Жданка

ЖДАНКА

историческая фантазия
на открытие музея на железнодорожной станции
Жданка в Тульской области


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Лоточник
Шпик
Екатерина II
Казначей
Жена казначеева
Анна Каренина


Явление 1.
Лоточник и Шпик

Лоточник: Пироги! Кому пироги! С яблоком, с капустой, с голубями! Пироги! Кому пироги! С яблоком, капустой, голубями…

Появляется Шпик

Шпик (Лоточнику): Тсс!
Лоточник: Чего изволите? (идет к Шпику).
Шпик: Тсс!
Лоточник: Вам, ваше благородие, каких?
Шпик: Это город Жданка?
Лоточник: Никак нет, это Богородицк. Так вам каких?
Шпик: Ничего не понимаю. А написано «Жданка».
Лоточник: Так это, ваше благородие, станция «Жданка», а город Богородицк. Вам может с голубями? Еще горячие!
Шпик (берет пирожок и ест): Назовут же! Лишь бы нашего брата запутать. А кто, говоришь, у вас в уезде на выборах предводителя дворянства победил?
Лоточник: Известное дело, граф Бобринский. Гривенник.
Шпик: Граф Бобринский - Гривенник?
Лоточник: Граф Бобринский – Алексей Палыч, а гривенник с вас за пирожок.
Шпик: А червонец хочешь?
Лоточник: А кто ж не хочет.
Шпик: Тогда слушай меня: сегодня Алексей Палыч приезжает на поезде из Петербурга. Возможно он будет не один. Понимаешь?
Лоточник: Понимаю, и что?
Шпик: А то, что ты должен запомнить все, о чем они будут говорить.
Лоточник: Кто они?
Шпик: Люди на перроне. Те, что с графом приедут или встречать его придут. Запомнишь, расскажешь мне и получишь свой гривенник.
Лоточник: Червонец.
Шпик: Ладно, грабитель, червонец.
Лоточник: А вы кто будете?

Звук подъезжающего поезда

Шпик: Не твое дело. Поезд подходит. Смотри мне!

Шпик убегает.





Явление 2.
Лоточник и Екатерина II

Лоточник: Пироги! Кому пироги! С яблоком, с капустой, с голубями! Пироги! Кому пироги! С яблоком, капустой, голубями…

Появляется Катька

Катька (Лоточнику): Любезный, это станция «Жданка»?
Лоточник: Известное дело, «Жданка». Чего-с изволите?
Катька: Ждать буду.
Лоточник: Чего?
Катька: А черт его знает, чего мне теперь ждать! Понимаешь, легенда такая есть, будто я на этом месте когда-то карету очень долго ждала, потому эту станцию «Жданкой» и назвали.
Лоточник: Матушка государыня Екатерина Великая!

Лоточник падает на колени.

Катька: Да встань ты, у вас давно другой император.
Лоточник: А вы тут как же?
Катька: Долги народу раздаю. При власти будучи наобещала столько, что и теперь еще не все успела. А ведь половину даже не я сама обещала, а чиновники моим именем. Вот, приходится исполнять, дабы народ во мне не разочаровался.
Лоточник: Матушка, так ведь в ваши времена и железной дороги не было.
Катька: В том все и дело. Ждала, пока «Жданку» построят. Теперь здесь ждать стану. Тяжело нам, государям.
Лоточник: Стало быть, вы и в парк на камень любви поедете? По легенде, вы там сына своего незаконного от Григория Орлова рожали на большой бобровой шубе. Потому ему и фамилию Бобринский дали.
Катька: Стало быть, я Лешку здесь рожала? На камне? Тяжело нам, государям. А где этот парк?
Лоточник: А прямо за дворцом. Заодно веер возьмите. По легенде вы взобрались на крышу дворца, бросили вниз веер и повелели по его подобию город на другом берегу реки заложить.
Катька: Помедленнее, я записываю. Значит, город заложить. Раз приехала, нужно со всем одним махом покончить. Пойду веер бросать. Не пропадать же городу! Эх, тяжело нам, государям.





Явление 3.
Лоточник и Шпик

Шпик: Ну что, кто был, чего говорил?
Лоточник: Как бы это… Матушка Екатерина Великая приехала, пошла сына рожать и город закладывать.
Шпик: Екатерина II? Что ты мелешь?
Лоточник: Истинный крест!
Шпик: Ладно дурака-то валять! Ну, хорошо, грабитель, два червонца! Тут дело, понимаешь, государственной важности. Граф ваш, Алексей Палыч, с сомнительными людьми знакомства водит. Про барона Редстока слыхал? Куда тебе! Вот этот Редсток с твоим графом задумали святую церковь свергнуть и свою религию установить. Говорят, Бог должен быть в душе, а потому незачем в храм ходить и обряды там совершать, а священники – зажравшиеся коты и только. Во как. Теперь понимаешь? Гляди, бежит вроде кто-то. Смотри мне!
Шпик убегает.





Явление 4.
Лоточник, Казначей и его жена

Лоточник: Пироги! Кому пироги! С яблоком, с капустой, с голубями! Пироги! Кому пироги! С яблоком, капустой, голубями…

Вбегают запыхавшиеся Казначей с хлебом-солью и его жена.

Жена: Кажись, успели. (Лоточнику): Эй, малый, граф Алексей Палыч приехали?
Лоточник: Нет пока, ждем.
Казначей: Вот видишь, а то все быстрей, быстрей! (лоточнику): Стопку водки и пару с капустой. Так бежал, думал сердце из печенок выскочит!
Жена: Вот приедет из Тулы управляющий казенной палатой Салтыков-Щедрин, он тебе и сердце выскочит, и голову твою бестолковую выскочит к чертям собачьим! Изверг! Душегуб! Ты о чем думал, когда липовый отчет в губернию вез?
Казначей: О тебе, о чем же еще!
Жена: Плохо, значит, думал, изверг! Душегуб! Вот убила бы! Своими руками! Ты разве не мог в цифрах этих нужную ижицу нарисовать?
Казначей: Да как же там нарисуешь, коли казенные деньги поначалу были, а потом сплыли. Рисуй – не рисуй, денег не нарисуешь. А все ты! Заладила, что казначейша, а живешь хуже крестьянки. Кому новый гардероб понадобился, чтобы городничихе нос утереть?
Жена: Вот ты как! Теперь, значит, это я во всем виновата? А какие ты своей мымре тульской подарки дарил? Забыл? А кто на поправку здоровья 100 целковых с цыганами прокутил? Забыл, изверг? Или это тоже из-за меня?
Казначей: Да ладно, оба хороши. Теперь остается только Алексей Палычу в ножки кинуться.
Жена: Это точно, что он этого Салтыкова-Щедрина из казенной палаты знает?
Казначей: Как же, они с малых лет в лицее учились вместе. Авось уговорит его простить нас ради старой дружбы.
Жена: А если не уговорит? Вот убила бы! Своими руками!
Казначей: У меня жар. Я заболел. Умираю.
Жена: Вася, ты что? Вася! Васенька! (лоточнику) Стопку водки и пару с капустой!
Лоточник: Извиняйте, господа хорошие, только закуску держим.
Жена: Вася, я сейчас найду, я принесу… Вася, держись!

Казначей умирает, жена приводит его в чувство.





Явление 5.
Лоточник и Шпик

Шпик: Ну что, узнал чего? Да я все сам слышал. Вот и с Салтыковым-Щедриным граф ваш дружбу водит. А это знаешь кто? Писатель. Человек ненадежный. У меня все записано. Ваш Алексей Палыч еще до отмены государем императором крепостного права своим крепостным считай, что вольную жизнь устроил. Это зачем? А? Сахарный завод поставил, уголь копать стал, дорог железных по всей стране понастроил. Наши деды без этого прожили и ничего. Они что, глупее него были? Все это неспроста, ох и неспроста. Что-то он задумал. И с другим писателем снюхался, с Толстым. Этот Толстой Ваш Богородицк даже в романе своем описал. Неспроста все это.

Звук подъезжающего поезда
Шпик исчезает





Явление 6.
Лоточник и Анна Каренина.

Анна (Лоточнику): Любезный, далеко ли до Воздвиженского?
Лоточник: А это что такое?
Анна: Имение, меня граф Алексей давно ждет.
Лоточник: Имение графское совсем рядом, только путаете вы барыня, оно не Воздвиженским, а Богородицком называется.
Анна: Я ничего не путаю. Может оно раньше Богородицком называлось, а теперь Воздвиженское? Алексей рассказывал, что дедовский дом с парком запущены были, но он их восстановил, закупил все английское, прочное и добротное. Он так страстно увлекся хозяйством! Устроил у себя в имении конезавод, больницу для рабочих, провел железную дорогу. Да вот же станция! Все сходится!
Лоточник: Точно, про имение и про графа все сходится. Только Богородицк всегда Богородицком был, а не Воздвиженским. Путаете вы, барыня.
Анна: Как ты смеешь! Ты хоть знаешь, с кем разговариваешь? Я Анна Каренина. Надо будет все рассказать Алексею Вронскому. Что смотришь? Я все расскажу вашему графу.
Лоточник: Воля ваша, барыня, только наш граф Алексей Бобринский.
Анна: Не знаю никакого Алексея Бобринского. Я знаю Алексея Вронского. Ничего не понимаю.





Явление 7.
Лоточник, Анна Каренина, Екатерина II

Появляется Екатерина II с записной книжкой.

Анна (Катьке): Мадам, может вы разъяснить этот карамболь?
Катька (сама с собой): Камень любви нашла, полежала. Удобно, но без бобровой шубы жестко. Вычеркиваю. На крышу дворца взобралась, веер бросила. Тоже вычеркиваю.
Лоточник: Матушка, зачем так убиваться? Это же только легенды!
Катька: Да, легенды. Зато благодаря им я в памяти народной до сих пор жива. Народ на меня все еще надеется! А я об том ни сном, ни духом. Нельзя народные надежды обманывать. Кстати, где у вас тут Черная Грязь?
Жена: Да кругом! Куда не плюнь! Чего-чего, а этим добром мы богаты!
Катька: Нет, деревня «Черная Грязь». По легенде мне нужно там застрять, и в грязи этой вымазаться. Иначе вся история к черту. Больше я ничего сделать не должна?
Лоточник: Это ты, матушка, у Алексей Палыча спроси, он шибко ученый.
Катька: А это кто?
Лоточник: Правнук твой, матушка.

Явление последнее.
Те же, Казначей, его жена, затем Шпик

Жена (орет): Едут! Едут! Алексей Палыч едут!

Общая суета

Слава Богу, дождались!
Все: Где? Где?
Наконец-то!

Звук поезда, проносящегося мимо.
Немая сцена

Шпик: Да где он едет?
Жена: Померещилось. Видно с голоду. Дай что ли один с голубями.
Казначей: Эх ты... Едут! Это они так с самого утра едут!
Анна: И что нам теперь делать?
Катька: Ждать лучших времен. Здесь все ждут.
Лоточник: На то она и «Жданка».

Занавес


Рецензии