Изабель и пустота

О фильме Франсуа Озона «Молода и прекрасна»

Новый фильм Озона очень простой и незамысловатый, без каких-то подтекстов и мнимых интеллектуальных наслоений. Тема все та же, что и в ранних фильмах режиссера. Внешне благополучное буржуазное общество и протест против этого кажущегося благополучия.

Еще в раннем своем «Крысятнике» Озон с сарказмом показал, что стоит лишь внести какую-то, казалось бы, абсолютно неопасную деталь в привычный уклад жизни этого самого общества, как с него сходит весь лоск, а члены добропорядочной семьи, стянув маски, становятся теми, кем, видимо, и были в глубине души.

Героиня фильма «Молода и прекрасна» семнадцатилетняя Изабель живет в семье, также весьма добропорядочной и благополучной, где, однако,  все ее члены в какой-то степени одержимы сексом – и мама, и отчим, и брат-подросток – намеки на это возникают на протяжении всей картины. Вполне естественно в такой среде, да и просто по молодости, попробовать того самого запретного плода. Но первый сексуальный опыт Изабель не оправдал ожиданий. И девушка, стянутая узами семейного благополучия, решает попробовать нечто иное – порочное и запретное.

Протест Изабель принимает не социальные, а сексуальные формы. Так проще и это соответствует духу времени. Она не идет на баррикады (да их и нет), не пытается выразить себя в каком-то творчестве, учебе или работе. Все это ей, не то что скучно, но даже не приходит в голову. Есть семья и учеба – обязательные и навязанные ей части ее ненастоящей жизни, а есть другая, как ей кажется более реальная, полная нестандартных впечатлений, жизнь.

Протест Изабель мелок и ничтожен. Она и сама не знает, зачем вновь и вновь назначает встречи с клиентами, но ей это нравится. Только так она и живет. В остальное время прозябает. Никакого иного смысла в действиях Изабель нет. Она даже не нимфоманка. Ее привлекает не секс как таковой, не эмоции, не получаемое при этом удовольствие, а просто нестандартные ситуации, в которых происходят секс-встречи. Осознание своей кричащей (правда, не вслух, а про себя) индивидуальности: я – шлюха!

Мелочность сексуального протеста девушки становится ясен, как только возникает непредвиденное обстоятельство – один из любимых клиентов Изабель умирает прямо во время соития. Полиция выходит на след, и вся тайная жизнь молодой авантюристки становится явью для ее близких. Опасные связи сразу прекращаются. А девушка получает оплеух от мамы. И не смеет возразить ответным действием – побегом из дома или еще каким-нибудь дерзким поступком. Не хватает на это воли.

Изабель в фильме действительно молода и на самом деле красива. Но очень уныла и несчастна. Зритель не видит ее ни счастливой, ни просто довольной. Хотя бы даже тем сексом, какой у нее только что был с тем или иным партнером. Внутри Изабель пустота. Эту пустоту не смог, конечно, заполнить ее кратковременный роман с молодым мальчиком в пору воздержания от опасных связей. Хотя режиссер умело вводит зрителя в заблуждение на какое-то время, и уже начинаешь верить (и бояться!), что все может закончиться банальным романтически хеппи-эндом. Но… не бывать этому! Ведь не умея заполнить пустоту внутри себя ничем иным, Изабель, рано или поздно обречена возвратиться к своим опасным связям.

Последний и любимый клиент Изабель – некий обеспеченный дедушка, скончавшийся в постели, - пожалуй, прямая ее противоположность (может, поэтому и сошлись). Он, несмотря на свой преклонный возраст, получает неподдельное удовольствие от жизни, а не мучается от нее. Да и умереть в постели с семнадцатилетней красавицей – какая еще смерть может быть желанней для старого буржуа?

Возможно поэтому жена дедушки (в исполнении Шарлотты Рэмплинг) захотела встретиться с Изабель уже после смерти мужа. Встретиться и… как бы впитать ее энергию, что так заводила старика. Но на поверку никакой энергии у Изабель не оказалось. Лишь пустота. А вся энергия и задор, весь драйв были как раз у покойного мужа.

У Изабель нет даже причин для суицида. Она не подавлена, не обманута, ее сердце не обожгла невзаимная любовь. Она просто равнодушна и уныла. Единственный для нее выход – вернуться к исходному. Взять в руки мобильник и договориться о новой встрече.


Рецензии