Боярыня Морозова

На левой стене от входа в зал представлена картина «Боярыня Морозова»   
               
«То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету «от сотворения мира»). Боярыня уже три дня сидела под стражей «в людских хоромах в подклете» своего московского дома. Теперь ей «возложили чепь на выю», посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, «ясно изъобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие. — А. П.), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше».
«На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам — к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет. Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники, и нищие, и юродивые. Мы знаем, что люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к «простецам»: «Приимала еси в дом... юродивых и прочих таковых... их учения держася». Но был еще один человек, к которому в тот ноябрьский день простирала два перста Морозова, для которого она бряцала цепями. Этот человек — царь Алексей Михайлович. Чудов монастырь находился в Кремле. Боярыню везли около государева дворца. «Мняше бо святая, яко на переходех царь смотряет», — пишет автор Повести, и пишет скорее всего со слов самой Морозовой, к которой он был очень близок и с которой имел случай разговаривать и в тюрьме (очень интересные соображения о личности автора приводятся в исследовании А. И. Мазунина). Неизвестно, глядел ли царь на боярыню с дворцовых переходов, под которыми ехали сани, или не глядел. Но в том, что мысли о ней прямо-таки преследовали Алексея Михайловича, нет ни малейшего сомнения. Для царя она была камнем преткновения: ведь речь шла не о рядовой ослушнице, а о Морозовой. (Академик Панченко А.М.)

Это об исторической достоверности изображенного на полотне.

Историческая достоверность полотен Сурикова усиливает тот высокий накал страстей и мощь героев его полотен. И впервые в искусстве героем истории становиться народ. Но чаще всего этот героизм проходит через страдания народа, отвечающего за все, что затевают власть имущие…
 
  Героям - у которым тоже и, как правило, не бывает счастливого финала.


 "Боярыня Морозова".1887. Третьяковская галерея. Холст. Масло. 304 на 587,5 см.

 Илл. к http://www.proza.ru/2013/06/28/807


Рецензии
Одни страдания. Героизма нет.

Владимир Врубель   06.09.2013 18:22     Заявить о нарушении
Героические страдания...

Игорь Браевич   07.09.2013 14:13   Заявить о нарушении