Письма из Федоровского Посада
«ЭПИСТОЛЯРИЙ ГУМЕРА КАРИМОВА»
Гумер Каримов, поэт, прозаик, издатель и главный редактор журнала «Царскосельская лира».
От автора. Эти письма написаны в конце прошлого века. Деревня Федоровский посад - в пяти километрах от Павловска. Когда-то, являясь крепостным имением династии Романовых, исторически тесно переплеталось с нашим городом. Я прожил там долгих 18 лет. Теперь живу в Павловске, но письма, на мой взгляд, интересны тем, что затрагивают тему его прошлого с несколько неожиданной стороны. Впрочем, обратимся к письмам.
ПИСЬМА ИЗ ФЕДОРОВСКОГО ПОСАДА
Душа моя, неутешная разлука моя, здравствуй!
Впрочем, одно слабое утешение в моем бесконечном одиночестве и скучании по тебе есть - я наконец смогу выполнить твою же давнюю просьбу: как-то систематизировать и уложить в некий вразумительный текст разрозненные материалы о Федоровском Посаде для архива твоей библиотеки. Начну прямо сейчас, чтобы как-то отвлечься самому и развлечь тебя, успокоив, конечно, прежде твою извечную занудную житейскую любознательность: голодным не хожу, питаюсь нормально, таблетки принимаю, коммунальные счета оплачены.
Засим, позволь мне перейти к посадской теме. Начну я со стихов (ты же знаешь - без этого мне никак). Тем более, меня это настроит на работу.
БЕЗВЕСТНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ФЁДОРОВСКОГО ПОСАДА
В глуби веков исчез безвестный Федор -
Крестьянский сын, и чей-то муж и брат...
На холм взойдя, перекрестясь на звезды,
Под милость божью основал Посад.
Но знал ли этот Федор легендарный,
Что он - Ромул российского села?
Ведь память на Руси всегда бездарна:
Молва до нас лишь имя донесла.
А кто он? Что он? Где его могила?
Увы, царит забвенья торжество.
Так повелось, что жизнь нас превратила
В Иванов, забывающих родство.
Деянья предков Время уносило,
Но мощь была у пущенных корней!
Иначе б как оно тогда дожило
Назло векам село до наших дней?
Прими ж поклон мой, предок, слишком поздний!
Но тот же небосклон в моей судьбе,
И те же надо мной сияют звезды,
Что улыбались, некогда, тебе.
25.11.98.
Вот так, дорогая, с пессимистической минорной ноты начинаю я свой рассказ о старинном русском селе, ибо мало, катастрофически мало данных архивного свойства, особенно допавловского периода: до новгородских писцовых книг мне не добраться, по крайней мере, сейчас. По-настоящему, надо бы основательно засесть в Публичке или в БАНе, покопаться в Географическом обществе, но... А потому давай договоримся так: «Пишем, что наблюдаем, чего не наблюдаем, того не пишем», - как мудро заметил старый морской волк Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, то есть опишем только то, что нам доподлинно известно, а догадки, гипотезы и версии оставим на потом, когда откопаем что-нибудь.
Таким образом, допавловскую предысторию села, или точнее местности, окружающей современное Федоровское, опишу кратко в этом письме, а в последующих поговорим непосредственно о том, что нам известно о самом селе.
Землей «отчичи и дедови» Ижорская возвышенность стала еще со времен Киевской «Руси. С IХ века на сопках и холмиках среди болот и густо поросших лесами низменок стали появляться, бросая «якорь», первые приильменские словене. А до этого жили здесь лишь финноязычные племена водь и ижоры, подчиняясь Новгороду, входящему тогда в состав Киевской Руси.
Княгиня Ольга повелела в 947 году (заметь: ровно за тысячу лет до моего рождения), устроить здесь погосты (административные центры), указав размеры дани и оброка. Некоторое оживление случилось после знаменательного 1136 года, когда приневские земли вошли в состав владений Господина Великого Новгорода - феодальной республики. Бояре и духовенство, свободные граждане стали получать эти бывшие общинные земли, что дало импульс более активному их освоению. Раскорчевывались леса под пашни, осушались болота, стало развиваться земледелие и скотоводство, наряду с традиционными занятиями местных жителей: охотой, рыболовством, бортничеством. Появились и первые ремесла, торговля. Не будем забывать, земли эти лежали на древнейшем торговом пути «из варяг в греки». Отсюда и та многовековая борьба с иноземными завоевателями Европы и Скандинавии за владение этим путем. Не хочу повторять общеизвестное, скажу только: подсчитано, что на протяжение трех веков - с середины ХII - до середины ХV века Новгород 26 раз воевал за эти земли со шведами и 11 раз - с ливонским орденом немецких феодалов. (Историко-краеведческий альманах «Павловск», выпуск 1, 1994. с. 6.).
Некоторое затишье наступило после 1478 года, когда владения Новгородские были присоединены к Великому Московскому княжеству и когда они были поделены на пять пятин. Одна из них - Водская (Водьская) занимала солидную территорию между Лугой-рекой и Волховым-батюшкой. Пятина, в свою очередь, делилась на 63 погоста. Земля у реки Словенки была приписана к Никольскому Ижорскому погосту с административным центром на месте сохранившегося поныне села Ям-Ижора (Ижоры). Старейшая из новгородских писцовых книг 1500 года, составлена на основе переписи 1480-х годов, в этот погост входили 4 села, 328 деревень, в которых было 855 дворов и 1269 жителей. Хоть я и обещал тебе не заниматься предположениями, но замечу все же, что склоняюсь к убеждению, что какое-то поселение на месте Федоровского Посада тогда уже существовало и оно входило в Ижорский погост. Иначе и быть не могло, поскольку Федоровское стоит на самом высоком по всей этой округе месте и не могло быть для наших далеких предков в те беспокойные, смутные времена, не притягательным: это же естественное защитное возвышение, откуда все вокруг просматривалось, что трудно переоценить при обороне. Известно, школьники и сейчас находят в селе предметы и монеты, датированные задолго до прихода на эти земли Петра Великого, в том числе, и шведские кроны.
Пойдем, однако, дальше, ведь кровавая история этих мест не кончается пятнадцатым веком. Развязанная Иваном Грозным в 1558 году Ливонская война, за четверть века опустошила край, а в начале ХVII века шведы, воспользовавшись «смутным временем» Московского государства, захватила Водскую пятину, назвав ее Ингерманландией (Ингрией - по-немецки), включила в состав своей Короны. Русские, карелы, водь, ижора вновь покидали нажитые места, а на их место пришли племена саванокотов и аутюматсеев, протестантов по вере. В документах той поры их называли «чухонцами» или «маймистами».
За время шведского владычества земли Водской пятины опустели. Так, в Тярюлево (Тярлево) из 40 домов осталось 8 курных изб. Печать запустения и разора царила на Ижорской земле. Край умирал вместе с ХVII столетием. Наступил 1700 год.
Лапки моей машинки стали путаться, глаза слипаться. За окном поздняя ночь. Довольно раздражать соседей монотонным стуком клавиш. Пора на покой.
Спи и ты, милая, спокойной ночи!
Свидетельство о публикации №213090600683