испытание табуретов и памяти

Накануне моего пятилетия (так совпало:немного повысили зарплату) и бабушка разрешила  устроить дочери в святая святых,на кухне, "раскардаш"...Мама получив этот неожиданный,но такой желанный карт-бланш усиленно решила заняться цивилизованным бытом на кухне...Выброшенные ею во двор дореволюционный буфет и пара стульев,попади они в современную антикварную лавку ,стоили бы сейчас если не состояния,то многих оторванных в борьбе за них пуговиц уж точно...
Единственное,что бабушка наотрез отказалась ломать и выбрасывать,был огромный(ну уж точно переживший две войны,сундук).Правда,его еще за пару лет до этих событий отнесли в "летнюю"кухню(такой у нас во дворе был летний мини-домик с печкой,трубой...и вот ,собственно,сундуком...еще там стоял огромный(мне так казалось тогда) дедов письменный стол,оббитый дермантином...оооо ,сколько там было всего интересного!
А чего только не было в этом сундуке!Я так думала...Мне под обещание с разными детскими клятвами было запрещено категорически,ну просто наотрез пытаться заглядывать в него:объяснение было совершенно рациональное и не носило никакой мистической составляющей:сундук был сделан без единого гвоздя из толстой доски ,кажется из лиственницы,сочень тяжелой толстой крышкой.Украшением на нем были витые металлические ручки по бокам .При моем неимоверном любопытстве двумя руками открыть ее можно было бы,но то,что она сама опустилась бы на голову даже для меня не было тайной...лезть я пыталась,но не очень настойчиво (хватило и синего пальца).По слезной просьбе мне его открывала пару раз бабушка:"Вот,чертенок!Иди,смотри!Только быстрее,мне же тяжело!"Я успевала увидеть кучу книг "100 фасонов женского платья",старую обувь и свои же старые игрушки...Но я была все равно уверена в том,что Дед Мороз именно в сундуке прячет подарки,перед тем,как занести нам их под елку на Новый год...
 Пока сундук стоял дома,в нем хранилось чистое белье...Теперь же он использовался только летом... и как обеденный стол,и как рисовальный, и,главное, как стол для кройки и шитья(бабушка шила на заказ...по огромному секрету,который знали все)..."Заказчицами"(совр."клиентки") были учителя местной школы,продавцы местного магазина и женская часть инженерно-служащих работников местной фабрики.Бабушка была самоучка,она научилась шить от своей мамы,а та в свою очередь от своей(я ,кстати,тоже неплохо шью....если уж совсем что)...Лицензии у нее конечно не было...Шила она не часто,но работа ее ценилась:она первая воплощала в жизнь наряды звезд киноэкрана...
Однажды отец с моим ,кстати,участием...ну, не совсем удачно пошутил.Бабушка занималась,как она говорила,шитвом,в спальне:"Зингер"(ножная,тоже дореволюционная семейная реликвия) стояла посередине спальни,на ковре...все было усыпано нитками,на кроватях были разложены детали кроя...Бабушке было некогда,она спешила:после обеда должна была прийти заказчица на примерку...Вообще после моего появления на свет,она стала шить совсем мало и по большим просьбам...однажды возясь со мной,одновременно готовя обед и платье,она в ткани поменяла верх и низ...ткань была с блестками,привезенная одной учительнице сыном из плавания,дорогая...После этого бабушка перестала брать"серьезные" заказы...Ну так вот,она спешила,сама в магазин не пошла,а послала нас с папой за какой-то ерундой,но необходимой для обеда...Серьезные покупки она делала сама и,как она говорила,по великому блату.Кстати, бабушке еще-то и полтинника не было тогда...
...Это я так,к слову...
И вот мы с папой возвращаемся из магазина...поднимаемся на порог,он пару раз стучит в дверь,и вместо "это мы" говорит...."фининспекция"...я не знала,что это,но по выражению его лица поняла,что все-таки зря пошутил...
Дверь открылась минуты через полторы...Ни машинки,ни деталей платья,а самое главное,не было ни одной ниточки на ковре...Отец вот именно тогда ДОпонял,НАСКОЛЬКО шутка была не ...удачной....День бабушка с любимым зятем не разговаривала вообще,и тарелку после обеда(он шел во вторую смену )он мыл за собой сам кленовым листиком (конечно сам не нашел тряпочку)...
Итак,я очень отвлеклась от темы маминого стремления переобустроить кухню...Она купила и привезла кремовый буфет с раздвижными стеклами,обеденный стол и два ЧЕТЫРЕХНОГИХ табурета в наборе....Мне все очень понравилось...А еще она купила два ТРЕХНОГИХ табурета...они мне понравились больше всего:верх у них был похож на леденец:деревянная стружка залитая прозрачным желтоватым лаком...
Я решила,что просто обязана испытать все табуреты на прочность и устойчивость.
С двумя первыми все прошло замечательно:я встала на свой маленький(проверенный конечно после покупки)стульчик,затем влезла на четырехногий табурет и красиво спрыгнула с него,глядя в зеркало:сначала немного подпрыгнула вверх и подняла победно руки в полете...
Это занятие я запланировала на вечер:отец работал во вторую смену(он тогда был "старшим мастером сталеплавильных агрегатов": фразу эту я старательно выучила,и если кто-то спрашивал,кем работает папа выдавала...Дедушка в очередной раз лежал в больнице(он часто болел).Я знала,что бабушка с мамой будут сидеть в гостиной на диване и тихо говорить о нем,о врачах и больнице...бабушка будет всхлипывать,мама будет ее успокаивать...
Я была в спальне,и некому было помешать моим испытаниям:я их до некоторого времени проводила тихо...
Дальше по плану шло самое приятное испытание"леденцовых" табуретов...Я со стульчика влезла на табурет,покрутилась перед зеркалом..........Я ничего не успела понять(про центр тяжести я тогда еще не догадывалась,я слова такого не знала).Полет плашмя мой был стремительным и не очень долгим...если бы я ударилась об пол носом,он был бы не семитским,как сейчас,а скорее среднеафриканским...
Непосредственно после падения я даже не успела рявкнуть от боли и испуга:в комнату одновременно влетели мама и бабушка...За пару секунд они уже успели обвинить друг друга,кто первый забыл эту "говнюшку"одну в комнате..."Скорую!",-закричала бабушка."Нееееет!!!",-заорала я..."Язык на месте",-сказала мама...Бабушка тут же пообещала от себя лично набить мне задницу,но почему-то дрожащим голосом.Главный удар пришелся на подбородок,колени и локти,поэтому все обошлось ...Ни поломанного ребра или руки,даже пальца...Но я помню,как мама ставила меня на ноги,держа под подмышки,а ноги не держали...вот тогда я взвыла...Под подбородком сразу вспухла сине-фиолетово-бордово-черная "скобка"...долго потом меняла цвета....Локти и колени сразу стали бордово-фиолетовыми...В ход пошло все немногочисленное фамильное серебро и пятаки.
До пятилетия оставалось дня четыре(23 октября)...Тут бабушка говорит маме:"Ну что,отдать?"Мама говорит:"Ну что теперь делать...отдавай...терапия".Тут мама поворачивается ко мне и говорит уже улыбаясь облегченно(ага,поняли,что ничего у меня не поломалось!)"Дарить тебе сейчас то,что мы приготовили на твой День?Ничего больше не получишь...Нести?" "Нештииии!",-ору я.Я поняла:"То,что нужно нести значит давно лежало в сундуке в летней кухне(куда пошла бабушка после моего вопля) и ждало Дня моего рождения(все-таки нужно будет перед Новым годом залезть под крышку...)"
А когда бабушка внесла Это в комнату,я даже перестала икать от рева...Сначала Это было огромной коробкой,перевязанной лентой...Потом из коробки появилось чудо:кукла-первоклассница почти моего роста,в коричневой настоящей школьной форме и белом фартуке со светлой длинной косой с розовым бантом...
Косу я тут же расплела,она потом конечно так-же не заплелась,как была,а через некоторое время первоклассница облысела вовсе...
                ***               
....Я пишу,вспоминаю,закрываю глаза вспоминая  и вижу живые лица моих самых дорогих людей со счастливыми глазами:мамы,бабушки,отца(он к концу всей этой истории успел вернуться с работы)деда,когда мы на следующий день пошли к нему в больницу и рассказали теперь уже смешную историю,перебивая друг друга...Они были счастливы все,ведь все обошлось...
Я и сейчас помню боль,я помню волосы куклы.На День рождения все равно,как обычно,когда я просыпалась был большой мешок подарков от всех сразу:так интересней...
Моя самая"долгая" кукла,самая "игральная"...Мы с ней до самой школы были парой из фигурного катания...и не замечали смеющихся соседей(двор был общий,вернее проходной,на четыре квартиры...да нас ,танцующих,было видно и в следующем дворе)....мы были счастливы...
                ***
Потом не стало деда,ушла бабушка...Сундук стоял уже на улице...Он то рассыхался,то стоял под дождем и слоем снега...Я хотела вытащить из него свою первоклассницу,но побоялась пауков,ее лысой головы и увидеть кучу книг "100 фасонов женского платья"...


Рецензии
Очень трогательно. Особенно финал. Рассказ стоит назвать "Сундук".

Александр Анатольевич Дьяченко   06.09.2013 22:27     Заявить о нарушении
Я думала над названием....нет,такое название должно у меня быть...только ошибка...не хочется исправлять...правильно"дерматин",а не "дермантин"...))

Ирина Пимоненко   08.09.2013 12:30   Заявить о нарушении
А я помню этот Сундук(почему-то захотельнось с большой буквы)...Что в нем - это была одна из тайн отчасти и моего детсва(оно ведь проходило в досягаемой близости от автора, на расстоянии всего нескольких дверей). Теперь эта тайна раскрыта...

Елена Лазарев   15.09.2013 23:34   Заявить о нарушении