Поэзия и проза Михаила Лапшина
Многообразие лирических сюжетов в стихотворениях сборника, мистических историй в прозе (в сущности, рассказы М. Лапшина - это тоже стихотворения, стихотворения в прозе) не затеняет главного - единства сборника. Одной из главных тем книги, с моей точки зрения, является драматическая расколотость жизни, переживаемая и поэтически рефлектируемая поэтом. Жизнь прекрасна и в то же время инфернальна, она трагична и в то же время даёт мгновения счастья, на которых поэт останавливает наше внимание.
Трагизм жизни у Михаила Лапшина безысходен, единственный исход, выход - в искусстве. Ещё одна черта сборника - бесстрашие поэта перед трагическим и инфернальным. Обращаясь к своему двойнику-поэту (Ф. Пессоа) М. Лапшин пишет:
"Ступай, ступай в свой мир беззвездный,
Кромсай глазами мрак и свет,
Сомнамбулический поэт,
Ищи отверженные бездны."
Этот мир, где надежда поэта
" маленькая и отвратительная,
как горящий нерв, проколотый иглою."
Этот мир, который требует бесстрашия, все же дарит поэту и нам, его читателям, образы прошлого:
"Там дремлют храмы в солнечном просторе,
Там виноград роняет дикий сок,
И девушки на побережье моря
Сдувают с бедер золотой песок."
В мире поэзии М.Лапшина есть не только "отверженные бездны", но и заря, которая сравнивается со смуглой длинноногой девушкой, есть знание прекрасного в прошлом, которое связывает поэта с творчеством Хосе Мариа Эредиа и некоторыми стихотворениями Мандельштама (Например, "Я не слыхал рассказов Оссиана" - ср. у Лапшина:
"Я расскажу тебе, о чем пророчила Луна,
Я уведу тебя в страну Валгаллы,
Я покажу тебе, как в опиуме сна
Драккары разбиваются о скалы.")
Если говорить об источниках поэзии М. Лапшина, то в первую очередь должен быть назван Ш. Бодлер с его "Цветами Зла". В эпоху постмодернизма, рефлексии над поэтическим языком, подобная связь с таким модернистическим поэтом, может показаться архаической. Но она есть, она делает М. Лапшина поэтом модернистским, поэтом, который следуя традициям "проклятых" поэтов пишет о себе и о трагичном мире, а не о языке, как поэты- постмодернисты.
Проза сборника может рассматриваться двояко: и как прозаический комментарий к поэзии и как тексты, имеющие самостоятельное значение. В любом случае поэзия и проза М. Лапшина оказываются слиты в творческом единстве. Основным сюжетом прозы оказывается столкновение двух реальностей: мистической и обыденной, повседневной. При этом победа всегда оказывается на стороне мистики, оставляющей свой неизгладимый след на обыденной реальности.
Одним из самых сложных, философских рассказов сборника является "Разговор", в котором идёт речь о загробном существовании. Смысловым центром сборника М. Лапшина "Заполнить паузу", несомненно, является цикл "Четыре жестоких сказки" ("Типично английская история", "Тень", "Девушка из Ирама", "Принцесса с острова Лофофора"). Тексты данного цикла густо насыщены мистической эротикой. Читатель ощущает необыкновенное напряжение между мистическим и бытовым полюсами реальности.
Инфернальности искусства - не только жизни, но и самого искусства - посвящён рассказ "Последняя деталь" о картине художника, окропляемой кровью жертвы.
Проза М. Лапшина опирается на классические образцы мистической прозы. Среди его источников необходимо назвать творчество Эдгара По, Рея Бредбери, Стивена Кинга.
Не хотелось бы завершать предисловие к сборнику нравоучительным пассажем, но сам материал заставляет сделать это: поэзия и проза М. Лапшина представляются уроком духовного бесстрашия перед трагизмом жизни, уроком, заставляющим вспомнить величайшего Бодлера.
Петр Торопыгин
Свидетельство о публикации №213090601491