Три рассказа из старых записных книжек

                История одного доклада.

Было это в те далекие времена , когда по словам моего любимого писателя-капитана Конецкого "даже чугунные грудки полуженщин-полульвов вызывали головокружение". Я учился в машиностроительном техникуме и большей частью изучал историю КПСС, обществоведение и другие "технические" науки. Был я тогда мальчиком ответственным, занимался общественной работой и преподаватели очень любили "грузить" меня всякими докладами. То об истории рабочего движения нашего района, то о коммунистах- новаторах нашего завода, то... Подобных "тем" у них хватало. В этот раз на повестке дня был Вася Алексеев. Районный вожак молодежи, он боролся с царизмом и между делом работал токарем на заводе. Умер Вася от тифа в 1919 году, 23 лет от роду. Не найдя больше ничего о его героической жизни, я решил поехать в "публичку". И вот - огромный читальный зал, охраняемый "белыми мышами"  , тишина и несколько десятков ученых дам и мужей. Я промучился с Васей несколько часов. Нашел только его фото в какой-то кепке и посвященную ему поэму.

" Вызвездило так, что не иначе
– Зажигать не станут фонарей.
Мы проходим улицею Стачек,
Молодость почувствовав острей.
Старый друг, проверенный товарищ!
Ты ль от этих улочек отвык,
Ты ль не знаешь, в дни каких пожарищ
Здесь струилась кровь мастеровых."

И все. Стихи, конечно, очень революционные и большевистские, но где взять материал еще на минут 30-40 ? И я решил дописать биографию этому замечательному Васе. И пока писал о его детстве и отрочестве – "настал момент такой" и я поспешил в туалет. Встав около писсуара, я уткнулся глазами в стену и обалдел. Во всю стену, начиная от самого потолка, был написан порно рассказ. Пришел какой-то техник к некоей даме, ну и понеслось. И еще, откуда-то подруга этой дамы на помощь подоспела. Больше всего мне было интересно, как "они" все это писали под потолком, лестницу что-ли притащили? И, если учесть, что это центральная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, как это, вообще, могло иметь место? Я стоял и читал, давно закончив свои "дела". И тут в туалете появился "профессор". Так, по крайней мере, он выглядел. Бородка и "блестящий в некоторых местах костюм". "Профессор" встал рядом со мной, и увидев эту замечательную стену, полез за очками. Через 2-3 минуты шея и затылок у него порозовели, наверно он вспомнил бурные студенческие годы. А я уже представлял Васю Алексеева в своей кепке в виде этого "техника" обслуживающего двух дам и понимал, что знаю, что писать дальше в Васиной биографии. Нужно писать о чем-то личном, о любви, о дружбе, все равно это никто и никогда не проверит. Наконец "профессор", пробормотав что-то типа –" совсем обнаглели", ушел. Его заменил высокий парень, который начал сразу ржать и показывать мне какую-то строчку. Я кивнул головой, дескать, в самом деле смешно и пошел дописывать биографию.

Мой доклад о Васе был признан лучшим и долго украшал стенд об истории РСДРП в нашем районе. Возможно, и по сей день он хранится в архиве машиностроительного техникума г. Санкт-Петербурга.

                Вонь.

Такого количества пакетов, которые мы в Израиле копим у себя в квартирах, в Питере я не видел нигде. Возможно, потому, что у нас их отрывают сколько хотят, а там их покупают в кассах. Знакомые, у которых я остановился в этот раз, пакетами тоже богаты не были. А о специальных мусорных, они, похоже, только слышали. Каждый раз, уходя на какие-то встречи, я открывал чемодан, вытряхивал что – нибудь из очередного израильского пакета, упаковывал в него мусор и по пути выкидывал его в вечно переполненный контейнер. Так я хотел сделать и на этот раз, только оказалось, что у меня остался один красивый пакет из "Суперфарм". Жалко, но не оставлять же в квартире уже начинающий подванивать мусор. А надо сказать, что шел тогда на встречу с бывшими одноклассниками и в аналогичном пакете у меня лежали кремы Мертвого моря и сувениры из Яффо. Я уже был на пол-пути к мусорному контейнеру, когда увидел ИХ. Пятерка бомжей энергично производила раскопки в куче мусора. Один из них, забравшись внутрь контейнера, сбрасывал вниз самые "ценные" вещи. Остальные тщательно досматривали это добро и укладывали в тележку, угнанную, по-видимому, в ближайшем магазине. "Вот уж совсем не хочется протискиваться между ними. Обойду-ка я эту мусорку и выброшу пакет в другом месте" – подумал я.
Времени до встречи оставалось еще много и я решил зайти в банк, поменять доллары и в книжный магазин. Электронная книга – это, конечно, прекрасно, но прикоснуться к "живым" книгам – для меня, по-прежнему, удовольствие, от которого я не могу отказаться. Словом, забыв о мусоре, я пришел в банк. То, что что-то воняет, я почувствовал сразу. "Вот ведь - "культурная столица", а в банке вонь такая стоит" – подумал я и подошел к окну обмена валюты. Миленькая девушка почти сразу же зажала нос рукой и окинув меня взглядом, сказала – "Подождите минуту я сейчас уборщицу позову". "Да уж давайте , милочка, давайте". Пришла уборщица. Косо посмотрев на меня, она вынула пару полупустых мешков мусора и ушла. Вонь только усилилась и расползлась. Я схватил , не пересчитывая, рубли, и стараясь не дышать вылетел из банка. На улице дышать стало легче, хотя, похоже, вонь меня преследовала. Я посмотрел на свои пакеты. Может косметика Мертвого моря испортилась? Ерунда, не может быть. Я зашел в первый попавшийся дворик. Поставил на скамейку свои вещи, снял куртку и осмотрел ее со всех сторон. Ничего. Снял ботинки и надел их обратно. Брюки тоже чистые. Вот черт, что же тогда так воняло? Я взял пакеты и пошел в книжный. Вонь, вроде, немного отступила, но войдя в магазин, я почувствовал ее новую атаку. Девушка – продавец сразу зажала нос. В этот момент у меня зазвонил телефон. Я вышел на улицу и ответил. Бывшая одноклассница, сообщила, что не сможет приехать на встречу. Да и ладно, все равно день испорчен этой вонью. Вот возьму сейчас и подарю набор косметики этой симпатичной девушке-книжнице. Я вернулся в магазин открыл пакет с косметикой. На меня, не мигая, смотрела вонючая рыбная голова. Под пристальным взглядом "книжницы", пытаясь выглядеть спокойным, я вышел на улицу и засунул пакет в урну. Ехать никуда уже не хотелось. Пересилив себя, я сообщил всем, что задерживаюсь и пошел отмываться от вони и менять одежду. Там меня опять ждало переполненное ведро мусора...


                Производственная история.

 Девяностый год, лето, Израиль. Я бреду по пыльной и раскаленной промзоне и ищу работу. Позади ульпан и первые разочарования в новой жизни. Я заглядываю во все сарайчики, которые хоть отдаленно могут быть связаны с металлообработкой. И тут Я увидел Его. Он стоял в грязном рабочем комбинезоне и курил. "Работу ищешь ?"- спросил Он. Я кивнул. "Такие системы знаешь?"- Он показал на стоящий в помещении станок. Я знал. Еще десять лет назад меня, молодого специалиста, послали в месячную командировку в Иваново, к прогрессивному директору-станкостроителю Кабаидзе. Да и годы работы технологом чего-то стоили. "Можешь начинать хоть сейчас"- сказал Он и Я начал. Я стал первым и надолго единственным Его работником. Он крутился, добывая заказы, а Я осуществлял их в металле. Шло время, мы стали расширяться, покупались новые станки, появлялись новые люди. Я радовался этому вместе с Ним. Платил Он мне тогда очень хорошо и Я связывал свое будущее только с Ним и Его заводом. И вот настал новый век. Он построил новое здание, появились более серьезные заказчики. Я уже давно не стоял у станка, у меня уже был свой кабинет. Он как-то отдалился, все время возился с клиентурой. И вот Он решил взять директора. Им оказался какой-то генерал в отставке, со связями и полным непониманием специфики производства. Он просто перестал появляться на заводе. Всем заправлял директор. Первый конфликт у меня с директором произошел через месяц. Потом еще один и еще... Он появился на заводе в то утро рано и сразу вызвал меня. "Ты мне надоел" – сказал Он. "Уходи, получишь все, что тебе положено". Я опешил. Я никак не мог поверить, что это говорит Он, тот которому я верой и правдой служил уже более десяти лет.
Я долго приходил в себя, все казалось, что Он позвонит и позовет меня обратно. И все будет по-прежнему. Но, Он не позвонил...
Прошло еще десять лет. Я поменял несколько мест работы. На нынешнем, хозяин упросил таки меня стать начальником цеха. Конечно, я стал опытней в этих вещах. Выбил у него и машину и зарплату . Заставил даже подписать договор. Но такого кайфа от работы, как это было ТОГДА уже не было.
Несколько дней назад Я вдруг увидел Его, идущего по цеху с нашим хозяином. Они подошли ко мне. "Познакомься"- сказал хозяин- "Он будет искать для нас заказы". "А что с твоим заводом ?" – спросил я, когда хозяин отошел. "Сын с другом прибрали его к рукам, а мне места не нашлось. Да я сам виноват, оформил когда-то завод на него. Кто ж знал, что так получится."- в его глазах блеснули слезы. "Значит будем опять работать вместе" – сказал Я и протянул Ему руку.   


Рецензии