

Не смотря  ни на  что,  мы  с  Раечкой просили  Марину  и  Виктора  не оставаться  с одним  ребёнком.  Они  сначала   не соглашались с нами, а  потом, когда  Серёже  исполнилось  17 лет,  Марина  родила девочку – Иру. Получилось так, что  Серёжа  поступил  в институт,  а  Ирочка только родилась. 

Появлению внучки  мы  с  Раечкой были очень рады, нам обоим казалось, что  вернулась  молодость. Совместных  детей   у  нас не было,  так хоть  внукам  порадуемся. С  появлением  внучки,  наш  дом  ожил,  хлопот хватало всем. Эти хлопоты были приятными для нас. Ирочка  была чудесным ребёнком,  радовала нас,  мне  всегда хотелось  нянчиться  с  ней, видеть, как она растёт.


Вскоре  Сергей  женился, окончил политехнический институт,   вместе с женой они  стали жить в другом городе, с  её  родителями.  Устроились они хорошо,  вскоре Кристина  родила  дочку – Оленьку. Мы  с Раечкой   стали  дедушкой и бабушкой в третий раз. Ездили  познакомиться  с внучкой,  она  была прелестным ребёнком.  Это было счастливое время в моей жизни, но длилось оно недолго.

В одну страшную ночь  случился  пожар,  сгорел дом  Раечки, в котором жила  семья её  сына. Это событие  Раечка  не  смогла пережить,  стресс дал о себе  знать,  у  неё  стало плохо  с головой, она  совсем не спала ночами, рвалась спасать внуков из огня, хотя они не пострадали, всё обошлось.  Семья Юрия  разместилась у нас в доме. Было тесновато, но  мы  стали жить одной семьёй.  Дом  перегородили на две половины, в одной жила семья  Марины и Виктора, в другой мы  с  Раечкой  и Юрий с  Наташей  и  сыном  Димой.

Даже  теснота не так пугала меня, как состояние  Раечки,  которое  ухудшалось с каждым днём. Она кричала по ночам, плакала, звала на помощь,  лекарства никакие не помогали, справляться   с  ней становилось всё труднее. По рекомендации  врачей, мне пришлось  положить её  на лечение  в психиатрическую клинику.  Я очень надеялся, что  Раечка пройдёт стационарное лечение  и  вернётся  домой, я просто не мыслил своей дальнейшей жизни без неё, ведь  я  стоял на пороге  глубокой старости.

Раечка моя не вернулась  ко мне,  в  клинике она пробыла около года, состояние  её  не улучшалось, хотя и не ухудшалось, что и оставляло  слабую  надежду на её  выздоровление, но этого не произошло.  В декабре  2010 года  моя  незабвенная  Раечка, возвратившая  меня  когда-то  к жизни, угасла. Я снова  стал одинок.  Дом  мой был занят, там  я  стал лишний.

Однажды  Юрий  предложил мне временно  устроиться  в  дом  престарелых,  надо ли говорить, как мне было тяжело это слышать.  Видя моё состояние, Юрий  повторил, что это временно, обещал  навещать меня,  помогать. Я понял, что здесь я больше не нужен и дал своё согласие, понимая, что  временное пребывание  в доме престарелых станет для меня  постоянным.

Он взялся  за оформление документов  и  справок, сделал это достаточно быстро.  Так я оказался здесь.  Живу вот уже почти два года. Мне здесь хорошо, появились друзья, знакомые,  я ни  в  чём  не  нуждаюсь,  у меня всё есть:  питание, медицинское обслуживание, уход.  Персонал здесь замечательный.  Дети и внуки не навестили  меня ни разу, хотя при расставании обещали это делать регулярно, даже Марина  обещала.

Поначалу  я очень ждал  хоть какой-нибудь весточки, но  их  не было, теперь  я уже успокоился,  только   каждую ночь  во сне вижу  свой дом  и  сад, который  когда-то заложил мой отец. -  Владимир  Николаевич  тяжело  вздохнул  и  вопросительно посмотрел на меня.

-  Вот  та  история, которую я хотел поведать Вам, милая Эльвира, - как-то  виновато сказал  он. – Простите, что отнял  у  Вас так много Вашего драгоценного времени.
Я  пребывала  в состоянии  шока,  у меня по ходу его рассказа возникло множество вопросов, но я поняла,  что  сейчас он очень устал  и задавать их  не надо.

- Спасибо, уважаемый Владимир Николаевич  за  Ваш рассказ, - сказала  я. – Спасибо  Вам  за  то, что Вы есть, за то, что Вы такой!  Я искренне желаю Вам  здоровья, насколько это возможно,  и  добра. Вы  даже сами не знаете, какой Вы человек,  какая  добрая у Вас душа. Вопреки  всем невзгодам и несчастьям, постарайтесь быть счастливым!

Мои слова тронули  собеседника, он  засуетился, чтобы не показать мне своих слёз, посмотрел  на  часы.

- Извините, милая хозяюшка, мне пора! Скоро  обед, я не привык опаздывать! – сказал  он, подавая мне руку. Я протянула  свою, прощаясь с  ним. Он  по-джентльменски, поцеловал её,  и направился  к выходу.  Я  вышла его проводить, прихватив  с  собой пакет  с  яблоками. За  калиткой  мы попрощались.

-  Владимир  Николаевич, светлая память Вашим родителям! Светлая память всем Вашим родным и близким людям! – сказала я на прощание, он улыбнулся  и  зашагал  в  сторону  центра.  Я  провожала  его  взглядом.  На  повороте  он  обернулся, помахал мне рукой  и послал воздушный поцелуй. Я улыбнулась,  это было очень трогательно.

Я вернулась к своим делам, хотя  в этот день, да  и  в   последующие дни  у меня всё валилось из рук,  я  мысленно   прокручивала  его рассказ  несколько раз, вопросов становилось  всё больше.  Потом  эту встречу  отодвинули  другие дела,  тем более,  что  с  Владимиром Николаевичем  больше мы не встречались.

Осенью  2012 года  его не стало, похоронили его на нашем  кладбище, из   родственников на похоронах никого не было.  Его  могила   находится  недалеко  от  могил  моих родителей, поэтому  каждый раз навещая  их,  я прихожу  и   к  нему. 

В декабре  2012 года  Центр временного пребывания престарелых людей закрыли, всех  старичков  разбросали по другим центрам.  На  его территории теперь тишина,  никого нет.

Моя  дорога в сад  по-прежнему пролегает мимо  центра временного пребывания для престарелых людей,  я каждый раз  вспоминаю  Владимира  Николаевича  и  тот  рассказ, который услышала от него…


Рецензии
Читала и молила, чтобы жена Владимира Николаевича не ушла в мир иной первая. Понимала, что он навряд ли будет кому нужен. Добро забылось и старый человек оказался в доме престарелых. Сколько их там находится и в настоящее время! Повесть тронула мою душу. Очень тяжёлая судьба у Владимира Николаевича. С теплом,

Татьяна Комиссарова   17.12.2023 08:47     Заявить о нарушении
Таня, такой добрейшей души человек,
интеллигент, и такая судьба...
Страшно, правда? С теплом,

Эльвира Гусева   18.12.2023 20:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.