Катехизис идеалистов

КАТЕХИЗИС ИДЕАЛИСТОВ

юбилейная интермедия
Алексею Афанасьевичу Яшину


Действующие лица:

СТАЛИН,
генералиссимус, писатель

ЯШИН,
профессор, писатель



ДЕЙСТВИЕ ЕДИНСТВЕННОЕ

Дача Сталина.
Ночь на 1 марта 1953 года.
Сталин со стаканом чая
возвращается к рабочему столу.

Сталин (ворчит): Генералиссимус… Герой труда, герой Советского Союза… Председатель того, сего… А как чаю подать, так рядом никого. Надоели все. Рапортовать быстро выучились, а страну оставить не на кого. Разбазарят, прощелкают…
Яшин: Если бы вы знали, товарищ Сталин, как вы правы.
Сталин: Кто здесь?
Яшин: Это Яшин, товарищ Сталин.
Сталин: Какой такой Яшин?
Яшин: Профессор.
Сталин: Здравствуйте, товарищ Яшин. Вы, кажется, еще и писатель. Так сказать, в свободное от работы время. Правильные вещи пишите, товарищ Яшин. А этот ваш «Катехизис идеалиста» будет посильнее «Фауста» Гете.
Яшин: Стараюсь, товарищ Сталин. Вы же тоже немного пишите. Стихи, например.
Сталин: Когда это было… Только в собрание своих сочинений включать их не стал. Скажут, ему страну доверили, а он стишками балует. Объясняй потом, что это грехи молодости.
Яшин: Да, объяснять всегда трудно, особенно если твоих объяснений не хотят слышать.
Сталин: Вы про что это, товарищ Яшин? Про борьбу с культом моей личности?
Яшин: Откуда вы знаете?
Сталин: Из «Катехизиса идеалиста». Полезная, знаете ли, книжица. Значит, меня посмертно репрессируют посмертно реабилитированные? Что же, я не против.
Яшин: Что вы хотите сказать?
Сталин: Философия. Спираль развития. Только спираль на одном витке не заканчивается. За одним витком непременно следует другой, возвращающий все на круги своя. Главное, чтобы товарищи не подвели. Вот вы, товарищ Яшин, журнал с надежными товарищами делаете?
Яшин: Мы…
Сталин: Это правильно. Только репрессиями не увлекайтесь. Затягивает, знаете ли. Потом не отмоешься. Пушкина в тридцать седьмом убили. Так и того не Дантесу, а мне приписывают.
Яшин: А вы, товарищ Сталин, тоже…
Сталин: Что тоже?
Яшин: Приписывайте. В смысле пишите.
Сталин: Стихи?
Яшин: Можно стихи, можно и другое.
Сталин: Так не опубликуют! Со мной же модно бороться! Странно. В молодости охранка со мной боролась, теперь… Спираль. Философия. Не опубликуют.
Яшин: Опубликуют. Это я беру на себя.
Сталин: Хватит на сегодня, товарищ Яшин. Устал я. На покой пора. Вас же завтра ждут большие дела. А сегодня всем отдыхать пора, скоро рассвет. За окном уже заря начинается.
Яшин: Приокская.
Сталин: Что?
Яшин: Наша заря начинается, приокская, писательская. Вы же тоже пишите, товарищ Сталин?
Сталин: Баловство. Грехи молодости. Откуда про зарю знаете, товарищ Яшин?
Яшин: Мне было видение. На Патмосе.
Сталин: Патмос, Патмос… Это греческий город?
Яшин: Это моя книга.
Сталин: Не читал. И что, не хуже «Катехизиса»? Как думаете, товарищ Яшин? Может быть, мне издать свои стихи отдельной книгой? Теперь уже все равно, что подумают. Все равно. Дальше - пустота.
Яшин: Пустота. Но не простая. Квадратная.

Рассвет.


Рецензии