Прорыв
Из книги "Остановись, мгновенье!" (книга первая) - Глазами очевидца.
ЭТА РАБОТА ПОСВЯЩЕНА - Президенту Республики Куба ФИДЕЛЮ КАСТРО РУС, президенту Международного Чернобыльского Фонда АЛЕКСАНДРУ БОЖКО, Чрезвычайному и Полномочному Послу Республики Куба в Украине СЕРХИО ЛОПЕС БРИЕЛЮ И ВСЕМ, КТО в совместном сотрудничестве с ними СПАСАЛ И ОЗДОРАВЛИВАЛ ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ.
Я благодарю Украинский Чернобыльский Фонд, профессоров, докторов и весь медперсонал госпиталей Гаваны; врачей, переводчиков и весь обслуживающий персонал кубинского Оздоровительного центра в Тарара; родителей, прибывших с детьми на Кубу, которые делились своими откровениями и переживаниями. Назвать всех персонально, при всём моём желании, из-за формата книги, невозможно.
БЛАГОДАРЮ всех, кто помогал мне в том, чтобы эта работа увидела свет, а именно: АЛЕКСАНДРА БОЖКО, МАРГАРИТУ ЖЕРДИНОВСКУЮ, ЮРИЯ ПОЛЯЧЕНКО, МАРЬЯМ МУМИНОВУ, НАДЕЖДУ ПЕТРОЧЕНКОВУ, ТАТЬЯНУ ШАПОВАЛ, ЛЮБОВЬ КИРИЕНКО, ЛИНУ ПИВЕНЬ, МАРИЮ ЕЛЕНУ АЛЕМАН ОЙОС, КАРЛОСА ЛУИСА БАРСЕНАС ГИЛЬЕНА.
Остановись, мгновение, замри…
Дай рассмотреть черты твои.
Ведь ты уже не повторишься,
Вдаль лёгкой бабочкой умчишься.
Всё пребывает в изменении –
И тают на глазах мгновения.
ЕЛЕНА МИКУШЕВА
Время неумолимо мчится вперёд. Мы едва успеваем переворачивать страницы календаря… Но с расстояния чётче вырисовывается то, что не всегда замечаем в водовороте событий. И когда элементарная забывчивость готова растерять и обесценить святые вещи, мы вдруг начинаем замечать как сверкает на солнце, поднятый из загрязнённой бытийности, отмытый нашей памятью и совестью, драгоценный алмаз доброжелательности, самоотдачи и человечности.
Вспоминается один из дней после моего возвращения с Кубы в Киев. 29 мая 1997 года приехала я домой ПОСЛЕ ИНТЕРВЬЮ С Чрезвычайным и Полномочным Послом республики Куба в Украине СЕРХИО ЛОПЕС БРИЕЛЕМ и решила прослушать, записанное на кассете, проверить все ли получилось… Многое пришлось мне пережить. Беды так закалили меня, что я никогда не плакала. А во время прослушивания этой записи слёзы ручьём текли из глаз по одежде на пол… Очевидно, потому что я никогда не встречала в своей жизни такого человека как Серхио, который оказался для нашего народа роднее родных. «Когда для отправки первым самолетом, 29 марта 1990 года, - рассказывал Серхио, - были отобраны тяжелобольные дети, пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, некоторых детей, даже наши врачи не решались взять, т.к. не были уверены, выживут ли они. Но я знаю, что у нас на Кубе высококвалифицированные врачи, профессора и весь медперсонал, поэтому я был уверен. Я взял ответственность на себя за этих детей и полетел с ними на Кубу. Затем я сразу вернулся в Киев.
ЧЕРЕЗ ТРИ МЕСЯЦА, В ИЮЛЕ, Я ПОЛЕТЕЛ В ОТПУСК В ГАВАНУ И СРАЗУ ЖЕ, НА ВТОРОЙ ДЕНЬ, ПОСЕТИЛ ГОСПИТАЛИ, ГДЕ НАХОДИЛИСЬ ЭТИ ДЕТИ. И КОГДА Я УВИДЕЛ ТЕХ, КОГО НА НОСИЛКАХ ВНОСИЛИ В САМОЛЁТ, ЧТО У НИХ ДРУГИЕ ЛИЦА, ОНИ РАДОСТНЫЕ , ХОДЯТ, БЕГАЮТ, ИГРАЮТ – ЭТО БЫЛО САМЫМ ВАЖНЫМ В МОЕЙ ЖИЗНИ. Я СКАЗАЛ ТОГДА СВОЕЙ СУПРУГЕ ГРИСЕЛЬДЕ, ЧТО ТЕПЕРЬ Я МОГ БЫ И УМЕРЕТЬ СПОКОЙНО, хотя тогда было всего 139 детей, с родителями 160 человек. А сейчас, когда лечились на Кубе 16 тысяч детей, тем более мог бы умереть спокойно. Только для этого было важно для меня жить и работать. Я не волнуюсь, когда приболеют мои дети. На Кубе для каждого ребёнка все гарантировано, чтобы они были здоровы.
Но я не могу не беспокоиться о здоровье детей Украины. Дети такого народа, дружеского, солидарного, который в тяжелые времена был с нами вместе. Этого мы никогда не забудем. Я бы хотел отметить ещё кое-что, что касается лечения детей. Украинские девушки, женщины очень красивые, не только внешне, но и духовно. Были случаи, когда девочки-подростки прилетели на Кубу без волос, больные алопецией. Глядя на них, было видно, что им не хотелось жить. И вдруг, я увидел их через шесть месяцев, с красивыми волосами, с ожившими радостными лицами.… Разве ради этого не стоит жить? Конечно же, стоит.
И ещё один важный момент. Когда я начинал программу «Дети Чернобыля» вместе с моим правительством, вместе с комсомолом Украины, с Украинским молодёжным чернобыльским фондом, с Александром Фёдоровичем Божко, с Лилией Владимировной Пильтяй и другими, когда я был назначен Послом в Украине, я понял что не закончил то, что я хотел сделать. И теперь у меня будет возможность продолжать и усовершенствовать эту Программу. Мы над этим сейчас работаем».
Ни комсомол Украины, ни Украинский молодёжный чернобыльский фонд (в то время это был Штаб по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы), НИКТО НЕ ОСМЕЛИЛСЯ БЫ ПРОСИТЬ ТАКОЙ ПОМОЩИ, НА КОТОРУЮ РЕШИЛАСЬ КУБА, НЕБОЛЬШАЯ СТРАНА, ЗАЖАТАЯ В КОЛЬЦО БЛОКАДОЙ, ЛИШЁННАЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СВОБОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОТЕРЯВШАЯ ИЗ-ЗА ЭТОЙ БЛОКАДЫ 40 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ. ЦК Комсомола Украины вместе со Штабом по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы ПРОСИЛИ СЕРХИО ЛОПЕС БРИЕЛЯ ВСЕГО ЛИШЬ О ТОМ, ЧТОБЫ ОН ПОМОГ ОБНАРОДОВАТЬ ЭТУ БЕДУ, обратиться к мировой общественности, поскольку Правительство Украины не осмелилось признаться всему миру, какую опасность принесла Чернобыльская трагедия. ОДНАКО СЕРХИО ВОСПРИНЯЛ БЛИЗКО К СЕРДЦУ НАШЕ ГОРЕ. ЕГО РАЗГОВОР С СЕКРЕТАРЁМ ЦК КОМСОМОЛА УКРАИНЫ АНАТОЛИЕМ МАТВИЕНКО, как он вспоминал, СОСТОЯЛСЯ В ЧЕТВЕРГ, А ЧЕРЕЗ ДЕНЬ, В СУББОТУ, ОН ПОЛУЧИЛ ОТВЕТ ОТ СВОЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, ПРИШЁЛ В ЦК КОМСОМОЛА И ПРЕДЛОЖИЛ ПОМОЩЬ РЕСПУБЛИКИ КУБА В ЛЕЧЕНИИ И ОЗДОРОВЛЕНИИ ЧЕРНОБЫЛЬСКИХ ДЕТЕЙ.
«В ФЕВРАЛЕ 1990 года, ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ после предложенной Кубой помощи, - РАССКАЗЫВАЛА заместитель Штаба по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы ЛИЛИЯ ПИЛЬТЯЙ, - КУБИНСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, ЛИЧНО ФИДЕЛЬ КАСТРО, ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ об отправке трех высококвалифицированных специалистов для обследования районов проживания вблизи ЧАЭС. Это были: главный онколог Кубы, профессор МАРТА ЛОНГЧОНГ, директор Института гематологии и иммунологии профессор ХОСЕ МАНУЭЛЬ БАЛЬЕСТЕР САНТОВЕНИЯ и директор Национального института эндокринологии, профессор РИКАРДО ГЮЭЛЬ. Я сопровождала их в поездках по самым экологически опасным районам Чернобыльской зоны. Вспоминаю своё детство, как не любили мы ходить к врачам. А там, если родители были на работе, дети выстаивали в очереди на прием к кубинским врачам до полуночи, а иногда до часа или двух ночи. В первую очередь для лечения были отобраны дети с самыми тяжелыми заболеваниями.
Это лейкозы, эндокринология, опухоли, ортопедические заболевания. Некоторых детей вносили на носилках, приносили на руках. После увиденного и прочувствованного в эти дни, я надолго потеряла способность смеяться, радоваться. Все это потрясло кубинских врачей. Им было трудно разговаривать. Они даже представить не могли, что население оказалось в таком состоянии. Первейшей нашей обеспокоенностью была забота о том, как мы сможем отправить этих больных детей на Кубу. В Киевском институте эндокринологии меня просили написать в документах, что дети едут не на лечение, а на оздоровление. Но совесть моя не позволила мне этого сделать, так как среди отобранных детей находились 49 онко-гематологических больных, 15 онкологических с различными патологиями: челюстно-лицевой, бедёр, рук, щитовидной железы, с псориазом, алопецией, витилиго и т.д.
Сразу после отбора детей прибыл в Украину замминистра здравоохранения Кубы Хорхе Антело Перес, чтобы согласовать в Министерстве здравоохранения Украины, будут ли выделены деньги на билеты нашим детям. Билет на самолет стоил тогда 700 рублей. И ТОГДАШНИЙ МИНИСТР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ, опустив глаза, СКАЗАЛ, ЧТО он очень сожалеет о том, что нам пришлось провести такую большую работу, но ДЕНЕГ НА БИЛЕТЫ НЕТ. Тогда Хорхе Антело Перес ещё раз прилетел в Киев с заявлением о том, что правительство Кубы приняло решение забрать своими самолетами всех отобранных детей, кому была обещана помощь медиками Кубы. ПО ЛИЧНОМУ РАСПОРЯЖЕНИЮ ФИДЕЛЯ КАСТРО, КУБА ОТПРАВИЛА ДВА САМОЛЁТА ДЛЯ ОТПРАВКИ НАШИХ ДЕТЕЙ. Он даже пригласил, очевидно в целях безопасности, ремонтную бригаду из Ташкента лететь на Кубу. Мы летели в самолете вместе с этой бригадой. Ко времени отбытия на Кубу в Киев прибыл директор кубинского Института гематологии и иммунологии Хосе Мануэль Бальестер Сантовения, чтобы лично, с медицинским персоналом сопровождать в полёте детей. Я была руководителем делегации от ЦК Комсомола Украины. За сутки до отлета приехали к нам родители 8-летней Ирочки Москаленко и умоляли взять её на Кубу, т.к. врачи сказали, что через 2-3 месяца она погибнет. На оформление документов и визы требовалось минимум три недели. Мы подняли на ноги Верховный Совет. Доктор Бальестер осмотрел ребёнка и сказал: «Я беру эту девочку». Тогда Владимир Марченко, работающий в консульском отделе, в субботу приехал с дачи, открыл сейф, взял печать и сделал визу ребенку. А ведь тогда, вывезти кого-либо из Советского Союза было сложно. Эта девочка летела с температурой 39 градусов с диагнозом острого лейкоза. Куба спасла ребёнка и ввела в стадию устойчивой ремиссии. Сейчас Ирине шестнадцатый год. Я считаю её своей крестницей.
Когда мы подлетали к Гаване, весь аэропорт сверкал иллюминацией, подъезжали встречать нас машины Скорой помощи. БЫЛО ОКОЛО ТРЁХ ЧАСОВ НОЧИ, За три часа между прибытием обоих самолетов, Фидель Кастро успел собрать совещание самых главных профессоров и директоров госпиталей Гаваны. ДЕТЕЙ ВСТРЕЧАЛИ ЧЛЕНЫ ПОЛИТБЮРО, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ДЕТСТВО РАБОТНИКИ МИНЗДРАВА КУБЫ. КОГДА ПРИБЫЛ САМОЛЁТ ФИДЕЛЬ СТОЯЛ У ТРАПА. Из рук Серхио Лопес Бриеля, Фидель Кастро взял на руки тяжелобольного ребёнка и сказал: «Люди добрые, посмотрите на этих детей. Я предлагаю сейчас сделать заявление открыто перед всем миром о том, что Куба предлагает медицинскую Программу помощи детям пострадавшим от Чернобыльской катастрофы. Мы готовы из районов Белоруссии, России и Украины принять на лечение 10 тысяч детей. Мы сделаем для этих детей всё возможное. Я лично сам буду руководить этой Программой. Так и передайте вашему правительству». Я подумала, что переводчик ошибся и переспросила. «Нет, я не ошибся, - ответил он - Могу повторить, 10 тысяч детей».
И ТУТ ЖЕ В АЭРОПОРТУ, ФИДЕЛЬ КАСТРО СКАЗАЛ, ЧТО ОН ВЫСТУПИЛ ПЕРЕД ПИОНЕРАМИ СВОЕЙ СТРАНЫ, И ОНИ ПЕРЕДАЮТ СВОЙ ПИОНЕРЛАГЕРЬ В ТАРАРА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ЧЕРНОБЫЛЬСКИХ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЙ БУДЕТ РЕКОНСТРУИРОВАН К КОНЦУ ЛЕТА. «Мы очень любим Советский Союз, - говорил Фидель, - вы наши братья, для нас ваши и наши дети одинаковы». ВСЕ ЖЕНЩИНЫ ПЛАКАЛИ. В ЭТИ МИНУТЫ НЕ ЧУВСТВОВАЛОСЬ, ЧТО ФИДЕЛЬ ТАКАЯ ВЫДАЮЩЕЕСЯ ЛЕГЕНДАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ. МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ОН ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК, И Я ПОЦЕЛОВАЛА ЕГО.
КУБА ПОКАЗАЛА ВСЕМУ МИРУ, ЧТО ТАКОЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ ТРАГЕДИЯ. У нас старались скрыть эту беду. Журналистам нелегко было к нам приехать. КУБА АККРЕДИТОВАЛА ЖУРНАЛИСТОВ ИЗ 200 СТРАН МИРА. Я вынуждена была остаться на Кубе на полмесяца, утешать родителей приехавших с больными детьми, решать организационные вопросы и ежедневно по 8-10 интервью брали у меня журналисты из разных стран. Куба первая заявила, что трагедия на ЧАЭС требует внимания всего мира. В то время, прошло уже 34 года, как страна находилась в кольце экономической блокады. Но, несмотря на такое тяжелое экономическое положение, Куба первая протянула нам руку помощи.
ЭТО ВСКОЛЫХНУЛО МИР. ГЕРМАНИЯ ОБЪЯВИЛА ГОДАМИ ЧЕРНОБЫЛЯ 1991-1992 ГОДЫ И ВЫДЕЛИЛА ОКОЛО 2 МИЛЛИАРДОВ МАРОК ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕМЕЦКИЕ СЕМЬИ МОГЛИ ПРИНИМАТЬ ЧЕРНОБЫЛЬСКИХ ДЕТЕЙ НА ОТДЫХ. ПОСЛЕ ГЕРМАНИИ ПРИШЛИ НА ПОМОЩЬ ИТАЛИЯ, ИСПАНИЯ, ИРЛАНДИЯ. Эти страны начали принимать наших детей на оздоровление. Это тоже существенная помощь. Но, конечно же, Куба была и осталась единственной страной в мире, которая делает нашим детям сложнейшие операции, лечит, кормит, предоставляет жилье со всеми удобствами и даже с горничными для детей и их родителей, - бесплатно. Зачастую лечение тяжелобольных детей затягивается на несколько лет».
Беседа с Лилией Пильтяй записана у меня на 83 страницах. Перечитываю ещё и ещё с большим интересом, но в пределах ограниченной возможности нелегко рассказать обо всём.
На Кубе, в Тарара, сразу же после прибытия рейса с больными детьми, под руководством доктора Расиеля Янеса Переса, координатора программы «Дети Чернобыля» началась всенародная акция по переоборудованию пионерлагеря им. Хосе Марти в санаторий. Этот пионерлагерь был подобен нашему Артеку в котором круглогодично оздоравливались по 260 тысяч кубинских детей.
СЕМЬ ТЫСЯЧ РАБОЧИХ ЕЖЕДНЕВНО В ТЕЧЕНИЕ 45 ДНЕЙ ПРИЕЗЖАЛИ ИЗ ГАВАНЫ В ТАРАРА. РАБОТА ВЕЛАСЬ КРУГЛОСУТОЧНО, БЕЗ ВЫХОДНЫХ. МНОГИЕ РАБОТАЛИ БЕСПЛАТНО И ЦЕЛЫМИ СЕМЬЯМИ. Был подготовлен 521 дом для проживания детей, 8 пятиэтажных госпиталей с новейшим оборудованием, 12 зданий типа пунктов питания, игровые домики, спортплощадки, Культурный центр для проведения массовых мероприятий, праздников, концертов и др.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУБЫ РАЗОСЛАЛО СВОИХ ЛЮДЕЙ ПО ВСЕМ ПРОВИНЦИЯМ, ЧТОБЫ ОТОБРАТЬ ЛУЧШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ.
После окончания ремонта и переоборудования, в Тарара прибыли 502 человека медперсонала. Семейная медицина Кубы помогает проводить подробнейшее обследование больных, установить диагноз и, отыскав самые эффективные методы лечения, добиться положительных результатов.
Работая на Укркинохронике , во время съемки довелось мне беседовать с американским учёным, доктором Гейлом, который побывал в Украине после аварии на ЧАЭС. Ознакомившись с ситуацией, он предсказал, что тяжелые заболевания со временем будут возрастать с геометрической прогрессией. Многие не поверили. Некоторых одолел панический страх, который спровоцировал множество дополнительных заболеваний. А «в верхах» не было принято разглашать тайны, которые с каждым днем все более и более становились явью.
Количество детей, которым Фиделем Кастро была обещана помощь в день прибытия первого рейса на Кубу с больными детьми из Украины, увеличилось втроё. ПЕРВЫЕ ПАРУ ЛЕТ ЛЕЧИЛИСЬ НА КУБЕ ДЕТИ ТАКЖЕ ИЗ БЕЛОРУССИИ И РОССИИ. Со временем эти страны не стали присылать детей на лечение на Кубу из-за дорогостоящих билетов на самолет и только Украинский молодёжный чернобыльский фонд выстоял перед всеми преградами и добился, чтобы ПРОГРАММА «ДЕТИ ЧЕРНОБЫЛЯ», ПРИНЯТАЯ КУБОЙ В 1990 ГОДУ, ХОТЯ С 1996 ГОДА, СТАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ. ЭТО ОБЛЕГЧИЛО ВОЗМОЖНОСТЬ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, А ТАКЖЕ ДЕТЕЙ ИЗ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ.
Свидетельство о публикации №213090601871